Не перевелись ещё женщины в русских селениях

kassandra_47Столетье промчалось и снова,Как в тот незапамятный год,Коня на скаку остановит,В горящую избу войдет.Ей жить бы хотелось иначе,Носить драгоценный наряд.Но кони все скачут и скачут,

А избы горят и горят…

Наум Мандель – Коржавин

Смола, как слеза, на поленьяхВечерний загадочен свет….

Есть женщины в русских селеньях,А в прочих селеньях их нет!Зайдите в селенья Таити,В селенья ЮАР, Шри-Ланки,В селенья Канады зайдите -Повсюду одни мужики!Напился ямщик из Гаскони,А кони возьми – и ку-ку!Кто?! Кто остановит вас, кони?В Гаскони на полном скаку?Пылают пожары в Техасе,Но – некому с криком “Ахти!Там Вася! Там пьяный мой Вася!!!”В горящую избу войти….Нет женщин в селеньях Флориды,Нет женщин в селеньях Мали…И даже в снегах АнтарктидыПока ни одной не нашли!А мы-то, такие-сякие,Всё ищем ответ на вопрос:С чего, мол, на ДАМ из России

Такой потрясающий спрос?))))))))))))

/Евгения Пинчук /

  • Не перевелись ещё женщины в русских селениях
  • Не перевелись ещё женщины в русских селениях

Есть женщины в русских селеньях,Которым всегда не везет,То кто-то коня не привяжет,

То кто-то избу подожжёт.

/И.Тюткин/Не перевелись ещё женщины в русских селенияхСтройна, божественно красива,Да и Камаз не так уж плох.У нас для женщины, в России,

Открыто множество дорог!!!)))

(Комментарий к фото, моего друга Алекса)

  1. Не перевелись ещё женщины в русских селениях
  2. Не перевелись ещё женщины в русских селениях
  3. Не перевелись ещё женщины в русских селениях
  4. Не перевелись ещё женщины в русских селениях
  5. Не перевелись ещё женщины в русских селениях

Есть женщины в русской глубинкеспособные на абордажСтолкнешься с такой на тропинке — и сердце заходится аж…Играючи рельсы уложит,Погнет от усердия лом,В партком “донжуана” заложит(ну, коль не завяжет узлом)…Легко остановит и трактор,Копье на километр метнетА если заметит реактор — в “горячую зону” войдет…

Огонь и вода им – игрушки,А “медные трубы” – орган,Их не остановишь из пушки,Когда они прут на таран…Таких бы, да пару дивизийЗабросить к противнику в тыл -Без боя, без всяких коллизийСдались бы! – Ну, кто не остыл……Есть женщины… Им бы Мужчину!!!- Куда не посмотришь – хмыри:спиваются, “топят кручину”…

А были ведь Богатыри!?

© Copyright Горъ Василий

  • Не перевелись ещё женщины в русских селениях

Ее богатырь не поборет,Кулачный боец – не сшибет,Она ухажера – заморит,

Насильника насмерть забьет.

    Бабуля в сарае нашла пулемет!Теперь рассчитается с властью сполна!За нищую жизнь, душу враз отведёт,

    За то, что “Великой Стране” не нужна!

    Бог его знает, что там намешано,В нашей загадочной женской душе.Нитью искристою соткана женщинаВременем гулким на вираже.Нитью небесною – солнечной, звездноюВывязан женщин изящный узор,То мы смешливые, то мы серьезные,Умные и говорящие вздорМягкие, добрые, нетерпеливые,Легкие, теплые, неотразимые,Непредсказуемые и страстные,Дерзкие, вспыльчивые, опасныеРазные мы, ах, какие мы разные!В каждой оркестрик для счастья живет,Тронешь любовью, и песней прекрасною,Нежная скрипка в душе запоет.Бог его знает, что там намешано…Только любви быть должно через край,Вечная музыка в сердце у женщины

    Мир окрыляя, играй же, играй!

    /Елена Евсюкова/

    Есть женщины в русских селеньях

    Отрывок из поэмы Николая Некрасова.

    Военные медики нашей страны, будь то доктора, фельдшера или медсестры всегда с честью выдерживали суровые испытания, выпавшие на их долю. Местом их подвигов были и остаются не только госпиталя, но и поля ожесточенных сражений в различных войнах и вооруженных конфликтах.

    Юные девушки зачастую ценой своей жизни спасают раненных защитников отечества. Эти славные воинские традиции, дошедшие до нас из истории, боевые соратницы продолжают до сих пор.

    Наше агентство не смогло обойти вниманием подвиг двух девушек – военных медиков, совершенный ими в ходе проведения специальной военной операции Вооруженных сил России на Украине.

    Не перевелись ещё женщины в русских селенияхЛейтенант медицинской службы Мария Мирошниченко – ординатор хирургического отделения 4-й гвардейской танковой дивизии ВС России под миномётным огнем не щадя своей жизни оказывала помощь раненным. Украинские националисты били из миномётов прицельно, прямо по санитарному автомобилю. Из этого свинцового ада Мария лично вынесла четырех раненных военнослужащих и спасла им жизни, при этом получила осколочное ранение. Эта на вид, скромная девушка, проявляя мужество и отвагу не допустила гибели наших военнослужащих.

