Маленький помощник: как дети помогают выращивать и ухаживать за растениями на даче

  • Ишбаева Гузяль Гиниятовна,
  • воспитатель БУ ХМАО-Югры
  • «Реабилитационный центр
  • для детей и подростков
  • с ограниченными возможностями
  • «Добрый волшебник» г.Сургут
  • Из опыта работы  педагога по интеллектуальному развитию дошкольников в процессе трудовой деятельности

За окном еще кружат снежинки, лужи по ночам покрываются корочкой льда, но в группе уже кипит работа по подготовке к лету.

Ребята хлопочут у подоконника: рыхлят землю, поливают рассаду и отмечают ежедневные изменения в росте растений.

Маленький помощник: как дети помогают выращивать и ухаживать за растениями на даче

Все с нетерпением ждут, когда же настанут теплые дни, можно будет с гордостью выносить на улицу ящички с рассадой и высаживать в землю на своем участке. Да, это будет позже, а пока мы трудимся, стоя у подоконника, трудимся и развиваемся. Да, да, именно развиваемся.

Ведь  через труд в природе можно познать окружающий мир, увидеть его красоту, получить знания о росте и развитии растений. Ухаживая за ними, дети овладевают практическими навыками обращения с инвентарем, узнают особенности выращивания тех или иных растений.

  Труд в природе способствуют так же и  развитию наблюдательности у детей.

В нашей группе мы уделяем большое внимание труду в природе, так как считаем, что кроме перечисленного, велико его значение в нравственном, эстетическом  воспитании, в познавательном развитии, в сплочении детского коллектива.

Хотелось бы рассказать, как мы используем труд в природе, занимаясь «огородом на подоконнике»,  для расширения знаний об окружающем и интеллектуального развития.  Например, перед посевом семян, мы с детьми рассматриваем их, сравниваем.

Маленький помощник: как дети помогают выращивать и ухаживать за растениями на даче

Используя игру «Найди отличия», направленную на развитие мышления,  учим детей  определять форму, цвет, величину семян. В игре «Чудесный мешочек», при определении гороха, фасоли, подсолнуха, арбуза и др. мы   развиваем тактильные ощущения.  Так же при посеве  происходит закрепление  навыка счета. 

Маленький помощник: как дети помогают выращивать и ухаживать за растениями на даче

Предлагаем  детям посадить определенное количество семян в чашку, сколько появилось всходов, сколько листочков у того или иного ростка  и т.д. Упражняем детей в определении величины растений: какой росток самый высокий, средний, низкий, у какого растения листья широкие, узкие, круглые, и т.д.

Маленький помощник: как дети помогают выращивать и ухаживать за растениями на даче

Поливая рассаду, мы учим детей на ощупь определять влажность почвы – сырая земля либо сухая, после чего дети самостоятельно делают вывод о необходимости поливать растение. Все свои размышления, ответы мы учим выстраивать в правильной форме, используя все части речи.

Проводим игры и упражнения «Назови ласково», «Опиши какой», «Скажи наоборот» и др. С помощью таких упражнений у детей расширяется активный словарь, дети учатся строить грамматически правильные предложения, используя при этом прилагательные, глаголы, числительные.

Наблюдая за рассадой,  мы с детьми ведем дневник наблюдений. Ребята зарисовывают этапы роста, появление листочков, побегов. При этом дети учатся анализировать изменения, пользоваться меркой для измерения высоты растений,  развивают изобразительные навыки.

Занимаясь «огородом на подоконнике» дети испытывают радость и удовольствие от своей работы и заинтересованы результатом своего труда.  Они приобретают конкретные знания, устанавливают связи между развитием растений и уходом за ними.

Ежедневно ухаживая за посевами, всходами, ростками  у детей повышается интерес к природе, воспитывается любовь и бережное отношение к ней.

А когда наступит лето и придет пора высаживать, выращенные своими руками растения, дети испытают и чувство гордости, что результат их труда увидит каждый, кто будет в гостях у «Доброго волшебника».

  1. Дидактические игры и упражнения для интеллектуального развития детей
  2. в процессе трудовой деятельности
  3. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий…»

В.А. Сухомлинский

Всем известно, что ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая. Н.К. Крупская писала: «Игра для дошкольника – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму и свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».

Правильно организуя игру детей, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: чувства, сознание, волю и поведение в целом. С помощью дидактических игр дети учатся самостоятельно мыслить, использовать полученные знания, умения и навыки в различных условиях.

Уважаемые педагоги и родители!

Предлагаем вашему вниманию дидактические игры и упражнения для интеллектуального развития детей в процессе трудовой деятельности. Данный материал предназначен для работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением центральной нервной системы. Также он может быть использован родителями при организации игр и занятий с детьми дома.

Содержание подборки направлено не только на развитие высших психических функций, но и на расширение знаний о растениях: их росте, питании, размножении.

Материал представлен в виде дидактических карточек, поэтому перед применением его необходимо разрезать и наклеить на картон.

