Рождественский подарок от АЭЛИТЫ получен!

У разных народов есть свои особые Рождественские традиции. Одна из таких традиций встречается практически во всем христианском мире. На Рождество принято дарить друг другу подарки.

07.01.2022 Братия монастыря и Николай Белавинский  2 325

Рождественский подарок от АЭЛИТЫ получен! Братия монастыря от всей души поздравляет вас со светлым праздником Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа!

«Христос раждается: славите!». Сим восклицанием некогда в нынешний праздник начал слово свое Святый Григорий Богослов. И оно так приятным показалось Церкви, знающей и любящей глас избранного между пастырями ее, что и ныне сим самым восклицанием начинает она обыкновенную торжественную песнь настоящего праздника. Христос рождается: славите!

Святитель Филарет Московский

У разных народов есть свои особые Рождественские традиции. Одна из таких традиций встречается практически во всем христианском мире. На Рождество принято дарить друг другу подарки.

В Грузии, в канун праздника Рождества все женщины шьют своими руками наряды евангельских персонажей, в которых каждый из домочадцев сможет присоединиться к «Алило» (от Аллилуия; сродни колядкам) — традиционному торжественному шествию верующих, после праздничного богослужения, с хором, духовенством и всеми желающими. Эта традиция в Грузии формировалась на протяжении веков – мужской хор проходил по селениям или городу и в песнях поздравлял всех жителей с Рождеством Христовым.

Это шествие с рождественскими песнопениями и сейчас проходит и по центральной улице Тбилиси и идет до главного собора города, их встречает Патриарх и одаривает подарками и сладостями, которые потом передаются на благотворительные цели. Остальные местные жители радуются о рожденном Спасителе и тоже делятся с наряженными участники «Алило» различными угощениями и подарками.

Рождественский подарок от АЭЛИТЫ получен! Грузия. Алило

Украинцы канун Рождества называют «Святым вечером» и тоже отмечают его 6 января. В этот день по селу ходят колядники. Они разыгрывают представление, в котором жители села одновременно являются и зрителями, и участниками.

Колядники в стихотворной форме просят разрешения поколядовать, а хозяева, тоже в стихотворной форме, им это разрешение дают. После чего у порога разыгрываются рождественские сценки и поются песни. Затем колядники разворачивают специальный мешок, куда хозяева дома насыпают заранее приготовленные угощения. И колядники оправляются к следующему дому.

На юге Украины в этот день полагалось носить вечерю своим крестным родителям. Вечеря состояла из обязательного калача, фруктов и сладостей. Крестники поздравляли крестных родителей, передавали им вечерю и получали в ответ другой калач, а также подарки — конфеты и деньги.

На второй день полагалось нести вечерю своей повивальной бабке. Вечерние посиделки и праздничные застолья затягивались до Крещения, на котором зимние праздники и заканчивались.

Рождество в Болгарии называется Коледа и является одним из самых любимых семейных праздников. В Сочельник (по-болгарски «Бъдни вечер» или «Малка Коледа») каждая семья собирается за праздничным постным столом из определенного количества блюд.

В Сочельник у болгар принято дарить друг другу подарки. В Болгарии эту функцию выполняет местный «Дед Мороз» – Дядо Коледа.

Рождественский подарок от АЭЛИТЫ получен! Колядование в Болгарии В Болгарии, как и во многих других христианских странах, существовала традиция колядования. Сейчас она сохраняется в некоторых загородных поселениях: молодые люди ходят по домам соседей в национальных костюмах, поют рождественские песни и размахивают веточками кизила-сурвакницами, украшенными красными ленточками и монетками. Колядующих также принято угощать сладостями.

У болгар также существует гостеприимный рождественский обычай не убирать еду со стола, так как считается, что любой гость, который зайдет в дом, может угоститься.

В дореволюционной России в Сочельник было принято вкушать пищу раз в день, после вечерни, которая совершалась днем накануне Рождества. На этот ужин старались пригласить всех одиноких друзей и знакомых, ведь никто не должен быть одинок в Рождество. Сейчас вечерня в сочельник служится, как правило, утром 6 января вместе с Литургией.

В первые три дня Рождества устраивали благотворительные елки для обездоленных детей, люди ходили друг другу в гости, поздравляли с праздником и дарили подарки.