    Не перевелись ещё женщины в русских селенияхПрапорщик медицинской службы Екатерина Иванова – фельдшер хирургического отделения с первых дней военной операции самоотверженно оказывала помощь нашим раненым. В ходе боестолкновения подразделения российских войск с украинскими нацистами под плотным огнем Екатерина не щадя своей жизни выносила раненных с поля боя. Собрав очередную группу раненных, выдвинулись в госпиталь. По дороге санитарный автомобиль подвергся миномётному обстрелу. Когда снаряды украинских нацистов стали ложиться ближе к автомобилю Екатерина накрыла собой тяжелораненого солдата, который не смог самостоятельно укрыться от огня противника. Спасая жизнь раненного она получила осколочное ранение. Благодаря ей жизни наших бойцов были спасены.

    Указом президента России за мужество и отвагу проявленные в ходе специальной военной операции лейтенант медицинской службы Мария Мирошниченко и прапорщик медицинской службы Екатерина Иванова награждены Медалью «За отвагу».

    Николай Некрасов

    Есть женщины в русских селеньях
    С спокойною важностью лиц,
    С красивою силой в движеньях,

    С походкой, со взглядом цариц,-

    • Их разве слепой не заметит,
      А зрячий о них говорит:
      «Пройдет — словно солнце осветит!
    • Посмотрит — рублем подарит!»
    • Идут они той же дорогой,
      Какой весь народ наш идет,
      Но грязь обстановки убогой
    • К ним словно не липнет. Цветет
    • Красавица, миру на диво,
      Румяна, стройна, высока,
      Во всякой одежде красива,
    • Ко всякой работе ловка.
    • И голод и холод выносит,
      Всегда терпелива, ровна…
      Я видывал, как она косит:
    • Что взмах — то готова копна!
    • Платок у ней на ухо сбился,
      Того гляди косы падут.
      Какой-то парнек изловчился
    • И кверху подбросил их, шут!
    • Тяжелые русые косы
      Упали на смуглую грудь,
      Покрыли ей ноженьки босы,
    • Мешают крестьянке взглянуть.
    • Она отвела их руками,
      На парня сердито глядит.
      Лицо величаво, как в раме,
    • Смущеньем и гневом горит…
    • По будням не любит безделья.
      Зато вам ее не узнать,
      Как сгонит улыбка веселья
    • С лица трудовую печать.

    Такого сердечного смеха,
    И песни, и пляски такой
    За деньги не купишь. «Утеха!»

    1. Твердят мужики меж собой.
    2. В игре ее конный не словит,
      В беде — не сробеет,- спасет;
      Коня на скаку остановит,
    3. В горящую избу войдет!
    4. Красивые, ровные зубы,
      Что крупные перлы, у ней,
      Но строго румяные губы
    5. Хранят их красу от людей —
    6. Она улыбается редко…
      Ей некогда лясы точить,
      У ней не решится соседка
    7. Ухвата, горшка попросить;
    8. Не жалок ей нищий убогий —
      Вольно ж без работы гулять!
      Лежит на ней дельности строгой
    9. И внутренней силы печать.
    10. В ней ясно и крепко сознанье,
      Что все их спасенье в труде,
      И труд ей несет воздаянье:
    11. Семейство не бьется в нужде,
    12. Всегда у них теплая хата,
      Хлеб выпечен, вкусен квасок,
      Здоровы и сыты ребята,
    13. На праздник есть лишний кусок.
    14. Идет эта баба к обедне
      Пред всею семьей впереди:
      Сидит, как на стуле, двухлетний
    15. Ребенок у ней на груди,
    16. Рядком шестилетнего сына
      Нарядная матка ведет…
      И по сердцу эта картина
    17. Всем любящим русский народ!

    Анализ стихотворения «Есть женщины в русских селеньях» Некрасова

    В своих произведениях Н. А. Некрасов ни раз обращается к описанию образа русской женщины, красивой и сильной. В поэме «Мороз, Красный нос» он тоже выражает свое восхищение, приводя в отрывке «Есть женщины в русских селеньях…» яркое описание простой крестьянки Дарьи.

    Как и многие стихотворения Николая Алексеевича, «Есть женщины в русских селеньях…» пропитано глубоким сочувствием к тяжелой жизни и судьбе женщины из села. Автор описывает ее многочисленные страдания от трудной работы и моральные унижения. Забота о семье, воспитание детей, заботы по дому и труд в поле – после смерти мужа всем этим занимается только Дарья.

    По мнению Некрасова, такая женщина способна перенести «и голод, и холод». Поэта восхищает, как при такой непростой жизни, русская женщина обладает еще и богатой душой.

    Высокие нравственные качества остались при ней, она не теряет веру и не ломается под тяжестью жизненных испытаний. Трудолюбивая и самоотверженная, хорошая хозяйка, она была и остается опорой, на которой держится вся семья.

    Она все успевает, при этом, находит в себе силы веселиться и смеяться, будто забывая на время обо всех невзгодах, свалившихся на ее плечи.

    Особенностью русского женского характера поэт называет сострадательную любовь, даже находясь в крайне трудном положении, человек менее всего думает о себе, о своем личном горе.

    Некрасов одновременно и восхищается, и переполнен сопереживания к их нелегким судьбам. Большой нежностью и теплом пропитано каждое четверостишие. И возмущается по поводу их бесправного существования, их горькой судьбы. По мнения автора, русская женщина достойна счастливой и беззаботной жизни.

