Можно ли снять и отреставрировать потолочную гипсовую розетку?

Продумывая интерьер квартиры, хозяева уделяют внимание меблировке, подбирают цветовое решение для стен, качественные материалы для полов, а потолок затягивается ПВХ пленкой или окрашивается. Но именно потолочная плоскость дает возможности для придания помещению уникальности.

Благодаря многообразию отделочных деталей плоскость может стать ярким акцентом, подчеркивающим стилистическое решение всего помещения.

Среди декоративных элементов выделяется розетка потолочная – деталь, которая при правильном оформлении превратит простой натяжной потолок в произведение искусства.

В каких стилях интерьера уместно смотрятся декорированные потолки?

Чтобы декор потолка не выбивался из общей картины, придется заранее продумать варианты оформления комнаты. Декораторы напоминают, что правильный стиль – тот, в котором удобно всем обитателям жилья.

При оформлении учитывается основное назначение помещения, характер и привычки людей, в нем живущих.

Например, урбанистическая строгость не радует ценителей ярких и сочных красок, избыточная фактурность арт-деко быстро надоест людям, предпочитающим строгие формы и практичные вещи.

Можно ли снять и отреставрировать потолочную гипсовую розетку?

Просматривая идеи для потолка, стоит помнить – техник украшения предостаточно, практически все они вписываются в любое стилистическое направление, надо лишь правильно подобрать украшения и цветовой спектр:

  1. Ампир, Антик – это просто для лепнины любой степени фигурности, розеток под люстры, светильники. Красиво будет смотреться роспись, букеты и цветочные узоры в технике декупаж.

На заметку! Перегружать потолки декором не рекомендуется. На небольших площадях допускается наличие 1 крупного элемента или 3-4 мелких. Плоскости значительной величины лучше делить на зоны, подбирая идентичные украшения для каждого локального участка.

  1. Прованс. Стиль для любителей покоя, пасторальных сцен и пастельных оттенков. Подходит декор для спален, кухонь, гостиных. Основные нюансы – максимальная натуральность материалов и декорирование в природных узорах – это фактурная штукатурка, художественная роспись потолка, изогнутые арочные молдинги, розетка под светильники.
  2. Стиль модерн отличается прямолинейностью и некоторой строгостью. Ровные рейки, лепнина «по линеечке», пилястры и фальш-колонны будут кстати, а вот цветовые решения могут быть вызывающе яркими и контрастными.
  3. Ренессанс, рококо – французский максимализм допускает любые фигурные формы, завитки и гнутые ламели. Количество декора должно быть продуманным. Применимы все техники отделки – декупаж, золочение, художественная и трафаретная роспись, лепнина.
  4. Классический интерьер также не обойдется без потолочных розеток, молдингов, реек и колонн. Но в этом случае декор должен быть выдержанным в одной цветовой гамме, без лишних завитков. Подчеркнуть натуральность отделки несложно – покупать изделия с имитацией дерева, камня. Например, балки из пенопласта с облицовкой под древесину смотрятся красиво, стоят недорого.
  5. Авангардное направление декора подчеркивается угловатыми формами, геометрическими фактурными деталями. Чтобы смягчить угловатость, используются неяркие цветовые решения – голубой, розовый, бледно-оранжевый. Допустимо делать 1-2 сочных акцента алого или бордового цвета.

Японский минимализм – это сочетание темного и светлого. Например, белый потолок с темно-коричневыми фальшивыми балками. Также балки уместны в стиле швейцарского шале, эко-стиле. Рустикальный декор дополняется тяжелыми перекрытиями, потертыми рамами зеркал, тканевыми аппликациями, трафаретной росписью.

Виды декора

Производители предлагают широкий ассортимент декоративных элементов – это молдинги, розетки, плинтусы на потолок. Достоинство в ценовой доступности и возможности окрашивания в нужный оттенок.

Если готовых деталей недостаточно, в распоряжении пользователя набор декораторских техник, которые не потребуют значительных вложений, выполнимы своими руками – это роспись, в том числе трафаретная, декупаж, драпировка тканями и многое другое.

Рассмотрим, как можно украсить потолок своими руками в квартире или доме, назовем примерную стоимость оформления.

Гипсовая лепнина

Можно ли снять и отреставрировать потолочную гипсовую розетку?

Универсальный декор, применимый для любого стиля. Из гипса делают розетки, цветочные «картины», фигуры геометрических форм и фактурные изображения. Стоит отделка от 2$ (120 руб.), фиксация на клей, отличается стабильностью размеров и удобством применения.

Самые простые и распространенные варианты:

  • молдинги узорные и прямолинейные;
  • детали орнамента;
  • купола;
  • консоли;
  • кессоны;
  • розетки потолочные под люстры и др. осветительные приборы.