Рождественский подарок от АЭЛИТЫ получен! Магазин елочных украшений. Дореволюционная Россия Если задуматься над этой общемировой традицией, дарить своим близким подарки, то легко можно прийти к выводу, что это просто естественное проявленное внимания и любви к нашим родным и друзьям, — общечеловеческая нравственность, вложенная Богом в нашу природу.

Так и Христос говорит нам, что для христианина в этом нету никакого подвига, а значит и награды за такую любовь не полагается.

И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:32-36).

Рождественский подарок от АЭЛИТЫ получен! Такое добро делают все и в строгом христианском смысле – это даже не добродетель. Под

«грешниками», согласно святоотеческим толкованиям, следует понимать необращенных ко Христу людей, тех, которые руководствуются в своих делах побуждениями природы или эгоистическими соображениями.

Конечно, никто не призывает не воздавать любовью за любовь тем, кто к нам благоволит, Господь лишь ограждает нас от придания такой любви незаслуженной цены, и призывает к большему — к любви совершенной, евангельской, бескорыстной.

«Действительная и совершенная любовь состоит в том», – пишет преподобный Паисий Величковский, — чтобы всех считать и любить одинаково, как любящих, так и ненавидящих. Таковая любовь, а с нею нераздельно и милосердие, — кратко скажу, — есть невод всем добродетелям, все заповеди Божии собою обнимает и содержит. Если кто и может сохранить все заповеди, то только сохранившие это.

Какие-то общечеловеческие нравственные положения, сохранившиеся у части народов земли, но при этом продолжающие искажаться, вследствии отхода этих народов он монотеистической ветхозаветной религии, Господь в Новом Завете возводит на более высокий уровень, вплоть до любви ко всякому человеку и даже к врагам. Христос призывает нас стремиться к полному бескорыстию в делах любви, через которые мы сможем постепенно уподобляться Богу, изливающему Свою любовь и непрестанную заботу на всех без исключения людей, даже на тех, кто своей греховной жизнью Его отвергают.

***

Сейчас в России многие православные едут встречать Рождество в монастыри. В этом году, когда я начал собираться в свое Рождественское путешествие на Валаам, ко мне стали обращаться люди, любящие это святое место, с просьбами передать подарки братии, лекарства в монастырскую аптеку, корм и игрушки для многочисленных валаамских котов.

Да…, обычно мы что-то дарим только родным и близким, или обмениваемся подарками на работе согласно «корпоративному этикету». А вот дарить что-то людям незнакомым – это, честно говоря, выходит за рамки нашего мирского понимания.

Рождественский подарок от АЭЛИТЫ получен! Думаю, что маленькие дети в этом отношении более бескорыстны, хотя и в них тоже часто проявляются все зачатки страстей поврежденного грехом человеческого естества. С одной стороны, конфетами и игрушками они нередко делятся друг с другом с большим трудом, а вот делиться своей радостью, теплым отношением и любовью, даже к совершенному незнакомому ребенку – это для них, на мой взгляд, вполне естественно. Но куда же все это уходит с возрастом?

Многолетний опыт жизни, руководимой греховными страстями, отравленной многочисленными нераскаянными смертными грехами, эгоистическим существованием прежде всего для себя самого, а не для других, жизнь без Бога, без Его благодати, без спасительных и целительных для души и тела церковных Таинств — все это плотными слоями, год за годом, накладывает на нашу несчастную омертвелую душу тяжелые оковы, не дающие нам по-настоящему любить Бога и ближнего, — все это омрачает и постепенно истребляет в нас все то доброе, что, когда-то в детстве для нас было легким.

Думаю, что на Валааме есть этот огонек тепла, огонек евангельской любви. Конечно и в миру встречается немало хороших людей, но в монастырях их концентрация обычно выше.

Если, говорить, опять же про подарки, то здесь, в монастыре незнакомый человек, вполне может что-то тебе подарить, просто потому, что захочет сделать тебе приятно, чтобы передать тебе немного тепла, утешить, порадоваться твоей радости.

Приведу лишь пару примеров, которым я так или иначе был свидетелем. Каждое Рождество Игумен Валаамского монастыря епископ Панкратий после праздничной трапезы вручает всем присутствующим валаамские календари, душеполезные книги и сладкое утешение.