«Ящик ощущений»
 Цель: познакомить детей с семенами, имеющими разнообразные «крылышки» для переноса ветром.
В коробке лежат семена с крылышками, шишки ели, сосны (из них высыпаются маленькие летающие семечки). Предложить детям по очереди наощупь определить эти семена. При этом никто не сообщает о своих открытиях до тех пор, пока последний участник не ознакомится с содержимым. Свой секрет каждый должен держать в тайне. Затем дошкольники рассказывают, что они обнаружили в ящике и по каким признакам они это сделали.
В итоге игры педагог показывает детям, что в действительности скрывалось внутри ящика.
«Чудесный мешочек»
 Цель: учить выбирать предметы по образцу на ощупь, развивать внимание, формировать эмоционально-положительное отношение к игре.
Оборудование. Мешочек из непрозрачной ткани с завязкой, семена арбуза, дыни, гороха, фасоли, подсолнуха и др.
Ход игры:
1-й вариант (образец дается зрительно). Перед педагогом на столе лежат два комплекта совершенно одинаковых семян. Педагог берет пару семян, рассматривает их с детьми и называет, обращая внимание в основном на то, что предметы одинаковые. А потом опускает один из них в мешочек. Так же и с другой парой семян. Остальные лежащие на столе семена  накрывает салфеткой или закрывает экраном. Дети по очереди подходят к педагогу. Он достает из-под салфетки одно из семян, предлагает ребенку на него посмотреть, не беря в руки, а затем найти такое  же в мешочке. Ребенок на ощупь достает нужное семя, сравнивает его с образцом. Если выбор сделан верно, педагог говорит: «Миша правильно угадал. На столе семя подсолнуха, и он достал из мешочка семя подсолнуха». При повторном проведении игры в мешочек можно опустить три, затем, четыре, пять предметов.
2-й вариант.  Ребенок не только рассматривает  образец, но и ощупывает ее под руководством педагога. Игра проводится так же, как и в первом варианте.
3-й вариант (образец ребенок не видит, а лишь ощупывает) . Педагог опускает семена  в мешочек за экраном, т. е. дети не видят, какие семена  находятся в мешочке. Педагог достает из-под салфетки семя-образец и дает ребенку его ощупать за экраном, потом найти такое  же в мешочке. Когда семя  вынуто  из мешочка, педагог показывает всем детям образец, и они сравнивают их. Если семя найдено верно, то действия ребенка поощряются. Если же он допустил ошибку, то семя  снова опускается в мешочек, ребенок ощупывает другой образец и отыскивает его пару в мешочке.

  •  «Назови ласково»
  • Цель: учить правильному образованию и употреблению уменьшительно-ласкательных форм имен существительных и имен прилагательных.
  • Ход игры:
  • Дети называют слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом на слово, предложенное педагогом: ЯБЛОКО – ЯБЛОЧКО ГРУША – ГРУШЕЧКА СЛИВА – СЛИВОЧКА ПОМИДОР – ПОМИДОРЧИК ОГУРЕЦ – ОГУРЧИК ЛИМОН – ЛИМОНЧИК АНАНАС – АНАНАСИК АПЕЛЬСИН – АПЕЛЬСИНЧИК МОРКОВЬ – МОРКОВОЧКА

СВЕКЛА – СВЕКЛОЧКА (СВЕКОЛОЧКА) и т.д.

Маленький садовник: как вырастить огород вместе с ребенком? – на бэби.ру!

Маленький помощник: как дети помогают выращивать и ухаживать за растениями на даче

Наблюдать за изменениями в природе – любимое занятие многих детей! Именно поэтому они так любят ездить на дачу или в деревню к бабушке, чтобы проводить собственные опыты, сажать растения, следить за жизнью насекомых, собирать цветы, плоды и ягоды. Ведь это настоящее чудо – смотреть, как из зернышка появляется росток, который изо дня в день превращается в настоящее растение!

Эту игру в маленького садовника можно организовать не только на даче, но и дома, вырастив на окошке или балконе свежую зелень, или будущую рассаду.

План

Для создания огорода вам понадобятся горшочки или небольшие ящики, земля и семена. Дайте детям возможность самостоятельно выбирать все необходимые вещи для посадки, например, яркий горшочек, красивую лопатку или целый набор маленького садовода.

Подумайте вместе с ребенком, какие растения вам хотелось бы вырастить. Сходите в магазин за семенами, изучите ассортимент и выберите несколько вариантов, которые лучше всего посадить дома. Это может быть зеленый салат, укроп, петрушка, базилик и другие травы, которые быстро всходят и прорастают, а также неприхотливые цветы. 

Если у вас есть садовый участок, на нем можно посадить еще больше растений: редиску, морковь, свеклу, кабачки, лук, чеснок и многие другие. Выделите для ребенка отдельную грядку или ее часть, где он сам будет «хозяином» и главным садоводом.

Заранее продумайте, как вы будете отличать посаженные растения. Горшочки можно подписать маркером или сделать для них красивые наклейки, а для грядок подойдут разноцветные палочки или таблички.

Для начала почитайте инструкцию к семенам и расскажите ребенку, как правильно сажать растения и заботиться о них. Поищите интересные детские книги или мультфильмы о жизни растений, которые еще больше увлекут ребенка садоводством. 

Неожиданные результаты

После посадки своего собственного сада малыш каждое утро будет с нетерпением проверять, когда же прорастут семена? Дети всегда в восторге от того, что каждый новый день его росток становится все больше, красивее и зеленее, превращаясь в настоящее большое растение! Интерес ребенка к садоводству часто растет вместе с его огородом. Это хороший момент, чтобы научить его любить и беречь природу, ухаживать за растениями, а также терпеливо ждать первого урожая.  

Сбор урожая

Самый долгожданный момент! Пока вы готовите обед или ужин, пусть ребенок проверяет свой огород: не пора ли собирать урожай? Научите его аккуратно срезать зелень или собирать плоды. Покажите, что каждый выращенный им салатный листок или веточка петрушки – это настоящая гордость и ценность для вас! 