Совет! Гипсовая лепнина – это массивные изделия, фиксация должна быть прочной и надежной.

Привлекательная цена, длительный срок эксплуатации, ремонтопригодность, возможность скрыть стыки и дефекты плоскости – достоинства деталей. Недостаток один – гипсовая лепнина не выдерживает избыточной влажности, поэтому в ванных декор лучше не применять.

Декупаж

Декупаж – это декоративная отделка потолка с перенесением на плоскость изображения с последующим покрытием лаком. Узоры могут быть любыми – вырезанными из журналов или открыток. В продаже есть специальные салфетки для декупажа (цена от 40 руб.), разных размеров и цветовых решений. Работы не отличаются сложностью, дают возможность украшать потолки по всей плоскости или локально.

На заметку! Для сохранения прочности отделки рекомендуется покрывать изображения 2-3 слоями бесцветного прозрачного лака. Применяется не только бумажный вариант картин, но и тканевые изображения.

Техника работ:

  1. Подобрать печатные изображения с четкими границами. Вырезать аппликацию.
  2. Подготовить основание – зачистить, выровнять шпаклевкой, прогрунтовать, просушить. Выкрасить потолок в выбранный оттенок, дать просохнуть.
  3. ПВА промешать, намазать изображение с обратной стороны, прижать аппликацию к потолку и протереть губкой, чтобы выпустить избыток воздуха.
  4. Просушить декор, покрыть лаком. Слои лака наносить поочередно, давая сначала высохнуть одному слою, перед тем как нанести следующий.

Простота и оперативность выполнения работ, невысокая стоимость, вместе с лаком и клеем декупаж обойдется не более чем в 100$, это примерно 6500 рублей – основные достоинства отделки. Если все сделать правильно, облицовка прослужит не менее 5-7 лет.

Элементы декора из дерева

Можно ли снять и отреставрировать потолочную гипсовую розетку?

Деревянная отделка хорошо смотрится в стилях готика, кантри, эко и других, где необходимо соблюдать подчеркнутую натуральность облицовки. Деревянные балки и колонны стоят дорого, весят много, поэтому сегодня чаще всего применяется имитация из пенопласта, ПВХ, полиуретана или деревянная вагонка.

Просматривая идеи отделки потолка деревом, пригодятся рекомендации специалистов:

  • небольшие помещения, отделанные балками по короткой стене, визуально становятся объемнее;
  • балки, уложенные крестом, зрительно приподнимают потолки;
  • одна балка «разделит» помещение на зоны, например, отделит кухню от столовой;
  • чтобы визуально удлинить комнату, следует расположить балки по длинной стене;
  • частые поперечные элементы скорректируют избыточную высоту стен;
  • широкий шаг расположения реек на потолке уравновесит «лишнюю» высоту потолков в узких длинных комнатах.

Цена имитации под дерево от 5$ за м.п. (400 руб.), балки из массива оцениваются от 20$ за метр погонный (от 1350 руб.).

Удобнее выбирать фальшивые деревянные детали, в домах с ветхими перекрытиями и несущими плитами, это единственно возможный вариант декора.

Фальшивые балки не перегружают базовое основание, быстро приклеиваются без применения дополнительной фиксации, доступны для ремонта и полной замены.

Особый плюс в универсальности деталей, их можно крепить на любое основание – бетон, древесину, подвесные гипсокартонные плоскости и натяжные полотна.

Совет! Чтобы скорректировать большое пространство, балками отделываются розетки потолочные – получается «картина» с розеткой внутри. Способ декора особенно удобен для квартир-студий, где нет внутренних перегородок, но есть необходимость четко разделить пространство.

Подчеркнуть декор помогут светодиодные ленты, точечные скрытые светильники, их монтируют в элементы отделки, проводка прокладывается внутри полых коробов.

Художественная роспись

Можно ли снять и отреставрировать потолочную гипсовую розетку?

Для оформления потолка в виде неба плоскость выравнивается, окрашивается в голубой оттенок, затем по трафарету рисуются облака и солнце. Края «облаков» немного высветляются, а белила лучше наносить в несколько слоев, чтобы цвет был более плотным.

Если добавить серого цвета, из облаков получаются тучи. По завершении работ всю роспись покрыть акриловой глазурью, она защитит рисунок от порчи. Можно повесить в центр осветительный прибор или границы росписи украсить точечными светильниками. Отделка готова. Цена работы вместе с материалами не более 20$ (1300 руб.).

Декорирование тканью

Правильно подобрав оттенок материала, пользователь сможет гармонично вписать декор в любой стиль.