    Для создания более яркого портрета Некрасов применяет в стихотворении:

    1. Сравнения – «словно солнце осветит», «рублем подарит», «со взглядом цариц».
    2. Эпитеты – «миру на диво», «во всякой одежде красива», «ко всякой работе ловка».
    3. Метафоры – «сердечный смех», «румяные губы», «внутренней силы печать», «что взмах — то готова копна».

    И нельзя не выделить закрепившийся типичный образ русской женщины-крестьянки:

    «Коня на скаку остановит,
    В горящую избу войдёт!»

    Поэт в каждой строчке описал настоящую, правдивую судьбу русской крестьянки. Он глубоко прочувствовал ее боль и страдания, все тяготы, которые ей пришлось перенести. И подчеркнул, что несмотря на все это, она осталась красивой внешне и внутренне, смогла сочетать мужество с высокими нравственными качествами.

    Читать стих поэта Николай Некрасов — Есть женщины в русских селеньях на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

    Читайте также:  Современные зарубежные сорта флоксов: признанные шедевры и необычные новинки

    О стихотворении есть женщины в русских селеньях

    В 1863 году Николай Некрасов написал поэму «Мороз, Красный нос», посвящённую поэтом своей сестре Анне. Это — апофеоз русской крестьянки, в которой автор усматривает исчезающий тип «величавой славянки».

    В I части, «Смерть крестьянина», 4, появляется наиболее знаменитый фрагмент этой поэмы:

    «Есть женщины в русских селеньях…».

    Есть женщины в русских селеньях

    С спокойною важностью лиц,С красивою силой в движеньях,С походкой, со взглядом цариц,—

    Их разве слепой не заметит,

    А зрячий о них говорит:«Пройдет — словно солнце осветит!Посмотрит — рублем подарит!»

    Идут они той же дорогой,

    Какой весь народ наш идет,Но грязь обстановки убогойК ним словно не липнет. Цветет

    Красавица, миру на диво,

    Румяна, стройна, высока,Во всякой одежде красива,Ко всякой работе ловка.

    И голод и холод выносит,

    Всегда терпелива, ровна…Я видывал, как она косит:Что взмах — то готова копна!

    Платок у ней на ухо сбился,

    Того гляди косы падут.Какой-то парнек изловчилсяИ кверху подбросил их, шут!

    Тяжелые русые косы

    Упали на смуглую грудь,Покрыли ей ноженьки босы,Мешают крестьянке взглянуть.

    Она отвела их руками,

    На парня сердито глядит.Лицо величаво, как в раме,Смущеньем и гневом горит…

    По будням не любит безделья.

    Зато вам ее не узнать,Как сгонит улыбка весельяС лица трудовую печать.

    Такого сердечного смеха,

    И песни, и пляски такойЗа деньги не купишь. «Утеха!»Твердят мужики меж собой.

    В игре ее конный не словит,

    В беде — не сробеет,— спасет;Коня на скаку остановит,В горящую избу войдет!

    «Не просто житейский рассказ, при всей дотошности такой житейской правды, ведет поэт, а живописует национальный тип…», пишет биограф писателя.

    Александр Блок в своем подчеркнуто маскулинном стихотворении «Скифы» пытается принизить этот сильный женский образ: «Привыкли мы, хватая под уздцы Играющих коней ретивых, Ломать коням тяжёлые крестцы, И усмирять рабынь строптивых…»

    Истоки словосочетанияРоман Шмараков указывает, что в «Ахиллеиде» Стация Ахилл рассказывает грекам о том, чему его как будущего героя учил кентавр Хирон:входить в горящие хижины, и пешим останавливатьлетящие четвёрки коней.«Ахиллеида» на русский язык не переводилась, а Некрасов, хотя учился в гимназии, латынь не стал учить по разгильдяйству.

    Шмараков считает совпадением случайным, а не заимствованием. Однако «Ахиллеида» во французском переводе существовала. (Например, у Пушкина в библиотеке она имелась в издании 1802 года). Тот же французский перевод вышел в 1820, 1832 годах. Французский язык Некрасову был известен.

    Напомним, что прежде чем стать великим воином, Ахилл был спрятан своею матерью у Ликомеда, царя острова Скироса, где он в женских одеждах жил между царскими дочерьми. Одиссей, которому требовалось рекрутировать героя для Троянской войны, чтобы выяснить, кто из этих прекрасных дев — Ахилл, притворился купцом.

    Он разложил перед девушками женские украшения и, примешав к ним оружие, приказал неожиданно поднять боевой клич и шум. Переодетый в женскую одежду Ахилл оказался единственным, кто схватился за оружие (в отличие от разбежавшихся в ужасе дев), и таким образом был разоблачён.

    Филолог Михаил Шумилин добавляет, что в единственной монографии специально об «Ахиллеиде» поэма видится во многом как построенная как раз на гендерной игре . То есть, «обабившийся» Ахилл занимается возвращением себе мужского статуса.

    Тогда отсылка у Некрасова выглядит совсем хитрой аллюзией: что у Ахилла является утверждением себя в мужском статусе в противоположность женскому (это ведь он рассказывает о своём воспитании Улиссу и Диомеду, чтобы поправить неприятное впечатление о себе, оставшееся после Скироса), то у Некрасова — как раз признак русской женщины, что является намёком для продвинутого читателя. Однако он приводит это рассуждение исключительно как пример логического упражнения на литературоведческую тему, шутки, и также присоединяется к мнению, что Некрасов, скорее всего, ничего подобного не подразумевал.