Обязательно похвалите ребенка за его труды, расскажите, что теперь вам не обязательно покупать эти продукты в магазине или на рынке, а блюда с ними станут еще вкуснее и полезнее! Это хороший способ привить детям полезные привычки в еде, так как многие из них любят овощи и зелень, но когда растения выращены собственными руками – это совсем другое дело! Не сомневайтесь, время, затраченное на выбор семян и их проращивание, окупится сполна: в знаниях ботаники, здоровых привычках в еде и, конечно, семейной близости!

  • Удачи вам и вашему малышу в садово-огородных рекордах!
  • Читать также: Организовываем детскую площадку на даче>>
  •  thehumblegardener.com

Ребенок на даче: как совместить воспитание и огород

Чем увлечь детей на даче, а заодно и приобщить их к труду и какие опасности могут подстерегать ребенка в огороде.

Маленький помощник: как дети помогают выращивать и ухаживать за растениями на даче

Детям про огород

Чтобы дачные заботы не воспринимались ребенком как повинность, необходимо заинтересовать его, превратить работу в увлекательную игру. Подстегнуть любопытство способны загадки, песенки, сказки и мультики про огород.

К примеру, понимает ли малыш, почему морковку сравнивают с девицей в темнице, и при чем тут ее коса? Доступен ли ему юмор сказки о мужике, заключившем с медведем договор на вершки и корешки? Даже в популярных мультсериалах найдутся эпизоды, в которых главные герои выступают в роли аграриев.

Например, предложите ребенку побыть на денек Копатычем из «Смешариков» или покажите серию «Три кота», где Коржик, Компот и Карамелька помогают бабушке вырастить урожай.

Вот несколько аргументов в пользу детского огородничества:

  1. Работа на свежем воздухе — прекрасная альтернатива гаджетам, телевизору и интернету. В наше время многие родители сетуют, что чад не оторвать от экрана смартфона, поэтому дача, где отсутсвует или слаб сигнал мобильной сети, — просто находка.

  2. Огород — это практически неиссякаемый источник информации об окружающем мире. Сколько знаний и открытий дает наблюдение за природой! Самые маленькие крошки могут изучать цвета и формы, ребята постарше — основы ботаники, физические процессы и элементарные химические реакции.

    При желании даже неловкий разговор о том, откуда берутся дети, может свестись к рассказу о тычинках и пестиках.

  3. Уход за растениями воспитывает в молодом поколении массу положительных качеств: терпение, трудолюбие, забота и отвественность.

    А справившись с задачей вырастить свой первый урожай, ребенок будет горд собой и это повысит его уверенность и самооценку.

К перечисленному можно добавить и другие плюсы огородничества:

  1. Любовь к здоровой пище. Даже знатные привереды и малоежки с удовольствием уплетают овощи, выращенные своими руками.
  2. Осознание ребенком своей нужности и полезности, приобщение к «взрослым» обязанностям.
  3. Новые навыки, которые могут пригодиться в дальнейшем. Кто знает, может карапуз, копающий ямку детской лопаткой, впоследствии станет профессиональным агрономом или ландшафтным дизайнером?!

Работа в огороде для детей

Прежде чем давать ребенку какие-то поручения, нужно убедиться, что ему это под силу. Наивно ожидать от трехлетки, что пропалывая сорняки, он не выщипает рассаду, а от пятилетки — аккуратно перекопанных грядок.

Поэтому трудную и кропотливую работу должны взять на себя взрослые. При этом искреннее желание ребенка помочь должно находить понимание и благодарность. Замечания типа «Отстань», «Не мешай», «Не умеешь — не берись» могут не только отвратить малыша от дачных забот, но и сказаться на его отношениях с родителями и самооценке.

Стоит также учитывать, что большинству детей, особенно в очень раннем возрасте, не хватает усидчивости и они склонны быстро переключать внимание. Как выход — проводить предварительную подготовку самостоятельно, а юных растениеводов подключать в самый ответственный и интересный момент. Например, заранее прорыхлить и удобрить землю, а ребенку дать возможность посадить семена.

Как создать клумбу в огороде для детей

Если есть опасения, что ребенок испортит посадки, а детский энтузиазм копать, сажать и поливать неукротим, отличный компромисс — выделить для опрыска отдельную клумбу или грядку, которая всецело будет принадлежать только ему. Малышу наверняка понравится самостоятельно обустроить собственный мини-огород.

Выбирая растения для детской грядки, нужно помнить, что малыши не любят слишком долго ждать, поэтому лучше брать скороспелые культуры: редис, репа, горох, китайская капуста и др.

Если детишки сами вызвались засеять огород, хорошо бы учитывать, что их пальчикам тяжело ухватить слишком мелкие семечки, и предложить посадить тыкву, кабачок, подсолнечник или луковичные цветы.

Во многих семьях есть прекрасная традиция сажать деревья или кустарники в честь каждого из ее членов. Юному садоводу такая идея точно придется по вкусу!

Особенную радость ребенку принесет декорирование собственной грядки или клумбы. Помогите ему создать ограждение, таблички с названием растений, соорудить самодельное пугало или расставить садовые фигурки. При этом не настаивайте на своем видении дизайна, пусть дети проявят собственную фантазию!

Наполним корзины!

Собирать урожай — отдельное удовольствие и лишать его ребенка было бы преступлением. Однако чтобы избежать казусов, малышу нужно объяснить, как определять спелость овощей, фруктов и ягод, как не повредить растение, срывая плоды, куда складывать «дары огорода».

Сад и огород для детей: на будущее

Если лето на даче не разовая акция, можно задуматься о том, какие культуры переживут зиму и порадуют детей в самом начале следующего огородного сезона. Это могут быть цветы, в том числе первоцветы (подснежники, крокусы, мускари, весенник), многолетняя зелень (щавель, лук-батун и т.д.) или озимые посадки.