Достоинства облицовки:

  • не придется тщательно выравнивать потолки – все дефекты прикроются драпировкой;
  • не нужно дорогих инструментов и опыта для выполнения работы;
  • драпировка прикроет коммуникации;
  • фиксация на багеты или гвозди;
  • если отделка надоела, ее можно быстро поменять.

Основные требования к драпировке:

  1. Ткань должна быть прочной, но не толстой, чтобы удобно формировались складки.
  2. Выбирая материал, лучше отдать предпочтение жаккарду, льну, хлопку или бархату. Эти виды хорошо укладываются на плоскость, удобны в чистке. Легкий шифон или газовая ткань тоже подойдут, но требуется сделать фон – неплотная ткань просвечивает, и будут видны дефекты базового основания.
Читайте также:  Ваше хозяйство стало нашим, или Посылка получена

Можно ли снять и отреставрировать потолочную гипсовую розетку?

Крепление не отличается сложностью – можно натянуть полок от центра комнаты и зафиксировать подвесы багетами, плотно облицевать весь потолок, закрепив края багетами по периметру или сделать «шатер», опуская драпировку на стены. Хорошая идея облицевать материей не только потолок, но и стену, например, в спальне – это создаст единый стиль, а вот материал подбирается разной фактуры, плотности, но близкого цветового спектра.

Стоимость работ зависит от цен на материалы, крепежи. Мастер выполнит услугу за 25$ (1700 руб.) за 1 м2, своими руками драпировка обойдется намного дешевле.

Совет! Подчеркнуть достоинства декора поможет люстра, размещенная в центре потолка. Для обрамления осветительного прибора подбирается розетка потолочная в тон обивке.

Пенопластовый декор

Легкие и практичные детали из пенопласта применимы в любом стиле, разнообразие форм, фактур помогает подобрать отделку для помещений разной площади, назначения. Фиксация элементов на клеевые смеси, которые выбираются именно для пенопласта, чтобы состав не испортил декор.

Чтобы монтаж декоративного потолка на клею не вызвал затруднений, помогут рекомендации специалистов:

  • Предварительно нарисовать схему расположения элементов. По схеме крепить детали.
  • Стыки ошкуривать, зачищать, чтобы ложились максимально плотно друг к другу. Торцы не подрезать, углы резать на 45 градусов – так швы не будут заметны.
  • Чтобы приклеить декор из пенопласта на натяжной потолок, подбирается клеевой состав с учетом свойств материала (пленка, ткань) и украшений. Приклеивание поверх полотна, осторожно прижимать детали к потолку, избытки клея снимать сразу же, не допуская высыхания.
  • Для плотности примыкания отделки к плоскости, обратная сторона фрагментов ошкуривается.

Клеить можно на супер-клей, жидкие гвозди. Если образовались щели между стыками, их заделать акриловым герметиком. После высыхания избыток герметика зачистить. Пенопластовый декор допускает окрашивание специальными составами, что еще больше расширяет возможности применения отделки.

На заметку! Стоимость облицовки зависит от формы, фактурности и стартует от 1$ (65-70 рублей). Лист пенопласта обойдется вдвое дешевле, а фигур из него получится намного больше.

Восстановление лепнины из гипса: рекомендации и популярные методики

Изделия из гипса отличаются выразительным внешним видом и широкими декоративными возможностями.

Однако у них есть существенный недостаток – со временем они теряют свой первоначальный облик, особенно в условиях высокой влажности и перепадов температур.

Реставрация лепнины процедура довольно трудоемкая, но при правильном подходе она позволяет полностью преобразить внешний вид. Далее познакомим вас со всеми нюансами.

Характерные особенности

У любого отделочного материала есть свои плюсы и минусы. Так, декоративная лепнина обладает следующим списком достоинств:

  • Абсолютная экологическая безопасность. Она не выделяет каких-либо вредных испарений, абсолютно гигиенична. Даже прямой контакт с ней не несет какой-либо опасности.
  • Устойчивость к воспламенению. Гипсовая лепнина не горит даже при прямом воздействии огня. Поэтому такая отделка не нуждается в дополнительной обработке негорючими пропитками.
  • Податливость. Её можно восстановить, если она утратила свои первоначальные свойства. Произведя декоративную обработку, можно и вовсе придать ей новые, более выразительные очертания. В этом она явно выигрывает у пластика, металлопластика и подобных отделочных материалов.
  • Универсальность. С помощью неё можно отделать любую часть помещения. Декоративная отделка гипса позволяет создавать любые рисунки и замысловатые рельефные.
  • Адгезия к большинству лакокрасочных покрытий. Нельзя не отметить и недостатки:
  • Гигроскопичность. Простыми словами – это свойство материала впитывать влагу. Поэтому лепнина на потолке со временем начнет разрушаться, особенно если она установлена в помещении с повышенной влажностью (кухня, ванная комната и т.д.). Использование специальных пропиток лишь частично решает проблему.
  • Внушительный вес. В этом компоненте гипс явно проигрывает ПВХ и его аналогам. Из-за тяжести, возникает необходимость монтажа с помощью специальных креплений. Использование клея недопустимо (исключение – если элементы скромных размеров).
  • Хрупкость. Несмотря на внушительный вес, материал плохо переносит удары и прямое физическое воздействие (например, надавливание).
  • Сложность и трудоемкость монтажа. К этому также следует добавить высокую (относительно пластиковых аналогов) стоимость. Во многом из-за этого недостатка, данный метод отделки стремительно теряет популярность.

Можно ли снять и отреставрировать потолочную гипсовую розетку? Можно ли снять и отреставрировать потолочную гипсовую розетку?

Затевая восстановление лепнины, запомните эти важные рекомендации:

  1. Небольшие сколы можно заделать, если нанести на них новый слой гипса. Он должен быть такой же марки.
  2. Желательно использовать краски на водной или эмульсионной основе. Масляные эмали использовать не рекомендуется – это может привести к образованию трещин.
  3. Если имеют место серьезные повреждения, восстанавливать следует по фотографии (или чертежам), дабы не нарушить симметрию изделия.
  4. Внушительные швы необходимо наполнить раствором.
  5. После восстановления необходимо обработать всю поверхность (покрыть грунтовкой, покрасить и т.д.) а не только поврежденные участки. В противном случае они будут выделяться.

Перед началом восстановительных работ необходимо внимательно изучить характер повреждений. Если деформации подверглось более трети изделия, рекомендуется заменить его, в противном случае не будет гарантирована прочность. Для более мелких повреждений требуется подобрать оптимальный метод реставрации. Принято выделять 4 способа:

  • Шлифовка и точечное восстановление. Данная методика подходит для мельчайших повреждений. На поврежденный участок наносится тонкий слой раствора, а после высыхания тщательно шлифуется.
  • Заделка средних повреждений. Актуально для ситуаций, когда имеются сколы. Суть проста: на поврежденный участок наносится раствор (густой консистенции). Спустя 5-7 минут (т.е. пока он не схватился полностью) производится обработка – удаление излишков, подрезка и т.д.
  • Воссоздание утерянных (или сильно деформированных) элементов. Применяется, если речь идет о сложном ансамбле.
  • Художественная обработка. Если целостность не нарушена, то для обновления поверхность можно перекрасить, покрыть росписью и т.д. Высокая податливость позволяет воплотить в жизнь любые фантазии.

Перед началом восстановительных работ (вне зависимости от выбранной методики) снимается старое лакокрасочное покрытие (если оно присутствует). Имеющиеся трещины, швы и сколы очищаются.

Можно ли снять и отреставрировать потолочную гипсовую розетку? Можно ли снять и отреставрировать потолочную гипсовую розетку?

Особенности покраски

Покраска лепнины – это эффективный способ придать ей более привлекательные очертания и подстроить их под текущий дизайн интерьера. Отметим наиболее важные нюансы:

  • Если поверхность предварительно не была покрыта специальным лаком, то перед покраской её необходимо прогрунтовать в 2 слоя. Это улучшит адгезию.
  • Краску нужно смешивать с водой (пропорции зависят от конкретной марки). В противном случае могут появиться трещины.
  • Для нанесения лакокрасочного покрытия нужно использовать кисть с крупным ворсом. Совет: для создания особенных декоративных эффектов можно воспользоваться губкой или куском ткани. Это создаст на поверхности выразительную рельефную текстуру.
  • В процессе покраски можно придать эффект потёртости или золочения. Это создаст имитацию «налета времени». Подобные решения выразительно смотрятся, если помещение оформлено в классическом дизайне.

Восстановление изделий из гипса не только трудоемкая, но и крайне сложная работа. Без наличия соответствующих навыков будет сложно добиться положительного результата. Поэтому лучше доверить эту работу специалисту, либо воспользоваться аналогами (например, из ПВХ).

Можно ли снять и отреставрировать потолочную гипсовую розетку? – ответы экспертов 7dach.ru

Наша читательница Надежда из Воронежской области планирует капитальный ремонт в квартире-сталинке (50-х годов постройки). В первую очередь хочет выровнять кривые ныне потолки  дополнительным слоем штукатурки.