Причем подарки вручаются не только людям, приносящим монастырю какую-то пользу, но и тем, которые возможно впервые в жизни приехали в монастырь помолиться или посмотреть остров, попали на братскую трапезу после службы, где все присутствующие, наравне с насельниками, получают рождественские подарки.

Рождественский подарок от АЭЛИТЫ получен! Доброй традицией у почившего в прошлом году блаженной памяти архимандрита Мефодия, было дарить подарки паломникам: душеполезные книги, большие и маленькие иконы преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, Валаамской Божией Матери, свежий номер газеты “Свет Валаама”, ну и, конечно же, знаменитые янтарные четки, особый «дизайн» которых, о. Мефодий, как я слышал, придумал сам. Конечно, материальная ценность этих четочек не велика, но те, у кого они сохранились, берегут их, и каждый раз беря в руку, вспоминают доброго валаамского батюшку.

Думаю, людская память об о. Мефодии не прекратиться уже до скончания времен, а в вечности его прославит Господь. Отец Мефодий вместе с материальными подарками, которые он так любил всем дарить, всегда одаривал людей и своей искренней любовью и вниманием. В этом году, первого января, по доброй традиции, эти янтарные четки дарил уже владыка Панкратий.

В одном из своих интервью, о. Мефодий так выразился о подарках:

«В православии подарки не запрещены. Святые отцы запрещают нам не принимать подарки, потому что в этом есть признак гордости человека. Если тебе подарок не нужен, ты должен отдать его тому, кто в нем нуждается. В этом нет лицемерия и лукавства, это повелено Богом».

Благодаря таким хорошим примерам мы, гости монастыря, учимся переносить доброе расположение за пределы Валаама.

Рождественский подарок от АЭЛИТЫ получен! Владыка дарит паломникам знаменитые четки отца Мефодия Хочется еще добавить глубокую христианскую мудрость, которую так часто можно найти в простых словах преподобного старца Паисия Святогореца: «У человека есть две радости: первая – когда он получает, и вторая – когда он отдает… Тот, кто берет, имеет радость человеческую, тот кто дает – радость Божественную».

Читайте также:  Малина в моем саду. Какие сорта выращиваю, как ухаживаю. Фото

Одними из первых дарителями подарков в новой христианской эре, были волхвы, которые пришли из восточных стран с дарами встречать Мессию, Спасителя Мира, Царя Царей, возвещенного в пророчествах многих народов мира, — к Богомладенцу Христу. Об этом библейский сюжет в своем рождественском стихотворении описывает известный религиозный философ Алексей Иванович Хомяков:

В эту ночь Земля была в волненьи: Блеск большой диковинной звезды Ослепил вдруг горы и селенья, Города, пустыни и сады. А в пустыне наблюдали львицы, Как, дарами дивны и полны, Двигались бесшумно колесницы, Важно шли верблюды и слоны.

И в челе большого каравана, Устремивши взоры в небосклон, Три царя в затейливых тюрбанах Ехали к кому-то на поклон. А в пещере, где всю ночь не гасли Факелы, мигая и чадя, – Там ягнята увидали в яслях Спящее прекрасное Дитя.

В эту ночь вся тварь была в волненье, Пели птицы в полуночной мгле, Возвещая всем благоволенье,

  • Наступленье мира на земле.

Какие подарки нужно дарить в Рождество Христово, а от каких лучше воздержаться

Рождество Христово является одним из самых значимых православных праздников в году. Отмечается торжество по церковному календарю ежегодно 7 января.

В народе праздник считают своеобразным продолжением волшебной новогодней сказки, а потому многие спешат поделиться настроением с родными и близкими с помощью вручения подарков и презентов.

Но нужно ли дарить подарки в Рождество, и какие именно стоит выбирать, знают далеко не все.

Как отмечают Рождество Христово в России

В России, в отличии от Запада, Рождество является в первую очередь церковным праздником, а уж после народным. Именно поэтому традиции больше связаны с походом в храм, рождественским постом и ожиданием звезды, которая ознаменует Рождение спасителя. В католических же странах Рождество отмечают на широкую ногу — с подарками, елкой, ожиданием Санта-Клауса и богато накрытым столом.