Какие опасности могут подстерегать ребенка в огороде

Безопасность ребенка всегда должна быть на первом месте! И дача не исключение.

Потенциальную опасность представляют синтетические удобрения и химические инсектициды (средства от вредителей), открытые источники воды (пруд, колодец, большие бочки), острые или тяжелые инструменты (косы, серпы, топоры).

Садовый инвентарь и химия должны храниться в специально отведенном месте, желательно на недоступной для детей высоте или под замком. Бочки, колодцы также лучше закрыть, а доступ к прудам и речкам ограничить забором.

Еще одна возможная опасность — ядовитые растения (борщевик, лютик, волчья ягода и т.д.). Дети должны заранее знать их «в лицо» и понимать, что есть можно, а что нельзя.

Инструменты для юных агрономов: как выбрать

Чтобы маленькому дачнику было комфортно и безопасно работать, необходимо правильно подобрать для него инвентарь с учетом возраста, роста и физической силы. Пластмассовый набор для песочницы лучше использовать по назначению, а на огороде предложить ребенку инструменты для домашнего растениеводства (уменьшенные версии обычной лопаты, граблей и т.д.).

Необходимо убедиться, что они не оставят на руках заноз, не слишком острые, чтобы поранить малыша и достаточно легкие для него. К счастью, сегодня многие фирмы предлагают и специально разработанный детский садовый инвентарь (Brigadier, Wader, Sneeboer и т.п.).

Работа в огороде — это вовсе не бессовестная эксплуатация детского труда, а важная и полезная часть воспитательного процесса. На дачном участке можно с легкость удовлетворить тягу юных умов к новым знаниям и впечатлениям, а физическая нагрузка еще и даст возможность выплеснуть энергию.

Конспект трудовой деятельности с детьми «Уход за растениями на огороде»

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
  • УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ
  • «ДЕТСКИЙ САД №25»
  • 156013 Российская Федерация, город Кострома, улица Князева 15а, (филиал) проспект Мира дом 16.

Тел. (4942) 51-47-67; mdouds96@yandex.ru

  1. КОНСПЕКТ
  2. совместной деятельности в режимных моментахс детьми старшей группы общеразвивающей направленности
  3. трудовая деятельность
  4.  Образовательная область: «Познавательное развитие»
  5.  «Уход за растениями на огороде».
  6. Ведущая образовательная технология: Познавательно-исследовательская деятельность
  7. Подготовил и провёл:
  8. Воспитатель Пономаренко Ольга Александровна
  9. Кострома 2020 год
  10. Форма проведения: подгрупповая
  11. Место проведения: Огород детского сада
  12. Возрастная группа: старшая группа, общеразвивающей направленности.
  13. Цель: Формирование у детей трудовых навыков по уходу за растениями на огороде.
  14. Программные задачи:
  15. Образовательные:
  16. – закрепить знания у детей о способах ухода за растениями,
  17. – формировать навыки работы с садовым инвентарем.
  18. Развивающие:
  19. – развивать трудовые умения и навыки,
  20. – развивать умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с землёй,
  21. – развивать положительное отношение к трудовой деятельности,
  22. – развивать любознательность, сообразительность, познавательные способности.
  23. Воспитательные:
  24. – воспитание интереса к трудовой деятельности по уходу за растениями,
  25. – способствовать появлению желания узнавать новое о природе.
  26. Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
  27. Используемая педагогическая технология: Познавательно-исследовательская деятельность
  28. Методы и приёмы:
  • Словесный – отгадывание загадки, вопросы педагога и ответы детей, напоминание, словесное поощрение детей.
  • Практический – трудовая деятельность детей и взрослых по прополке, рыхлению и поливу растений.
  • Игровой – дидактическая игра «Когда это бывает»
  • Наглядный – показ взрослого.

Выносной материал: маленькие лейки, детские грабли, ведерки для сбора сорняков (по количеству детей); большая лейка для взрослого, большие ведра с водой, мешок для сорняков.

Предварительная работа: беседа с детьми о том, какой вред наносят сорняки овощам, рассматривание иллюстраций с овощами, садовым инвентарем и трудом людей на огороде. Напоминание правила пользования садовым инвентарем.

Индивидуальная работа: индивидуальная помощь детям в рыхлении и удалении сорняков

Ход непосредственно образовательной деятельности

Структурные части НОД/ этапы НОД Деятельность воспитателя Деятельность детей Поощрение детейпедагогом
Цель:
1.Создание образовательной ситуации, мотивация детей Воспитатель: Ребята, а кто мне подскажет какое сейчас время года? А за летом наступит? А потом? А после зимы наступит?- Давайте поиграем в игру: «Когда это бывает?»Посмотрите вокруг, летом светит солнце, цветут цветы, на деревьях зеленеет листва, люди загорают и купаются, собирают ягоды и грибы. А еще летом люди трудятся, а вот где вы узнаете отгадав загадку.

  • Загадывание загадки: Редиску, картошку,
  • Всего понемножку,
  • На нём мы растим,
  •                          А после едим!    
  • – Давайте и мы сходим, проверим, как растут наши овощи.
  • Воспитатель подводит детей на огородный участок детского сада, на котором уже работает младший воспитатель. (Младший воспитатель рыхлит и полит сорняки на грядке)

–  Ребята, посмотрите, Т.С. уже трудится в огороде.Воспитатель обращает внимание детей на то, что делает младший воспитатель и задает наводящие вопросы. (Что делает Татьяна Сергеевна? Для чего она это делает? Что для этого она использует?- Ребята, а кто хочет помочь Татьяне Сергеевне?