Но загвоздка в том, что в центре потолка расположена декоративная гипсовая розетка, которую Надежда очень хочет сохранить, но переживает, что при укладке штукатурки она просто «утонет» в ее слое. Можно ли снять и отреставрировать потолочную гипсовую розетку? Похожая гипсовая лепнина

В чем вопрос: можно ли как-то снять эту розетку, отреставрировать, а потом снова прикрепить? Новая гипсовая лепнина чрезвычайно дорогая, а ставить пластиковую или пенополиуретановую совсем не хочется. Может, у кого-то из семидачников есть похожий опыт ремонта, поделитесь.

Вопрос размещен в разделах: реставрация, потолки, лепнина, вопросы

2 спасибо за вопрос   в избранное 1085 просмотров

В ванной появились сюрпризы в виде пятен грибка на потолке и даже в швах между плитками на стенах. Промыла мыльной водой, но до конца не вымываются. У меня есть грунтовка специальная, но она розового цвета, не подойдёт. Допустила…

Через пару лет после появления в продаже потолочной плитки из пенополистирола ее можно было увидеть в каждой второй квартире. Вроде бы сейчас она «не в моде», но, по моему скромному мнению, более экономного и простого в монтаже отделочного…

Читайте также:  В новый сезон с Аэлитой. Тестирование 2022

У меня вот такая проблема! На первом этаже в доме очень низкий потолок. Есть ли у кого ещё такая проблема? И как можно хоть немного визуально увеличить пространство? Вариант построить новый дом не подходит!!!

Подскажите, каким образом без ущерба можно поднять лаги с потолком в деревянном доме?

Добрый вечер. Пока меня интересуют вопросы строительства. В интернете освещают данную тему, но для меня она как-то осталась не до конца раскрытой, что ли. Вопрос в следующем. Утепление потолка так, чтобы его можно было использовать на холодном…

Бамбук – один из самых популярных материалов для изготовления различных поделок. Кроме того, это отличное решение для декорирования жилья. Идея сделать деревянный потолок в квартире напрашивалась сама собой. Согласно дизайн-проекту бамбук…

Смотрите все материалы про потолки: Смотреть все

Как очистить гипсовую лепнину от краски и побелки

Можно ли снять и отреставрировать потолочную гипсовую розетку?

Поверхность окрашенной или беленой лепнины со временем приобретает непрезентабельный вид, поэтому старое покрытие приходится удалять, а изделия перекрашивать Чаще всего такую процедуру приходится проделывать владельцам старинных квартир, украшенных гипсовым декором.

В некоторых случаях такая необходимость возникает после неумело проведенного ремонта, в результате которого поверхность лепных украшений была испачкана. Сложность этой работы заключается в том, что такие изделия зачастую имеют сложную форму, поэтому небольшие частицы краски могут «прилипать» к мелким фрагментам барельефов.

Удаление побелки с гипса

Особенно осторожно нужно проделывать такую процедуру на старых изделиях, ведь поверхность гипса под известью или мелом может быть рыхлой.

  • Слегка намочив слой побелки, его аккуратно снимают металлическим шпателем или стамеской, тщательно следя за цветом. Как только появиться охристый оттенок, все эти инструменты нужно отложить и работать только неострыми деревянными или резиновыми шпателями «всухую» без размывки. Обильно мочить гипс нельзя, так как он впоследствии может растрескаться, деформироваться или покрыться плесенью;
  • Небольшой набел можно удалить при помощи тряпки или мелкой шкурки (всухую). Этот вариант подойдет для более современных зданий, где слой мела или извести на поверхности гипса имеет небольшую толщину;
  • Известь или мел снимают, не трогая верхнего гипсового слоя. После этого изделие «обметают» слегка влажной кистью. Очистка мелкого рисунка – это довольно хлопотное дело. Для этого зачастую приходится использовать небольшие кисточки и зубные щетки.

Чтобы очистить от побелки поверхность современных изделий, покрытых защитным слоем, можно использовать воду с добавлением жидкого моющего средства.

Снятие старой краски

В советские времена жильцы часто красили гипсовые лепные потолки масляной краской. С годами лакокрасочный слой  на поверхности гипса облепляется и держится только на лепнине. В этом случае помогут различные профессиональные смывки. Они не содержат кислот и щелочей, не вступают в реакцию с гипсом и не портят его. Удаление окрашенного слоя проводится в несколько этапов:

  • при помощи кисти или валика смывка наносится на лепнину, в течение 30-40 минут краска разбухает и начитает отслаиваться. Для ускорения процесса поверхность украшений можно закрыть полиэтиленовой пленкой;
  • разбухшую краску удаляют с помощью деревянного или металлического шпателя, стараясь при этом не прикладывать усилий. Если в некоторых местах лакокрасочное покрытие не отходит, не нужно стараться отделить его любой ценой – так можно повредить гипс. Лучше повторить обработку еще раз;
  • в заключение поверхность лепнины слегка шкурят, а пыль удаляют при помощи пылесоса;

Можно очистить гипс, разогрев его при помощи термофена. Из-за воздействия высокой температуры краска вспучивается и легко отделяется.