 В Европе Рождество Христово отмечают 25 декабря: главные отличия празднования католического и православного Рождества. 

Перед празднованием Рождества православные держат сорокадневный пост — начался он в конце ноября 2019 года. Последняя неделя перед праздником, с 1 января 2020 года соответственно, самая строгая — верующие стараются воздерживаться от шумных развлечений и мирского веселья и от запрещенных во время поста скоромных продуктов.

Если в течение первых недель поста в выходные дни можно было употреблять в пищу рыбу и пить красное вино, то перед праздником любые послабления строго запрещены — закончится пост только 7 января 2019 года.

Сочельник  России еще называют Святым вечером. Днем 6 января верующие вовсе отказываются от еды, а вечером садятся за стол только после восхождения первой звезды. На стол ставят двенадцать постных блюд (по количеству преданных учеников Христа). В полночь же семьи отправляются в церковь, чтобы окончание поста встретить на торжественном богослужении.

В Рождество, 7 января, кушать уже можно все, ведь пост заканчивается. Верующие позволяют себе готовить мясные блюда и употреблять в пищу молочные продукты, сладости, рыбу, алкоголь. Также можно смело веселиться и шуметь, в частности популярными в России являются зимние забавы в виде катания на санях и коньках, игра в снежки и подобное.

Рождество — светлый праздник, радостью в который стоит поделиться с окружающими. Святой вечер по традициям нужно встретить с родителями и детьми, а уже 7 января можно отправляться в гости к друзьям, соседям и знакомым.

Дети 7 января идут к крестным родителям — в народе традицию называют «вечерей». Крестным несут угощения, калач и сочиво, традиционную рождественскую кашу, которую готовят зачастую из пшеницы или риса.

В ответ гости получают подарки от хозяев дома.

Святки в России и в странах постсоветского пространства продолжаются до празднования Старого нового года — то есть, до вечера 13 января ежегодно.

Какие подарки выбрать на Рождество родным и близкими

Вручение подарков на Рождество является больше народной традицией, а не церковной. Пришла она с Запада, где Рождество считается «гражданским» праздником.

На Руси подарками на Рождество считались сладости и монеты, которыми крестные родители баловали пришедшим к ним с поздравлениями крестников. В наше же время дарить на Рождество принято и дорогостоящие подарки, причем не только крестникам, но и друзьям, родственникам, любимым людям, родителям и просто знакомым.

Считается, что на Рождество нужно в первую очередь дарить окружающим приятные эмоции и радость. Именно поэтому популярностью в наше время пользуются подарки, изготовленные своими руками — фигурки ангела-хранителя, красивые закладки в книги, рождественские открытки. Хозяйки могут испечь имбирные пряники во всевозможных вариациях, которые также будут отличным подарком в праздник.

Что нельзя дарить в Рождество Христово

Нежелательно в Рождество дарить деньги — такой подарок хоть и самый традиционный в нашей стране, но считается бездушным. Крестникам вручить средства стоит только ввиду предварительной договоренности или сопроводив денежный подарок сладостями или мелким символическим презентом.

Не стоит также дарить ножи, ножницы и другие острые предметы — церковный праздник не самое удачное время для подобных подарков.

В целом, дарить подарки на Рождество или не дарить — выбор каждого. Ориентироваться нужно на собственное желание, фантазию, и как не крути, на возможности своего бюджета.

Выбрать можно символические презенты, традиционные сладости или просто поздравления на словах, без особых «приложений».

Строгих правил по выбору подарков на Рождество нет, как не существует и запрета на их вручение, если поступок идет от чистого сердца и от желания поделиться хорошим праздничным настроением.

Соревнования витрин, волосы ангелов и подарочный этикет: как и на чем зарабатывали купцы в канун Рождества — Офтоп на vc.ru

Задолго до того как компания «Кока-Кола» растиражировала образ доброго, обаятельного старичка Санта-Клауса, ставшего символом зимнего волшебства на Западе, русские ремесленники и купцы своим маркетингом формировали рождественские традиции Российской империи. Они привозили из-за рубежа красивые елочные игрушки, а потом учились делать их сами. Придумывали и производили открытки, украшения и сладости, которые создавали незабываемую атмосферу праздника.