    Известны современные пародии этого знаменитого стихотворения Некрасова:

    Смола как слеза на полене

    Вечерний загадочен светЕсть женщины в русских селеньях…А в прочих селеньях их нет!

    Зайдите в селенья Таити

    В селенья ЮАР, Шри-ЛанкиВ селенья Канады зайдите- Повсюду одни мужики.

    Нет женщин в селах Занзибара,

    Нет женщин в селеньях Мали,И даже в снегах АнтарктидыЕще ни одной не нашли

    Надрался ямщик из Госкони,

    А кони возьми и “ку-ку”Кто? Кто остановит Вас, кони,В Госкони на полном скаку?

    Пылают пожары в Техасе

    Но некому с криком: “Ахти!Там Вася! Там пьяный мой Вася”В горящую избу войти.

    Трясут катаклизмы планету

    Под радостный вой вороньяНет женщин, Вы слышите – нетуВ угрюмых селеньях ея.

    А мы тут такие-сякие

    Все ищем ответ на вопрос:”К чему бы на баб из РоссииТакой потрясающий спрос.

    • Это стихотворение навеяно известными стихами Наума Коржавина.
    • Наум Коржавин
    • Вариации из Некрасова

    …Столетье промчалось. И снова,

    Как в тот незапамятный год -Коня на скаку остановит,В горящую избу войдет.Ей жить бы хотелось иначе,Носить драгоценный наряд…Но кони – всё скачут и скачут.А избы – горят и горят.

    1. Вроде бы, и пожалел Коржавин несчастных русских женщин, но, как-то все же снизил образ.
    2. Или:
    3. И. Губерман

    Он даму держал на коленях,и тяжко дышалось ему.есть женщины в русских селеньях -не по плечу одному..

    Образовательный портал

    Сценарий урока литературы

    Есть женщины в русских селениях

    (по произведениям Н.А. Некрасова)

    Киселева Вера Александровна, преподаватель литературы и русского языка СПбГПОУ Пожарно-спасательного колледжа,

    «Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»

    Рассмотрено на заседании ПЦК  «2» ноября 2015 г

    Методист: Калинина Л.А.

    1

    Преподаватель: Русская литература, начиная с Пушкина, поставила женщину на пьедестал,  ибо для Тургенева, и для Достоевского, и для Некрасова Она – символ жизни и ее национального колорита. Назвав свою музу “родной сестрой” крестьянки, Н.А. Некрасов создает идеальные образы потрясающей силы.

    • Студент 1:
    • Есть женщины в русских селеньях
    • С спокойною важностью лиц,
    • С красивою силой в движеньях,
    • С походкой, со взглядом цариц,—
    • Их разве слепой не заметит,
    • А зрячий о них говорит:
    • «Пройдет — словно солнце осветит!
    • Посмотрит — рублем подарит!»
    • Идут они той же дорогой, Русские красавицы
    • Какой весь народ наш идет,
    • Но грязь обстановки убогой
    • К ним словно не липнет. Цветет
    • Красавица, миру на диво,
    • Румяна, стройна, высока,
    • Во всякой одежде красива,
    • Ко всякой работе ловка.
    • И голод и холод выносит,
    • Всегда терпелива, ровна…
    • Я видывал, как она косит:
    • Что взмах — то готова копна!
    • Платок у ней на ухо сбился,
    • Того гляди косы падут.
    • Какой-то паренёк изловчился
    • И кверху подбросил их, шут!
    • Тяжелые русые косы
    • Упали на смуглую грудь,
    • Покрыли ей ноженьки босы,
    • Мешают крестьянке взглянуть. Коня на скаку остановит
    • Она отвела их руками,
    • На парня сердито глядит.

    Лицо величаво, как в раме,…

    1. Смущеньем и гневом горит…
    2. По будням не любит безделья.
    3. Зато вам ее не узнать,
    4. Как сгонит улыбка веселья
    5. С лица трудовую печать.
    6. 2
    7. Такого сердечного смеха,
    8. И песни, и пляски такой

    За деньги не купишь. «Утеха!»

    • Твердят мужики меж собой.
    • В игре ее конный не словит,
    • В беде — не сробеет,— спасет;
    • Коня на скаку остановит,
    • В горящую избу войдет!

    Преподаватель: Сразу вспоминаются русские мадонны на полотнах Васнецова. Но героини живописца молчат о тех песнях, что поет их женская душа. А вот Дарьюшка в поэме “Мороз, Красный нос” и Матрена Тимофеевна в поэме-эпопее “Кому на Руси жить хорошо” открываются нам изнутри. И вы это прекрасно знаете. И вот еще один портрет:

    Студент 2.

    Вот темный, темный сад… Чей лик в аллее дальной

    Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный?

    Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!

    Кто жизнь твою сгубил… о! знаю, знаю я!..

    1. Навеки отдана угрюмому невежде,
    2. Не предавалась ты несбыточной надежде –
    3. Тебя пугала мысль восстать против судьбы,

    Ты жребий свой несла в молчании рабы…

    • Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
    • Она была горда, упорна и прекрасна,
    • И всё, что вынести в тебе достало сил,

    Предсмертный шепот твой губителю простил!..

    Педагог: О ком идет речь в этом отрывке? Как называется это художественное произведение?