Таким образом можно удалить до десяти лакокрасочных слоев даже с самых хрупких и сложных барельефов. Иногда оптимального результата можно достичь только при помощи использования нескольких способов очистки.

Современную лепнину, загрязненную в процессе ремонта, можно очистить с помощью мелкой шкурки. Такой декор, в отличие от старинных гипсовых украшений, менее подвержен разрушению, поэтому легко выдерживает абразивное воздействие.

Удаляя старую краску или побелку, помните, что гипс достаточно хрупок, а восстанавливать украшения очень сложно, поэтому во время работы нужно проявить максимальную аккуратность и осторожность.

Глава XII. Ремонт и реставрация архитектурных лепных деталей

Можно ли снять и отреставрировать потолочную гипсовую розетку?

Реставрация памятников архитектуры – одна из наиболее актуальных проблем современной архитектуры, ставящая своей целью сохранение и восстановление шедевров архитектуры, созданных талантливыми зодчими и мастерами.

Термин “реставрация” в переводе с латинского означает восстановление.

Современным теоретическим положениям отвечает следующее определение термина “реставрация” в архитектуре: реставрация – это укрепление памятника архитектуры и восстановление его исторического и художественного значения.

Главная цель реставрации памятников архитектуры – бережное сохранение всех элементов и индивидуальных особенностей реставрируемого памятника.

Реставрация лепных изделий включает в себя обширный комплекс работ. Здесь не только полный и тщательный ремонт всех лепных изделий, но и целый ряд предварительных работ: детальное изучение орнаментов и освобождение лепнины от последующих покрасок, чтобы полностью сохранить первоначальный декор и четкость рельефных изображений.

Ремонт лепных изделий заключается в исправлении отбитых деталей, склеивании их, а также в добавлении недостающих деталей, проверке прочности крепления лепных деталей, а в случае необходимости – постановке новых дополнительных креплений.

Реставрация лепного декора возможна в тех случаях, когда сохранились образцы всех его элементов. После тщательного осмотра и исследования сохранившихся, а также открытых в зондажах и шурфах элементов составляют их реестр по типам и делают разметку маяков-образцов в натуре несмываемыми знаками.

Под маяками-образцами подразумеваются элементы или части декора, полностью или максимально сохранившие свое первоначальное положение, форму, фактуру отделки, цвет и другие особенности.

Отмеченный маяк-образец имеет значение эталона, которым пользуются при реставрации других аналогичных элементов декора.

Маяк-образец нельзя ремонтировать или подвергать какому-либо другому виду обработки, он должен оставаться до окончания реставрационных работ в том виде, как он был обнаружен в момент начала работ.

Границы реставрации могут быть расширены, если есть дополнительные данные для восстановления утраченной лепнины. Например, известно, что при массовом строительстве в Москве в первой половине XIX в.

широко использовали поступавшие в продажу гипсовые лепные детали, а иногда даже сложные многофигурные рельефы, которые изготовляли не по единичному заказу, а сразу в большом количестве копий.

В этих случаях достаточно лишь небольших фрагментов лепнины, а иногда зарисовок, описаний, следов их внешних контуров и остатков крепления, чтобы восстановить типовую деталь, встречающуюся и в других постройках.

При реставрации лепного декора может встретиться случай, когда отдельные элементы не могут быть восстановлены на основе документальных данных. Если таких элементов немного и они имеют второстепенное значение в общей композиции, то можно использовать типичные детали с других зданий той же эпохи. Однако при этом восстанавливается их общая форма без стремления к точной ее имитации.

В тех случаях, когда нет полной уверенности в высококачественном выполнении восстанавливаемой детали или элемента (маяк-образец из-за своей изношенности не позволяет по нему восстановить первоначальную деталь), эти детали следует делать из временных, имитирующих материал подлинника, легко удаляемых материалов. Со временем при получении дополнительных сведений такие временные детали могут быть заменены деталями, отвечающими первоначальным не только по форме, но и по материалу.

Иногда утраченную деталь целесообразно временно не восстанавливать. Так, при реставрации дворца в Люблино в Москве некоторые из недостающих, неповторяющихся фигур лепных барельефов на фасадах из-за отсутствия данных не были восстановлены.