{“id”:331046,”gtm”:null}

Эта статья для тех, кто интересуется историей российского предпринимательства, маркетинговыми приемами и секретами продаж, сформировавшими рождественскую праздничную культуру. Итак, где и на чем зарабатывали предприимчивые купцы в зимние праздники?

Начнем с того, что к зимним праздникам готовились заранее, начиная с октября. Традиционно Рождество в дореволюционной России было важнее Нового года, да и праздновалось первым, 25 декабря. Праздновать Новый год 1 января повелел Петр I в 1700 году.

Тогда же указал всем веселиться, запускать фейерверки и украшать дома еловыми ветками.

Но центральным элементом праздников елка стала позже, с 1830-х годов, во время правления Николая I, благодаря его супруге Фредерике Луизе Шарлотте Вильгельмине Прусской (в православии Александра Федоровна) — чистокровной немке, как и многие русские царицы.

С ее приездом в Зимний дворец перекочевала европейская традиция наряжать елку и класть под нее подарки. Но если в Европе были распространены небольшие деревца, то в России к вопросу подошли с размахом: особым шиком на рождественских елках в богатых дома стала считаться ель до потолка.

В 1828 году Александра Федоровна в Большой столовой дворца устроила детскую елку для своих детей и племянниц. Были также приглашены дети некоторых придворных

В Зимнем дворце тоже устанавливалась большая елка, маленькие елочки предназначались для каждого члена семьи. А что модно в императорской семье, то вскоре подхватывает аристократия, ну а потом и весь народ. Со временем елками стали называть и сами праздники: появились благотворительные елки для бедных, рождественские елки для детей и взрослых, с балами и карнавалами.

За несколько дней до праздника крупные площади городов превращались в елочные базары и напоминали чащу.

Вот как вспоминал один из таких базаров напротив Большого театра писатель, выходец из купеческой семьи Иван Шмелев: «На Театральной площади, бывало, — лес. Стоят, в снегу.

А снег повалит, — потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках — будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами».

За какую цену уходили рождественские деревья? Историк Игорь Зимин приводит в своих книгах подсчеты придворного кондитера, который занимался украшением всех елок в Зимнем дворце. В 1880 году две елки с бронзовыми украшениями обошлись по 45 рублей, три с обыкновенными — по 25.

Елочный базар в Санкт-Петербурге. 1913 г.

А филолог Елена Душечкина пишет, что полностью наряженная елка могла стоить от 20 до 200 рублей — недешевое удовольствие. Даже в первые десятилетия XX века наряженные елки устанавливались преимущественно в богатых и зажиточных домах, а также в домах интеллигенции.

В тот период дворник получал примерно 18 рублей в месяц, мелкий чиновник — 20, врач — около 80 рублей, учитель гимназии — 85, заведующий больницей — 125, профессор Московского университета — 270, депутат — 350 рублей. На заводе разброс мужской зарплаты был от 15 до 80 рублей, средней зарплатой обычно называют 20–25 рублей в месяц (женская и детская были ниже).

Ну и какой же праздник мог обойтись без русского застолья? На Рождество было принято приглашать домой одиноких коллег и соседей, чтобы подарить им ощущение семейного уюта.

С ноября в Москву на знаменитые рождественские базары в Охотном ряду из деревень тянулись обозы с поросятами, гусями и другими мясными деликатесами. Морозы помогали сохранить эти припасы, пока шел пост. Базары работали по всей России во всех крупных городах.

Они привлекали людей не только ассортиментом, но и разного рода увеселениями и световыми украшениями — так называемой иллюминацией.

Конечно, до привычных нам в праздники сотен гирлянд было еще далеко. Электрическое освещение появилось в Москве и Санкт-Петербурге только в первой половине 1880-х годов.

Кое-где фонари, работающие от электричества, в то время встречались при входах в большие магазины.

До этого времени для освещения улиц и витрин использовались газовые фонари, а на окраинах городов — плошки с керосином и салом.