    Студент 3.Но вернемся к поэме – “Мороз, Красный нос”.

    1. Похоронив мужа, Дарья пришла в лес, чтобы нарубить дров и побыть наедине с собой и природой.
    2. Вдруг голос:
    3. “Войди в мое царство со мною
    4. И будь ты царицею в нем.
    5. Поцарствуем славно зимою,
    6. А летом спокойно уснем.
    7. Войди, приголублю, согрею,

    Дворец отведу голубой…”

    Студент 4.

    Повелитель предлагает ей спокойствие, забвение от мук, небытие, а она, последним усилием воли, замерзая, воскрешает в памяти самое дорогое: мужа, работу на пашне, общие с мужем песни – жизнь.

    На вопрос Мороза: “Тепло ли тебе, молодица?” – трижды отвечает: “Тепло!” Ни жалобы, ни стона, ни заигрывания с Морозом – женихом и Морозом – смертью…

    Поединок ее с Морозом – это подвиг души Дарьюшки, и юных жен-декабристок. (“Русские женщины”)

    Студент 5. Из записок княжны Волконской, жены декабриста

    “Бурнашев предложил мне войти. В первую минуту я ничего не разглядела, так как там было темно; открыли маленькую дверь налево, и я поднялась в отделение мужа. Сергей бросился ко мне; бряцанье его цепей поразило меня: я не знала, что он был в кандалах. Вид его кандалов так

    Читайте также:  Летний душ на даче своими руками. Фото

    3

    воспламенил и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала его кандалы, а потом – его самого.

    Педагог: А вот отрывок из поэмы Н.А. Некрасова “М.Н.Волконская” (Читает)

    Вдруг кто-то воскликнул: “Идет он! идет!”

    • Окинув пространство глазами,
    • Я чуть не упала, рванувшись вперед,-
    • Канава была перед нами.

    ………………………………………………………….

    1. Сергей торопился, но тихо шагал.
    2. Оковы уныло звучали.
    3. Да, цепи! Палач не забыл никого
    4. (О, мстительный трус и мучитель!), –
    5. Но кроток он был, как избравший его
    6. Орудьем своим искупитель.
    7. Пред ним расступались, молчанье храня,

    Рабочие люди и стража…

    И вот он увидел, увидел меня!

    И руки простер ко мне: “Маша!”

    И стал, обессиленный словно, вдали…

    Два ссыльных его поддержали.

    По бледным щекам его слезы текли,

    Простертые руки дрожали…

    • Душе моей милого голоса звук
    • Мгновенно послал обновленье,
    • Отраду, надежду, забвение мук,
    • Отцовской угрозы забвенье!
    • И с криком “иду!” я бежала бегом,
    • Рванув неожиданно руку,
    • По узкой доске над зияющим рвом

    Навстречу призывному звуку…

    “Иду!..” Посылало мне ласку свою

    Улыбкой лицо испитое…

    И я побежала… И душу мою

    1. Наполнило чувство святое.
    2. Я только теперь, в руднике роковом,
    3. Услышав ужасные звуки,
    4. Увидев оковы на муже моем,
    5. Вполне поняла его муки,

    И силу его… и готовность страдать!

    Невольно пред ним я склонила

    Колени, – и прежде чем мужа обнять,

    Оковы к губам приложила!..

    • Педагог:Как видим, нет ни одного слова вымысла!
    • Хочу отметить, что современная женщина сама часто не осознает, что под “культурным слоем” в ней бьется сердце Дарьюшки – кроткое и мужественное, страдающее и преданное не утехам и соблазнам, а тем, кому она дает жизнь.
    • Вопрос: Как вы считаете поэма “Мороз, Красный нос” – социальная драма о бедных жертвах крепостного права или философское житийное?
    • 4

    Студент 6. Я верю, что не правы те, кто читает поэму “Мороз, Красный нос” как социальную драму о бедных жертвах крепостного права, а не как философское произведение, житийное: Дарьюшка любит мужа и уходит за ним в другой мир.

    Преподаватель:В каком произведении Н.А.Некрасов описал судьбу простой, русской женщины?

    Студент 7. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” судьба женщины развернута в целую повесть, которую по праву можно назвать “Житие святой Матренушки”.

    Не эпизод из жизни, а вся жизнь представлена в главе “Крестьянка”. Любители неторопливой однородной речи оценят исповедь Матренушки, выполненную в различных народных жанрах: песне, причитаниях, плачах.

    Богатство интонаций поразительное – от скорби к просветленности, от гнева к нежности.

    Студент 8. В своих поэмах о женской доле поэт погружает нас в ритм человеческой жизни – от младенчества до смерти. Жизнь предстает как одно из проявлений божественной природы. Детство, юность Матренушки в ожидании любви и счастья, горячая работа, встреча с суженым, “испытание” Филиппа, обряд замужества – все исполнено поэзии, целомудрия, серьезности.

    1. А что ты, парень, в девице
    2. Нашел во мне хорошего?
    3. Где высмотрел меня?
    4. О святках ли как с горок я
    5. С ребятами, с подругами
    6. Каталась, смеючись?

    ………………………………….

    А ты бы поглядел на меня,

    Как лен треплю, как снопики

    На риге молочу…

    Педагог: Ю.И.Айхенвальд очень правильно подметил нравственный момент и нашел на то, как выбрать невесту.