Техника реставрации лепнины требует большой тщательности исполнения. Детали лепного декора подвергаются значительным разрушениям от влаги, пожаров, естественного обветшания, механических повреждений.

Наиболее распространенный вид искажения лепных деталей – изменение их профилировки и рельефа позднейшими многократными покрасками, которые, как правило, производят через каждые 3…4 года.

В этих случаях после установления с помощью зондажа наличия старой профилировки или отделки осторожно удаляют наслоения.

Известковую многослойную краску на гипсовых лепных деталях расчищают “всухую”: слегка поддетая царапками или металлическими лопаточками, она легко отходит от гипса, но чаще приходится расчищать и “всухую” и смачивать поверхность водой (брызгая кистью), так как краска не везде лежит равномерно.

Снимать краску вплоть до белого гипса не следует, так как можно снять проолифленный слой гипса, чем повредить форму детали. Поэтому расчистку приостанавливают, как только дошли до буроватого или темно-охристого слоя. Если деталь не олифили, а просто окрашивали, то доходят только до первоначального окрасочного слоя.

Читайте также:  Березы - сорта, посадка, выращивание, уход и размножение

Масляную краску расчищать гораздо труднее, и часто приходится ограничиваться только расчисткой тех мест, которые искажают форму и деталировку лепного украшения.

Для удаления масляной краски можно применять отжигание ее паяльной лампой. Но это требует от мастера определенных навыков и большого внимания, так как легко перепечь гипс. Во избежание этого обжигаемый участок и места, окружающие его, смачивают водой. В процессе обжига краска пузырится и легко удаляется царапками.

С гипсовых деталей с помощью растворителей краску снимают только в тех случаях, когда она не покрыта трещинами, сквозь которые растворители могут проникнуть вглубь и разрушить гипс.

Растворитель (карболовая кислота или раствор едкого натра с хлористым магнием), смешанный с древесными опилками, или смоченные им тряпки накладывают на поверхность детали.

Краска размягчается, и ее с помощью царапок и ветоши снимают с поверхности детали.

После расчистки лепных деталей от краски видна картина их повреждений. Чаще всего пострадавшими оказываются швы соединения отдельных частей, обнаруживаются выбоины, поломки, трещины от действия влаги или огня.

Прежде всего закрепляют детали или их части, которые могут упасть. Для этого забивают дополнительные костыли, старые подбивают в стену, поржавевшую проволоку заменяют новой. Все швы и трещины расшивают для дальнейшего заполнения их гипсом.

Размякший гипс вырезают, места обломов подготавливают для лепки на них утерянных частей.

Для восстановления мелких недостающих деталей орнамента поврежденные места покрывают мелкой насечкой, затем разводят гипсовый раствор в ковше и, пока он еще жидкий, им покрывают места, подлежащие реставрации.

Оставшийся гипсовый раствор должен слегка загустеть, чтобы он удерживался на лопатке, а не стекал с нее. Поврежденную лепную деталь орнамента намазывают этим раствором, придают ей требуемую форму, а затем, пока гипсовый раствор не потерял своей мягкости, деталь окончательно обрабатывают. Контур орнамента обрезают острым ножом, делая его ясным и четким.

Недостающие лепные детали большого размера или выступающие от тела лепного украшения (например, свешивающиеся вниз головки верхних и нижних листьев капители, детали волюты) восстанавливают по сохранившейся детали с соседнего лепного украшения. Деталь тщательно расчищают, снимают с места установки; если требуется, реставрируют и с нее снимают эластичную форму (формопластовую или клеевую). Затем отливают детали в нужном количестве и укрепляют на те места, где они отсутствуют.

После просушки реставрированную лепную деталь покрывают 30%-ным раствором железного или медного купороса с помощью мягкой кисти для придания гипсу большей прочности, а затем для защиты от влаги – олифой. Отдельно отпавшие части можно склеивать только гипсом.

В реставрационной практике иногда приходится иметь дело с полностью разрушенным гипсом, который снаружи еще сохраняет форму благодаря слоям краски, но внутри превратился в рыхлую, пушистую массу. При этом рекомендуется снимать черновую форму, как это делается при снятии ее с глиняной модели. Из снятых форм “гипсовая пушонка” легко удаляется и вымывается водой.

Но в некоторых случаях без предварительного закрепления поверхности черновую форму снять не удается, так как при оплескивании наружный слой детали отваливается.

Одним из способов закрепления гипса является опрыскивание его из пульверизатора натуральной олифой, а затем через один-два дня шеллаковым спиртовым лаком, после чего также из пульверизатора производят опрыскивание смазкой.