Читайте также:  Критические ошибки при строительстве дома

Эскиз из архивного документа «Петербургская жизнь в конце XIX столетия (в 1892 году)» С.Ф. Светлова, банковского служащего

Газовые фонари включались зимой с семи до девяти часов вечера, а летом, когда темнело, — только на полтора часа. Во время праздников в Санкт-Петербурге газовые фонари оформляли в виде звезд и снежинок. Днем центральные улицы и места для народных гуляний, где строили ледяные горы и проводили ярмарки, украшались гирляндами из разноцветных флажков.

В XIX веке большие рождественские ели стали массово наряжать на улицах – до этого их можно было увидеть, как ни странно, только в кабаках. Украшались игрушками из ваты, которые часто становились причинами пожаров: они моментально вспыхивали от «огненных потех» горожан. Часто загорались и домашние елки, когда их украшали самодельными игрушками из картона и… свечами.

Вообще, украшения для праздничной елки условно можно разделить на несъедобные и съедобные. Первые поначалу привозились из-за рубежа, в основном из Германии. Это были шары из тонкого стекла, красивые куклы, фигурки животных, звезды, гирлянды. Красоты неописуемой, и цены тоже. Импортозамещением постепенно стали заниматься кустарные артели. Например, мастера из Клинского уезда.

Князь Александр Меншиков, правнук петровского фаворита, решил пустить в дело местные залежи кварца. В 1848 году году он построил в своем имении стекольный завод на три печи и перевел туда на работу 80 крепостных крестьян.

Производили посуду, лампы, бутылки, аптечную тару, в том числе из цветного стекла. Некоторые крестьяне, обучившись ремеслу, становились на путь предпринимательства.

Они-то и стали одними из первых в стране выдувать стеклянные украшения на елку.

Постепенно стали появляться фирмы, специализирующиеся именно на елочном и рождественском товаре. Самой крупной из них был «Торговый дом Тихомирова и К».

В 1913 году краткий перечень продукции, которую он выпускал, занимал уже 12 листов. Одних только фейерверков там предлагалось 72 наименования. Но самый большой выбор елочных игрушек был на базарах.

Впрочем, если идти на базар и ехать в магазин не хватало времени, можно было купить готовый набор.

Фото из Эстонского государственного архива. Елка, украшенная по моде и подготовленная к приходу детей

В знаменитом магазине «Мюр и Мерилиз» (нынешний ЦУМ) можно было заказать доставку. Мы уже писали, что магазин выпускал и рассылал по городам каталоги своей продукции. В специальном «Иллюстрированном прейскуранте рождественских подарков, игрушек и проч.» в 1898 году предлагались наборы украшений для елки по цене от 3 до 50 рублей.

В самый дешевый набор входили: стеклянная верхушка, пачка свечей, 20 подсвечников, 20 картонажей — картонных игрушек, которые считались самыми доступными, 5 шаров, пачка бус, блестки, дюжина хлопушек, 5 орехов с сюрпризами и «2 пачки моху». «Старикъ», или Елочный дед, как назывался тогда Дед Мороз, был только в наборах, стоимость которых начиналась от 15 рублей.

Со съедобными украшениями дела обстояли гораздо проще. Их не нужно было везти из-за рубежа, они хорошо расходились, так как стоили дешевле. К тому же часто они выполняли роль рождественских подарков.

Неудивительно, что в воспоминаниях о Рождестве XIX века люди говорят не только о том, что елка сияла, но и о том, какая вкусная она была.

«Румяные яблочки, мятные и вяземские пряники, подвешенные на нитках, а в бонбоньерках шоколадные пуговки, обсыпанные розовыми и белыми сахарными крупинками, — до чего все это было вкусно именно на рождественской елке!» — вспоминал писатель Мстислав Добужинский.

Мода на елочный стиль менялась. Вплоть до начала XX века модной считалась богато украшенная елка, которая переливалась золотом. В зажиточных домах на елке можно было увидеть дорогие ткани, ленты и даже драгоценности — кольца, бусы и серьги. Любопытно, что именно тогда появилось выражение «ряженая елка». Так стали называть человека, переборщившего с украшательством себя любимого.

Показателем хорошего вкуса считалась елка, оформленная в бело-серебристых тонах. Например, белые свечи и серебряные шары имитировали лед, мишура — волосы ангела, а блестящая вата — снег.

В начале ХХ века пришла мода на фольклорную елку с деревянными резными украшениями от мастеров-игрушечников как дань самобытности русской культуры. Рождественская елочная история продлилась до 1917 года. Потом елки, Деда Мороза и Снегурочку запретили.