    Студент 9. Действительно, Ю.И.Айхенвальд пишет об этом как о “дышавшей лукавством и счастьем”, как о “самоцветном камешке”, извлеченным из глубин народного духа.

    Не поучает Матренушка любимого, не кокетничает с ним, а намекает, как нужно выбирать невесту, что ценить в ней, недоумевает искрение, за что он полюбил ее (“Я не в серебре, я не в золоте, жемчугами я не увешана”). Жених отвечает не многословно, по существу: “Чисто серебро – чистота твоя, красно золото – красота твоя”. Случайно ли “чистота” поставлена на первое место? Думаю нет.

    О многом размышляешь, читая главу: о незыблемых основах народной нравственности у Некрасова – целомудрии первого чувства, любви и брака как единственного на всю жизнь, о скромности и достоинстве молодости…

    Вопрос:Что можно сказать о жизни Матрены Тимофеевны?

    Студент 10.Прочитаешь главу и поймешь, как прекрасно прожита жизнь Матреной Тимофеевной – в постоянном труде, радостях и скорбях материнства и борьбе за семью, дом, мужа и согласишься с Чуковским, что поэма эта “дышит беспредельной радостью о русском народе, силе и правде, о несокрушимых основах его бытия”. И это – о Матрене – великомученице.

    А ключи от счастья все-таки есть…

    Вопрос:Вам не кажется, что поэт идеализирует крепостных, бедный люд?

    5

    Студент 11. Нет, более того, поэт убежден, что не перевелись на Руси люди, отмеченные “печатью дара Божьего” совесть которых чиста, и помыслы чисты, и главное для них – прожить жизнь безыскусную, простую и обязательно вместе со своим народом. А жизнь самого поэта – прекрасный образец служения добру и справедливости.

    Вопрос:Вы думаете, счастлива героиня?

    Студент 12. Да. Счастлива, в конце концов, Матренушка. Ведь она жила по совести. А это нравственный императив самого Н.А.Некрасова. А вот самая интересная загадка для поэта – загадка женской души так и остается неразрешимой.

    Педагог:Завершая наш разговор по теме, мне хочется озвучить несколько строчек из сочинений. Вот послушайте!

    Студент  пишет:

    Для Н.А. Некрасова русская женщина – труженица – символ жизни и национального самосознания.

    В образе Дарьи в поэме “Мороз, Красный нос”, на мой взгляд, Некрасов показал лучшие черты русской женщины в которой внешняя красота сочеталась с внутренним духовным богатством.

    Студент сравнивает образ женщины в произведениях Некрасова с нашей прекрасной Родиной. Он пишет: в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: Некрасов очень тонко показал образ женщины, которая не сломлена тяжкими невзгодами, словно Россия, которая из разных невзгод выходила и сейчас должна непременно возродиться, выдержать все и “санкции”, и информационную грязь.

    Некрасовские женские образы – это пример стойкости, терпения и силы не только характера, но и силы духа (О поэме “Русская женщина”)

     Образ Матрены – собирательный образ. В нем автор показал всю материнскую любовь и боль, которую испытала лирическая героиня А.А. Ахматовой в поэме “Реквием”. Все отмечают высокие нравственные качества добродушие, нравственную чистоту, гордость, супружескую верность бесхитростную прямоту, великое терпение простой крестьянки, о которой с почтением говорит Н.А. Некрасов.

     Некрасовская женщина в любых условиях остается красивой, а в своем величии похожей на Богородицу с полотен русских живописцев.

    Педагог: 27 ноября уже по традиции отмечается День матери. Один из наших студентов написал стихи, посвященные маме.

    • Студент 13.
    • Никто еще в мире не выдумал слов
    • Глубоких и добрых, и правильных самых,
    • Чтоб выразить точно святую любовь,
    • Великую нежность заветную – Маме.
    • Ты – ясное солнце,
    • Ты – ласковый день.
    • Нежны твои руки, теплы и надежны,
    • Отгонят они непогоду и тень,
    • Когда на душе нелегко и тревожно.
    • Так будь же счастливой, в довольстве живи,
    • 6
    • В уюте и ласке, тепле и покое,
    • Согрета всей силой ответной любви –
    • Душа твоя знает, что это такое.

    Педагог: От всех нас разрешите поздравить мам, бабушек с праздником! Счастья! Здоровья! Мира! Любви! (Аплодисменты)

    You have no rights to post comments

    Женщины русских селений – Улицкая Людмила Евгеньевна

    • Женщины русских селений
    • Женщины русских селений. Людмила Евгеньевна Улицкая
    • Стол был накрыт с роскошью бедняков: вся еда, приготовленная без соприкосновения с руками человека, была куплена в Зейбарс, в дорогой кулинарии на 81-й, приволочена Верой на своем горбу через весь Нью-Йорк в Квинс и разложена наспех в простецкие китайские плошки. Еды оказалось вдвое больше, чем нужно для трех стремящихся к похуданию женщин, а выпивки — на пятерых пьющих мужиков, которых как раз и не было
    • Обилие выпивки образовалось случайно: хозяйка дома Вера выставила от себя водки обыкновенной, без затей, и еще одна стояла в шкафчике, и обе гостьи принесли по бутылке: Марго — голландский Cherry, а Эмма, москвичка командировочная, — поддельный Наполеон, приобретенный в гастрономе на Смоленской для особо торжественного случая. Он и представился, этот случай, выпала эта безумная командировка, о которой она и мечтать не мечтала