При реставрационных работах бывают случаи, когда деталь находится в таком ветхом состоянии, что снимать ее с места установки не представляется возможным или она изготовлена из камня и вмонтирована в общую облицовку. В этих случаях снимают форму с детали, не трогая ее с места. Перед снятием формы гипсовую деталь очищают от краски, расчищают, ремонтируют, покрывают спиртовым лаком и смазкой.

В качестве примера рассмотрим снятие клеевой формы с розетки, укрепленной на потолке, способом, предложенным А. И. Шепелевым. Розетку расчищают, закрывают одним-двумя слоями бумаги, затем по бумаге накладывают слой 1,5…2,5 см хорошо промятой скульптурной глины, поверхность глины хорошо уплотняют, прижимая ее к розетке.

Чтобы глина не отпала, ее края плотно промазывают к потолку и в случае необходимости поддерживают временной опалубкой (куском фанеры, доски). Вокруг розетки потолок покрывают смазкой. Затем поверхность глины смазывают гипсовым раствором, делая тем самым кожух. Кромки кожуха выравнивают.

После затвердения гипсового раствора контур кожуха обводят карандашом, отмечая его расположение на потолке. Затем гипсовый кожух снимают, его внутреннюю часть очищают и покрывают спиртовым лаком. Доверху наливают в него воду и накрывают им розетку, предварительно очищенную от глины и “бумаги.

Лишняя вода выливается, а оставшаяся заполняет пространство между моделью розетки и кожухом. Снимают кожух с розетки и по оставшейся в нем воде определяют необходимое количество клея для изготовления формы.

В кожухе делают отметку уровня оставшейся воды. Розетку и кожух вытирают, просушивают и покрывают смазкой. На краях кожуха вырезают четыре отверстия, покрывают их лаком, затем смазкой и замазывают с наружной стороны глиной.

В кожух наливают клей в уровень со сделанной отметкой, приставляют его к розетке, прижимают к потолку и укрепляют с помощью временной опалубки. Отверстия в кожухе, замазанные глиной, расчищают, чтобы через них вытекали излишки клея, который при застывании расширяется.

После застывания клеевой формы кожух удаляют, а форму снимают с розетки. Изготовленную форму дубят и приступают к отливке изделий.

С модульона, который установлен на углу, образованном стеной и потолком, эластичную форму снимают следующим образом. Модель закрывают бумагой, затем накладывают на нее слой хорошо промятой глины и уплотняют ее. Вокруг модели потолок и стены покрывают смазкой.

Намазывают на глину гипсовый раствор для создания кожуха. Наружные кромки кожуха выравнивают, подрезают ножом и обводят карандашом. Когда гипс затвердеет, кожух снимают и очищают его и модель от глины.

Глину укладывают в ведро, плотно уминают и тем самым определяют ее объем, а следовательно, и необходимое количество клея (или формопласта) для изготовления формы. Затем глину вынимают, ведро вымывают, просушивают и покрывают смазкой. В ведро наливают приготовленный клей в объеме, несколько большем, чем было глины.

На кромках кожуха делают сквозные отверстия, необходимые для выхода излишка клея, которые замазывают глиной. Кожух и модель покрывают спиртовым лаком, затем смазкой.

Чтобы гипсовый кожух легче скользил по стене при его надвигании на модель, стену с помощью кисти покрывают клеевым раствором или жидкоразведенной глиной.

После этого кожух приставляют к стене ниже модели на 30-35 см, чтобы было удобнее залить клей в кожух, и заполняют кожух клеем, плотно прижимают его к стене и одновременно надвигают на модель, устанавливая по сделанной карандашом отметке.

Кожух укрепляют с помощью опалубки и замазывают глиной места, где обнаружено протекание клея. После застывания клея или формопласта кожух удаляют и снимают с детали форму. Затем форму дубят, смазывают смазкой и отливают в ней необходимое число изделий.

Применяя один из описанных способов, можно снять клеевую форму с любой модели.

Плоские изделия для снятия формы тщательно очищают от слоев краски, заделывают все трещины и раковины, полностью исправляют рельеф, после чего покрывают смазкой. Затем на изделие накладывают толстый слой глины так, чтобы она проникла во все углубления рельефа.

Глину накладывают постепенно снизу вверх, тщательно ее уплотняя. Когда глина полностью покроет все изделие, аккуратно ее снимают и укладывают на деревянный щит отпечатком изделия кверху. Если глиняный слепок частично поврежден, его восстанавливают, а затем заполняют гипсовым раствором.

Затвердевший гипсовый раствор в глиняном слепке представляет собой форму готового изделия.

Интернет магазин декоративной лепнины, лепнина из полиуретана orac decor|плинтус потолочный купить

Ссылка на основную публикацию