  1. – Лето,
  2. – Осень, Зима,
  3. – Весна.
  4. Дети играют в игу
  5. Отгадывают загадку:
  6. – Огород
  7. Ответы детей
  • Правильно
  • Верно
  • – Молодцы, что вы все хотите помочь!
2.Формулирование цели – А, как мы можем помочь Т.С.? Какой инструмент нам понадобится? (Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы) Ответы детей Правильно
Цель: Закрепление у детей навыков ухода за растениями в огороде
– Ребята, давайте мы распределим грядки, есть у меня мешочек с картинками овощей.Воспитатель предлагает поочереди вынимать картинку с изображением.-  Мы распределили грядки с овощами между собой. Теперь возьмите необходимый инструмент.

  1. – Какой инструмент вам понадобится для рыхления и сбора сорняков?
  2. Воспитатель привлекает детей к рыхлению и удалению сорняков с грядок, при этом напоминает, как это необходимо делать (воспитатель оказывает помощь детям).
  3. Воспитатель обращает внимание на сбор сорванных сорняков в ведерки.
  4.  – Ребята, а как еще ухаживают за растениями?
  5. – Какой инвентарь необходим для полива огорода? 
  6. – Как определить необходимо ли поливать растения или нет?
  7. Воспитатель предлагает детям проверить нужно ли поливать растения.
  8. Воспитатель предлагает взять лейки и полить овощные культуры на грядках.
  • – у меня помидор, – у меня картошка, – У меня огурцы,    -у меня кабачки, у меня лук
  • Грабли и ведерки
  • Дети рыхлят землю, удаляют сорняки
  • Ответы детей:
  • – Поливают;
  • – лейка

– Надо потрогать землю, если земля сырая и прилипает к пальцам, то поливать не надо. Если земля не остается на пальцах, то надо поливать.- Дети проводят исследование, делают выводы.  

  1. Замечательно
  2. Правильно
  3. Какие вы молодцы, все сорняки убрали, землю прорыхлили
Цель: Подведение итогов.
Рефлексия,  переход к самостоятельной игровой деятельности. – Потрудились вы на славу, посмотрите, как изменился наш огород. Что в нем изменилось? Почему, как вы думайте? Чему мы сегодня помогали?

  • Ребята какие еще овощи и ягоды можно выращивать на огороде?
  • Вы будете и дальше ухаживать за растениями?
  • Воспитатель предлагает убрать инвентарь на место, вымыть руки на участке и изобразить на выбор, какие виды овощей растут на нашем огороде. (мелками на асфальте) 
  1. Ответы детей
  2. Убирают инвентарь на место, идут мыть руки.
  3. дети рисуют
Правильно

Дачная трудотерапия: заставлять, приучать, поощрять? – Азбука воспитания

Дача – это не только отдых, но и труд, а для детей – тру­до­вое вос­пи­та­ние. Как при­учать ребенка к садово-ого­род­ным рабо­там? Нужно ли застав­лять? Как не пре­вра­тить ого­род из блага для семьи в мучи­тель­ную повинность?

«Дачная идиллия» из-под палки

Марина Шма­кова, психолог

Когда роди­тели при­об­ре­тают дач­ный уча­сток, они уве­ряют себя и дру­гих, что это затея – ради детей. Там они будут больше нахо­диться на све­жем воз­духе, будут ближе к при­роде и натур­про­дук­туам в виде све­же­вы­ра­щен­ной мор­ковки, огур­чи­ков и дру­гих ово­щей, ягод и фруктов.

Неболь­шой уча­сток земли быстро начи­нает пре­об­ра­жаться. Появ­ля­ется дом, окру­жен­ный зеле­ным газо­ном и пыш­ными цвет­ни­ками. Выса­жи­ва­ются дере­вья и кустар­ники, дела­ются грядки под овощи, и все это ограж­да­ется забором.

Все члены семьи после тру­до­вой недели выез­жают отды­хать на дачу. Папа вытас­ки­вает из машины все новые и новые инстру­менты, потому что он строит дом. Мама достает сумки и кор­зинки с едой.

Почему-то в этих сум­ках уже есть поми­доры, огурцы, редис и даже зелень. Своей зелени, то есть соб­ствен­но­ручно выра­щен­ным луку, пет­рушке и укропу только еще пред­стоит в виде семян попасть в землю и через две-три недели пока­заться на гряд­ках. Да и яблоки появятся ближе к осени, в конце дач­ного сезона, а в мами­ной кор­зинке они уже сей­час лежат, очень даже симпатичные.

Дети бегут к гряд­кам, смот­рят, какие изме­не­ния про­изо­шли в при­роде. При­ба­вили ли поса­жен­ные их руками рас­те­ния в росте, не засу­шило ли их солнце, не поло­мал ли ветер, не побило ли дождем и градом?

Сна­чала роди­тели объ­яс­няют своим детям, что выра­щен­ные на участке овощи лучше, чем куп­лен­ные в мага­зине, а потом в вос­пи­та­тель­ных целях довольно тре­бо­ва­тельно гово­рят: «Раз поса­дили – уха­жи­вайте!» Дач­ный труд не так скоро дает резуль­тат, при­нуж­де­ние начи­нает раз­дра­жать, и с каж­дым новым выход­ным днем моти­ва­ция у детей ста­но­вится ниже.

Воз­ни­кает вопрос: надо ли зани­маться такой сель­ско­хо­зяй­ствен­ной трудотерапией?