    Теперь Марго с Эммой сидели перед накрытым Верой столом, а сама хозяйка вышла погулять с Шариком, который долго терпеть от старости не мог, а гадить в доме от благородства не смел, и потому жестоко страдал от внутреннего конфликта. Сидели молча перед накрытым столом и ждали самое Веру, с которой Марго была очень дружна в американской жизни. Между собой Вера с Эммой были знакомы заочно. Благодаря Маргошиной болтливости, многое друг о друге знали, но увиделись в этот вечер первый раз. Со вчерашнего вечера между Марго и Эммой пробежала какая-то давняя кошка, и Эмма старалась вспомнить теперь, почему она от Маргоши в давние московские времена иногда отдалялась, а потом снова к ней возращалась, как к старому любовнику.

    Остановилась Эмма не в гостинице, а у Маргоши, с которой не виделась ровнешенько десять лет.

    Родились они в одном месяце, жили в одном московском дворе и учились в одном классе, и до тридцати лет расставались разве что на несколько дней, а потом непременно вываливали друг дружке во всех подробностях все свои приключения за истекший период.

    Читайте также:  Посадила в открытый грунт непросушенные после обработки луковицы тюльпанов. Как исправить ситуацию?

    В один год родившиеся дети сблизили их еще более — уложив детей, встречались на Эмминой кухне, выкуривали по пачке «Явы», исповедали друг другу привычно все мысли и дела, грехи вольные и невольные, и расходились, очищенные, сытые разговором, в третьем часу ночи, когда спать оставалось меньше пяти часов.

    Теперь, после десятилетней разлуки, они вцепились друг в друга и испытали такое счастье взаимопонимания, какое знакомо лишь музыкантам в хорошей джазовой сессии, когда каждый поворот темы наперед чувствуешь специальным органом, всем прочим людям не предоставленным. События жизни все были известны: переписывались хоть и не часто, но регулярно.

    Однако много оставалось такого, чего в письме не напишешь, что понимается только с голоса, с улыбки, с интонации. Марго три года как развелась со своим алкоголиком, Веником Говеным, как она его называла, и проживала теперь эпоху выхода из тьмы египетской.

    Пустыня, в которую она теперь попала, предоставляла ей неограниченную свободу, но счастливой она себя не чувствовала, потому что место, которое прежде занимал Веник со своими пустыми бутылками в портфеле, в гардеробе, среди детских игрушек, с грубостью пьяного секса, с воровством семейных денег — детских, квартирных, каких угодно, — это пустое место проросло ужасными ссорами со старшим шестнадцатилетним Гришкой и полным отчуждением девятилетнего Давида. И все это она объясняла Эмке, а Эмка только квакала, качала головой, вздыхала и, практической пользы не принося, так страстно сочувствовала, что Маргоше как будто становилось легче. А потом Эмма хвалила ее за успехи в эмигрантской жизни, за великие подвиги, которые Марго действительно совершила, подтвердив свой диплом и уцепив скромную золотую рыбку в виде должности ассистента в частной онкологической клинике, с хорошей перспективой получить собственную лицензию и так далее… Долго объяснять.

    Первые три дня, вернее, вечера, поскольку днем подруги разбегались по своим рабочим делам, были посвящены, главным образом, разбору полетов Веника Говеного, и Эмма только диву давалась, почему это отсутствие мужа совершенно равно его присутствию.

    Казалось бы, промучилась столько лет с плохим человеком, к тому же и алкоголиком, боялась развода, как полагается восточной женщине, набралась куража, развелась- и живи себе спокойно.

    Нет, теперь страдает, зачем так долго страдала… И так же долго, с подробностями, все это излагает… Но настал вечер, когда Марго наконец спросила у Эммы:

    — А твои-то дела как? Что там у тебя с твоим героем? — И в голосе почудился искренний интерес.

    — Все, — вздохнула Эмма. — Рассталась. Окончательно. Начинаю новую жизнь.

    — Давно? — встрепенулась Марго, которая старую жизнь уже закончила, но новая все никак не начиналась.

    — За день до отъезда. Восемнадцатого.

    И она подробно рассказала, как встретилась с Гошей последний раз. Как пришла к нему в мастерскую, всю заставленную из железа скрученными людьми, такими трагическими, понимаешь, как будто заблудившимися в материале, случайно ожили не в теле, а в жестком металле, и страдают от своего ржавого несовершенства…

    — Ты меня понимаешь?

    — Вроде да. Так и что? Встретились…

    — Тупик. Мы попали в тупик, и деваться некуда. Его дебилка жена, беспомощная дура, дочка одна больная, вторая просто психопатка, деваться ему от них некуда, а я только усугубляю все… И от наших отношений всем только хуже. Да и пьет-то он от безвыходности…

    Марго смотрела на Эмму своим армяно-азербайджанским взором, и легкий испуг превращался в тихое отвращение, пока не прорвался непристойным вопросом:

    — Эм, а ты с ним, с пьяным, спишь?

    — Маргоша, да я его трезвым за восемь лет, может, два раза видела. Он трезвым никогда не бывает.