Несколько поколений детей выросли без новогодних елок, в дома она вернулась только через 17 лет, в 1934 году.

В канун Рождества особо соблюдался древний русский обычай — раздавать милостыню и помогать бедным.

Даже небогатые люди готовили и рассылали подарки родственникам в деревню, по сиротским домам и приютам, ходили в тюрьмы и больницы. Никто в этот Великий праздник не должен был остаться без внимания.

В Сочельник магазины работали до 8 вечера, а 25 и 26 декабря были и вовсе закрыты. К Новому году торговля вновь оживала.

В Российской империи существовал подарочный этикет. К примеру, подарки на Новый год принято было посылать с вечера накануне или самое позднее утром 1 января.

Посланные 2 января подарки теряли ценность, так как можно было предположить, что дарящий сам получил этот предмет в подарок и хочет от него избавиться или купил его подешевле — купцы после праздников отдавали нераспроданный товар со скидками.

А самыми распространенными зимними подарками были фрукты и сладости: яблоки, курага и чернослив, пряники, козули из теста, леденцы и, конечно же, шоколад. В XIX веке этот продукт был дорогим, многие дети видели его только в витринах магазинов, и об этом мы тоже уже рассказывали.

Упомянутый нами Иван Шмелев вспоминает о «соревновании витрин», которое случалось в рождественские дни между кондитерами: «Темнеет рано. Кондитерские горят огнями, медью и красным лаком зеркально-сверкающих простенков.

Окна завалены доверху: атласные голубые бонбоньерки, в мелко воздушных буфчиках, с золотыми застежками, — с деликатнейшим шоколадом от Эйнема, от Абрикосова, от Сиу…»

Кстати, первая красочная конфетная обертка тоже имела отношение к Рождеству. Это был «Мишка косолапый». Придумал фантик в 1913 году на конкурсной основе Мануил Андреев, главный художник типографии братьев Менерт.

На той первой обертке была картина «Утро в сосновом лесу» на голубом фоне, украшенном еловыми ветками и Вифлеемскими звездами.

Дизайн как будто ненавязчиво намекал на то, что такую конфету идеально повесить на елку или подарить на праздник.

Обертка конфеты «Мишка косолапый», 1896 г.

Мануил Андреев выиграл еще и конкурс на календарную стенку и вообще стал ведущим художником и оформителем у Эйнема. Календарными стенками назывались небольшие красиво оформленные доски с местом для отрывного календаря.

Это сейчас такие календари ассоциируются со сборниками анекдотов и гороскопов на плохой бумаге, но тогда они составляли целую полиграфическую культуру.

Неслучайно знаменитый издатель Иван Сытин из кожи вон лез, чтобы занять этот рынок.

Календарные стенки делали «Зингер», «Эйнем», «Абрикосова сыновья» и другие фирмы

Сытин начал осваивать календарную нишу в 1880-х, нацелившись на аудиторию, которая для многих других предпринимателей не существовала. Своего покупателя он видел в малограмотном крестьянине, до которого никогда не дойдут ни газеты, ни книги.

Календарь может стать для него единственным в жизни прочитанным изданием. В основу календарного дела Сытина легли три принципа: очень дешево, очень изящно, очень доступно по содержанию.

Тиражи маленьких настенных календарей доходили до 8 миллионов и разлетались моментально.

Поначалу открытки тоже были импортными: купцы привозили иностранные образцы без текста, писали по-русски «С Рождеством!» и продавали такой хендмейд примерно по рублю.

А уже на рубеже веков рынок открыток, их разнообразие и красота действительно поражали. Вероятно, такая популярность связана с традицией наносить в рождественские праздники массу визитов: родственникам, соседям, начальству.

Дело было хлопотное, и порой было проще заменить часть визитов отправкой красивой открытки.

Рождественская открытка конца XIX века с изображением Нового года в виде мальчика, который догоняет год уходящий в лице добродушного старца

Если вам довелось рассматривать дореволюционные рождественские открытки, то вы наверняка замечали на них мальчика в голубом костюмчике. Он был там неспроста — олицетворял новый год, который приходит на смену старому.