Вме­сто того чтобы играть с детьми в подвиж­ные игры или схо­дить в лес и на речку, папа с мамой упи­ра­ются в свои неот­лож­ные дач­ные дела, кото­рые нико­гда не кон­ча­ются, и вся их изна­чально бла­го­род­ная затея тер­пит крах. Выход­ные закан­чи­ва­ются – и все семья, утом­лен­ная рабо­той, воз­вра­ща­ется домой в город.

Иро­нично изоб­ра­жая совре­мен­ную дач­ную «идил­лию», я вспо­ми­наю свое дет­ство. Мне было 15 лет, когда мама полу­чила от завода уча­сток земли. Нам при­шлось с ней на этом участке пройти все круги ада: кор­че­вать, копать, сажать, стро­ить и так далее.

Через несколько лет я воз­не­на­ви­дела эту дачу, но как послуш­ный ребе­нок каж­дую суб­боту и вос­кре­се­ние мар­ши­ро­вала за мамой по дороге от авто­бус­ной оста­новки до участка. Машины у нас не было, так что уро­жай соби­рали и везли в сумке-тележке, несли в рюк­заке и авось­ках.

Мы с мамой все лето выра­щи­вали для нашей семьи овощи, ягоды и фрукты. Мате­ри­ально – это было выгодно, но физи­че­ски – очень тяжело.

Мно­гие город­ские дети моего поко­ле­ния про­шли через такую тру­до­те­ра­пию. После таких выход­ных дней вече­ром на танцы не пой­дешь, да и руки и ноги долго в поря­док при­во­дить надо: они в тре­щи­нах, мозо­лях и в земле.

На мой взгляд, если город­ская семья испы­ты­вает мате­ри­аль­ные труд­но­сти и это объ­яс­ня­ется детям, то садо­вод­ство и ого­род­ни­че­ство на дач­ном участке ста­но­вится частью «биз­неса».

Дети сами пони­мают необ­хо­ди­мость помощи роди­те­лям, и их не надо застав­лять. Им будет даже радостно помо­гать роди­те­лям в реше­нии семей­ных про­блем.

Семьи, кото­рые живут в сель­ской мест­но­сти, как пра­вило, имеют свое хозяй­ство, и там дети не спра­ши­вают, зачем копаться на ого­роде. Они имеют свои обя­зан­но­сти и выпол­няют их.

Если же необ­хо­ди­мо­сти в обес­пе­че­нии боль­шого уро­жая нет, то, выез­жая из душ­ного, пыль­ного города на выход­ные, каж­дый член семьи мог бы нахо­дить для себя дело, кото­рым хотел бы зани­маться.

И здесь роди­те­лям важно не упу­стить момент и под­ска­зать, даже пока­зать детям, чем можно заняться на при­роде с поль­зой для себя и для дру­гих. В том числе, может быть, даже засе­ять грядки.

Но не из-под палки, а в удовольствие.

Грядки – это личный выбор

Ека­те­рина Зава­ру­хина, психолог

Что зна­чит «при­учать» ребенка к дач­ному труду?! Пока­зать, как это здо­рово! Как классно вска­пы­вать грядки, как радостно, когда появ­ля­ется пер­вый росто­чек мор­ковки или свёколки…

Тут ско­рее стоит вопрос, а нра­вится ли роди­те­лям копаться в земле? Как сами они соби­ра­ются на дачу – с вос­тор­гом или с глу­бо­ким вздо­хом: опять полоть грядки, опять «садить» кар­тошку, опять, опять, опять?..

Важно пони­мать, что все, что делает чело­век – выбор самого чело­века. Выби­рает чело­век сам, а не кто-то за него. И если все-таки это доб­ро­воль­ный выбор роди­те­лей, то поэтапно и ребе­нок будет зна­ко­миться и при­вы­кать к даче:

  • 1 этап, с рождения:
  • — малыш спит на све­жем воз­духе, пока роди­тели воз­де­лы­вают грядки; если они не ссо­рятся, а рабо­тают коман­дой, то и ребе­нок будет вме­сте со све­жим воз­ду­хом вды­хать любовь к даче.
  • 2 этап, от года до 3,5 лет:

— ребенку все инте­ресно, ему нужно пока­зы­вать и объ­яс­нять: «Смотри, какой чер­вя­чок! Ой, как кра­сиво почки набу­хают! Скоро появятся цве­точки! А земле нужно помочь, чтобы она нам дала хоро­ший уро­жай: вот сей­час я возьму лопатку, и тебе тоже надо? Давай будешь мне помо­гать». В этом воз­расте детям нра­вится помо­гать роди­те­лям, осо­бенно, когда их под­бад­ри­вают: «моло­дец, отлично!».

3 этап, от 3 (3,5) до 5 лет:

— важно пору­чать ребенку неболь­шие кон­крет­ные, но важ­ные зада­ния, напри­мер, полить малень­кую грядку; нужно заин­те­ре­со­вы­вать ребенка, пока­зы­вая ему пре­ле­сти при­роды, но ни в коем слу­чае не гово­рить «затоп­чешь, сло­ма­ешь!». Пока­зы­вайте, как нужно обра­щаться с рас­те­ни­ями, при необ­хо­ди­мо­сти про­сто гово­рят: «а вот здесь – немного поаккуратнее».

От 5 лет и далее, если дачи не было, и роди­тели соби­ра­ются покупать: 

— стоит зара­нее вме­сте с ребен­ком смот­реть фото с при­ро­дой, бывать на при­роде, заин­те­ре­со­вы­вать рас­те­ни­ями, пока­зы­вая, как рас­пус­ка­ются почки и цветы и т.п.