    — Бедная, — зажмурила свои преувеличенные очи Марго, — я тебя понимаю…

    — Не понимаешь, не понимаешь, — замотала головой Эмма. — Он потрясающий, и не важно, пьяный, трезвый. Он — то, что нужно каждой женщине. Он мужчина до мозга костей. Он просто попал в ужасное положение. И меня туда завел, в это ужасное положение. Он ни в чем передо мной не виноват.

    Обстоятельства… Но я уже все, решилась. Я выскочу. Я не должна ему мешать, он творческий, он особенный. Совсем не похож на инженерское быдло. У него весь мир другой. Конечно, я никого даже близко на него похожего не встречу, это ясно.

    Но он у меня был, это кусок моей жизни, целых восемь лет, и этого никто у меня не отнимет. Это — мое.

    — А ты почему думаешь, что ты с ним навсегда рассталась? Ты мне три раза уже писала, что ты с ним порвала. И всякий раз — снова. У меня все письма твои хранятся, — невеликодушно напомнила Марго.

    — Знаешь, я раньше только о том думала, как ему лучше. А теперь я посмотрела на это с другой стороны — о себе подумала. Теперь — ради моей жизни. Мне сорок исполнилось…

    — Это я знаю, и мне, — заметила Марго.

    — Так вот, самое время начать новую жизнь. Мы расстались — по моему сценарию, понимаешь? Это я выбрала время и место. И мы провели нашу последнюю ночь… Которую я никогда не забуду.

    Потому что это выходит за пределы того, что обыкновенно происходит в сексе. Это — за пределом. Перед лицом неба.

    И эти железные люди, которых он сковал, они как свидетели… Ты себе не представляешь, что это значит — жить с художником…

    — Не, не представляю. Венька — программист. Правда, очень хороший. Он совершенно не возвышенный ты его знаешь. Он эгоист распоследний и, кроме компьютера и водки, ни в чем не нуждается. Ты, Эмка, всегда была необыкновенная, и любовники у тебя необыкновенные. Венгр какой был! Как его, красавец?

    — Иштван.

    — Да и муж твой, Санек, какой приличный был. Ты себе еще найдешь и замуж выйдешь. А я… — Марго засунула большие пальцы под лифчик, приподняла свое цветущее, но слегка поникшее хозяйство.

    — При всем при том, — Она встала, повернулась, покачала боками, чтобы весь чудесный ее кувшин грудь, тонкую талию, убедительный крутой разворот крупа — подтвердить, — и на хер никому не нужно! За всю жизнь ни с кем, кроме Веника Говеного, не переспала. С восемнадцати лет.

    Объясни мне, Эммочка, почему так получается: роста у тебя нет, сисек на второй номер не соберешь, ноги, извини, кривые, почему у тебя всегда навалом любовников?

    Эмка засмеялась добродушно, нисколько не обидевшись:

    — За что, Маргоша, тебя люблю — за искренность. Хотя ответить могу да я тебе это давно говорила. Армяно-азербайджанский конфликт. Ты его разреши сама в себе — ты женщина восточная или западная? Если восточная не разводись с мужем, а если западная — заведи любовника и не делай из этого проблемы.

    Марго неожиданно обиделась:

    — Да я же всю твою семью знаю, и маму, и бабушку, чем твои еврейки лучше моей армянской мамы? Чем это вы западные?

    — Западная женщина себя уважает. Помнишь мою бабушку?

    Марго, конечно, помнила. Уж да, важная была старуха Цецилия Соломоновна. Царица. Но ноги, между прочим, тоже кривые были. Может, правда, западная?

    На этой вздорной ноте Марго собрала со стола посуду, вздохнула, взглянув на часы, потому что, как в московские времена, шел третий час, а вставать было в семь — и разошлись спать по комнатам. Марго в спальню, а Эмма в гостиную, где был новый гостевой диван, купленный после ухода Веника, когда денег в доме стало, как после большого выигрыша в лотерее.

    Вера вошла — розовая, с молодым морщинистым лицом и плохо выкрашенными волосами. За ней — Шарик, вразвалку, по-старчески, и сел слева от Вериного кресла с лицемерным безразличием к накрытому столу.

    «Вот парочка, не скрывающая своего возраста», — подумала Эмма с симпатией

    Вера плюхнулась в плетеное кресло, оно тонко пискнуло. Протянула руку за бутылкой.

    — Дата неровная, но я все считаю по месяцам: сегодня семнадцать месяцев, как Мишка умер.

    Она разлила, не спрашивая, водку по стопкам, и Эмма отметила, что стопки московские, хрустальные, сталинских времен.

    — Царствие Небесное, Мишенька! — радостно воскликнула Вера и опрокинула стопку. Потом вздохнула: -Полтора года. Как будто вчера.

    Взяла с блюда кусок копченой индейки, бросила собаке:

    — Лопай, Шарик, это чистый яд для тебя.

    Собака оценила хозяйский жест и, разрываясь между двумя острыми желаниями — немедленно благодарственно лизнуть руку и немедленно же проглотить загорелый кусок божественного вкуса, — заметалась. Сложный был у Шарика характер.

    — Нажремся сейчас — мечтательно произнесла хозяйка — Давайте, давайте, девочки! С тех пор как Мишки не стало, я, кажется, ни разу не готовила еды. Все в забегаловках. Марго! Ну, что ли?

    И то ли оттого, что действительно проголодались, то ли оттого, что собака страстно стонала

    Скачать в txt

    Скачать в pdf

    Ссылка на основную публикацию