Важно пом­нить, что застав­лять – все равно что отда­лять ребенка от дачи. Застав­лять – зна­чит пока­зы­вать, что нужно делать то, что ребе­нок не хочет делать. А на самом деле необ­хо­димо пока­зать, что там инте­ресно, чтобы ребе­нок захо­тел сам.

В под­рост­ко­вом воз­расте, если дру­гой моти­ва­ции не сфор­ми­ро­вано, есть уже только путь дого­во­рен­но­сти: «мы все члены семьи, у нас заве­дено ездить на дачу, потому что мы с нее полу­чаем то, то и то».

Также помо­гает опре­де­ле­ние кон­крет­ных обя­зан­но­стей по дому. Под­ростку нужно предо­став­лять выбор, чтобы он сам решал, что лучше – про­по­лоть две грядки или заняться убор­кой в доме.

Воз­можно, любовь к при­роде проснется сама собой.

Обязанности посильные, согласно талантам

Алек­сей Проску­рин, отец 8 детей, в 1996 года уехал с женой из города в деревню в Костром­ской области

Таким уж обра­зом устро­ена дере­вен­ская жизнь: нельзя, чтобы кто-то не работал.

У нас довольно боль­шое хозяй­ство: ого­род, два поля кар­тошки (не знаю, сколько по пло­щади, но уро­жай сни­мали до ста меш­ков), корова и куры. Лето корот­кое, сезон работ, соот­вет­ственно, тоже. Надо много успеть, так что в работе задей­ство­ваны все члены семьи.

Деревня у нас малень­кая, живут, в основ­ном, одни бабульки. Ни дет­ского садика, ни пойти погу­лять со сверст­ни­ками. То есть дети с утра до вечера с нами. А у нас задача про­стая – летом пахать, чтобы пере­зи­мо­вать.

Не вырас­тет кар­тошка – и что делать? Супер­мар­ке­тов тута нету. Поло­жим, вот заме­тёт зимой дорогу, так, что недели две-три никуда не выбе­решься и к тебе никто не про­едет. Надо как-то это время про­жить.

И если дрова есть, печка есть, кар­тоха-овощи есть, мешок гречки-муки-мака­рон, молоко есть, то про­жить можно.

Поэтому у каж­дого есть круг обя­зан­но­стей, посиль­ных, конечно, и согласно талан­там. Кто-то лучше дома управ­ля­ется на кухне, кто-то с коро­вой умеет. Есть самые тру­до­ём­кие работы, где чем больше народу, тем лучше: это оку­чи­ва­ние и копа­ние кар­тошки или сенокос.

Дети – они раз­ные. Стар­шие у нас – более ответ­ствен­ные и само­сто­я­тель­ные. (Сей­час трое уже сту­денты). Самая стар­шая, Дарья, – самая тру­до­лю­би­вая: про­сы­па­ешься утром, выхо­дишь на крыльцо – в ого­роде Даша, грядку полет. Целый день где-то мотался, при­хо­дишь домой – там обед, всё помыто, баня затоплена…

Алёнка в дет­стве была более раз­гиль­дяй­ская и склон­ная больше к раз­вле­че­ниям, но её можно было легко зажечь, моти­ви­ро­вать: вот доде­лаем всё и на речку поедем, муль­тики посмот­рите, в ком­пью­тер поиг­ра­ете. Она научи­лась рабо­тать, как элек­тро­ве­ник: не все­гда каче­ственно, но очень продуктивно.

Млад­шие уже не такие. Жизнь вокруг изме­ни­лась, мы теперь живём не так изо­ли­ро­ванно, и в связи с этим воз­ни­кают какие-то новые соблазны: интер­нет, напри­мер. Поэтому млад­ших детей при­хо­дится при­нуж­дать к работе более жестко, чем хоте­лось бы. Сам-то себя, взрос­лый, и то принуждаешь…

Но тут, кстати, такой момент: работа рабо­той, а надо и сказку на ночь, и деда Мороза на Новый год и Рож­де­ство, и снеж­ные кре­по­сти, и поход за гри­бами и яго­дами, и на речку, и на шаш­лыки, и кон­курс на луч­ший рису­нок по теме… «уборка картофеля».

Источ­ник Муж­ской жур­нал Батя http://rusbatya.ru/

Огород вместе с ребенком

Unsplash

Родителям надо помнить, что первые задания для юного агронома должны быть увлекательными и не очень сложными. Ведь основное в детском садоводстве — это не достижение хорошего урожая, а сам процесс созидания и познания.

И пусть занятия на грядках будут кратковременные, главное, чтобы они приносили удовольствие вашему малышу. Одобряйте, если ребенок захочет украсить свои грядки каким-либо способом.

Можно даже самим предложить ему это сделать и поставить «стража» в виде симпатичной садовой фигурки или какой-нибудь пластмассовой игрушки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Важно, чтобы малыш воспринимал садоводство не как рутинную обязанность, а как нечто новое, приятное и интересное, таящее в себе сюрпризы и неожиданные открытия. Позаботиться об этом — ваша задача.

И, кстати, будьте готовы к тому, что интерес ребенка, особенно если он еще мал, быстро иссякнет. Скорее всего до периода сбора урожая, который непременно привлечет его внимание, за детским огородиком придется ухаживать вам.

А пока единственное, что ваш ребенок может делать с удовольствием без напоминания, — это поливать свои грядки.

Работа в огороде для детей

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дети не любят и не умеют долго ждать. И как только ребенок засыплет семена землей, ему тут же захочется увидеть всходы и попробовать урожай. Что бы такое посеять, чтобы быстро съесть?

Редис — самая скороспелая и необыкновенно витаминная культура! Вам понадобится вскопанная грядка, пакетик семян редиса и лейка.

Возьмите редис с разной формой корнеплода (круглой и продолговатой) и засейте половину грядки одним сортом, половину — другим.

 Сделайте палочкой бороздку на грядке, пролейте водой, и пусть ребенок сам посеет семена. Предложите установить садовый маячок напротив своей грядки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поливайте редиску каждый день, она любит обильный полив — от этого становится сочной и более сладкой.

Если вы заметите, что мошки объедают листву растения, дайте юному агроному ведерко с золой, пусть он рано, по росе, щедро осыплет ею листочки редиса.

На его глазах мошки разлетятся кто куда и до первого дождя оставят молодую зелень в покое. Подбодрите ребенка, сказав, что за внимательное отношение растения обязательно его отблагодарят.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Горох Дети обожают это лакомство, а вырастить его совсем не сложно! Семена гороха крупные, даже малыш сможет их ухватить пальчиками и бросить в ямку. Горох можно сеять в начале лета. На пакетике с семенами обычно есть подробная информация о сроках и условиях посадки растений. Через два месяца уже можно будет съесть первый стручок.

Дайте малышу накануне посева пакет семян и предложите устроить небольшой опыт, который покажет, что появляется первым — корешок или росток.

Для этого достаточно залить несколько семян небольшим количеством воды и оставить в теплом месте на сутки, следя, чтобы вода не испарилась.

 Когда зальете семена гороха водой, поднесите емкость к ушку малыша, он услышит необычное потрескивание — так сухие семена впитывают влагу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подсолнух Растение-великан, за ростом и развитием которого интересно наблюдать, — золотоголовый подсолнух! Если на хорошо освещенном месте посеять семечки в питательную землю, вырастет необыкновенно красивое и могучее растение. Отделить шляпку с семечками будет не очень просто, а уж выкопать стебель из земли — задача под силу только папе! Не прозевайте вызревание семечек, иначе птички опустошат корзинку раньше вас.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кабачки, патиссоны, тыквы — это знакомые крупные семена, эффектный рост и внушительный урожай! Сеять их можно, в зависимости от погоды, с середины мая до середины июня.

Поливать тыквенные культуры нужно только теплой водой, иначе растения заболеют и погибнут. Первый кабачок можно сорвать, когда он вырастет до размера 15−25 см.

 Попробуйте молодой кабачок сырым — очень вкусно и полезно!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кукурузу легко посеять. Всходы этих растений заметные, развитие быстрое и эффектное. А когда она выращена своими руками, то кажется особенно вкусной! Кукурузу нужно сеять в конце мая — начале июня.

Вы сможете воочию наблюдать стремительный рост «царицы полей» на вашем участке. И в конце августа ребенок попробует выращенный початок.

Если хотите съесть кукурузу в свежем виде, не дожидайтесь полного созревания.

Своя клумба

Если есть желание и место, можно создать клумбу в огороде для детей. Попробуйте сделать ее из декоративных форм садовых растений: посадите декоративную кукурузу, декоративную тыкву и декоративный же подсолнечник.

Вот ребенок удивится пестроте зернышек, развернув обертки кукурузы с клумбы. А невысокий подсолнух «Плюшевый мишка» вообще вряд ли поначалу заметен среди других цветов.

Кстати, плоды декоративной тыквы и кукурузы — отличный материал для поделок! Ими можно заняться зимой. Детская площадка на даче своими руками

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наполним корзины!

Больше всего детишек привлекает процесс сбора урожая. С большой корзинкой в руке малыши гордо отправляются на огород собирать свой долгожданный урожай! Не поленитесь и устройте фотосессию ребенка около его огородика.

Создайте фотоальбом, где на снимках малыш рядом с клумбой в самой красе или в полевых цветах (обязательно со сменой нарядов и головных уборов!).

Фотографии карапуза, утопающего в море полевых ромашек или с корзинкой полной урожая, хоть и не очень оригинальные, но всегда очень трогательные и радостные!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сад и огород для детей: на будущее

Посадите на участке щавель, ревень и многолетний лук (он сладкий, когда совсем молодой). И тогда уже в первый приезд на дачу детям будет чем полакомиться. А вам — порадоваться тому, что ребенок получает массу натуральных витаминов и микроэлементов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обычно ожидание первого урожая ягод превращается в невыносимую муку для детишек. Поэтому посадите на участке кусты жимолости съедобной. С этими поливитаминными ягодами деткам будет легче дождаться красной ароматной клубники.

Причем у ягод жимолости есть ряд бесспорных преимуществ: они поспевают раньше клубники, по количеству полезных веществ опережают ее, а расположить кусты можно даже за территорией огорода.

И они всегда чистые, в отличие от клубники, так что не нужно бояться, что ребенок будет есть ягодки прямо с куста. Ведь это такое удовольствие!

Внимание: опасно!

Окиньте взглядом огород и весь садовый участок, подумайте: какие опасности могут подстерегать здесь ребенка. Может, это объемная бочка с водой, которую лучше прикрыть крышкой, или дощечки с торчащими гвоздями.

В недоступном для ребенка месте должны храниться различные удобрения, а также опасные, острые металлические инструменты.

Садовая техника (бензопилы, газонокосилки и прочее) тоже должна быть недосягаемой для маленьких отдыхающих.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как выбрать инструменты?

Инструменты для юных агрономов должны быть удобными и подходящими по размеру. Вряд ли ребенку пригодятся пластмассовые грабли и круглые совочки, предназначенные для игры в песок. Гораздо удобнее работать с небольшим набором металлических инструментов для ухода за комнатными растениями, который можно купить в магазине для садоводов.

Ссылка на основную публикацию