Потом среди новогодних персонажей появился Морозко, или Дед Мороз, а вслед за ним и Снегурочка, которая стала знаменита в 1882 году после премьеры одноименной популярной оперы Николая Римского-Корсакова по пьесе Александра Островского.

Настоящую революцию в развитии этого жанра произвело издательство Общины св. Евгении. Деньги от продаж шли на поддержку сестер милосердия, больниц и медицинских курсов.

Деятельность издательства была очень хорошо продумана. Создавали открытки лучшие художники.

Общество открыло свои киоски на железнодорожных станциях, воспользовавшись разрешением с 1894 года отправлять по почте открытки частных издательств.

Дореволюционная открытка известной питерской художницы Елизаветы Бём (Эндауровой)

Истории зимних праздничных традиций в маркетинге и продажах — пожалуй, самые добрые из всех наших подборок по истории предпринимательства. Ведь весь рождественский ажиотаж был направлен прежде всего на то, чтобы создать атмосферу сказки, праздника и любви.

Чтобы семьи могли собраться вместе, закрыть на время от детей двери гостиной, нарядить елку, а затем устроить им настоящий сюрприз.

Чтобы детвора хранила фантики от конфет и заводные игрушки, а потом долго-долго (и даже в эмиграции, как Иван Шмелев) вспоминала вкус яблок и пряников, сорванных с елки, сбитень на морозе и сияние кондитерских витрин.

Сегодняшней статьей мы хотели напомнить, что, несмотря на ковидные карантинные времена, нельзя пренебрегать доброй традицией. Дарите подарки своим близким, и не только. Помогайте тем, кому нужна ваша помощь.

Например, беззащитным животным из приютов, как сделали это пару дней назад футболисты питерского «Зенита», вышедшие на поле со щенками на руках. К слову, когда у моей семьи возникло желание взять домой кота, мы остановились на одном из тех, кто был отловлен в подвале.

Ну и, собственно, Мегаплан не мог остаться в стороне от подарков. Своим любимым клиентам до 22 декабря мы дарим цены 2018 года на CRM. Осталось совсем мало дней.

Этот подарок от Елизаветы II получает ежегодно каждый работающий на дворец. А вы отгадаете, о каком презенте речь?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рождество — это именно то время, когда обычаи кажутся такими важными, что ими никому не хочется пренебрегать. А когда речь заходит о британской монархии, то здесь не обходится и без самых неожиданных традиционных поступков перед Новым годом.

Читайте также:  Кто знает сорт поздней груши?

Подарок каждому

Жизнь в королевском дворце подчинена определенному регламенту, Ее Величество даже рождественскую ель наряжает по установленному порядку — в определенном месте и в определенное время. Также королева каждый год обязательно радует всех своих сотрудников подарками.

При этом Елизавета II тратит на такие поздравления средства из собственного кармана. Ее Величество дарит каждому, кто работает на монархию, по кусочку традиционного рождественского пудинга. Стоимость такого кусочка составляет 8 фунтов стерлингов — около 800 рублей. Королева готовит порядка 1500 таких презентов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этот подарок получит каждый из работников короны

Обычно поставщиком Ее Величества становится знаменитый универмаг Harrods или королевский бакалейщик Fortnum & Mason, но на этот раз она предпочла супермаркет Tesco. К слову, в прошлом году из-за ограничений в связи с коронавирусной инфекцией вручение подарков персоналу было отменено. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Личное поздравление от королевы

На этот раз дворец уже сообщил, что Рождество планируется отпраздновать в привычном режиме — а, значит, и эта традиция снова будет исполнена. Королева сама вручит подарки своим сотрудникам в Букингемском дворце и в Виндзоре. При этом к каждому пудингу прилагается и поздравительная открытка, лично подписанная Ее Величеством.

Разумеется, сладким угощением щедрость Елизавета II не исчерпывается. Каждый сотрудник получит и еще подарки в честь Рождества. Для Ее Величества этот праздник станет первым без принца Филиппа, который ушел из жизни в апреле этого года, не дожив всего несколько месяцев до своего 100-летнего юбилея.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каждый год Елизавета II записывает рождественскую речь — и этот раз не станет исключением. Британцы с нетерпением ждут обращения королевы — многие предполагают, что в этом году она будет более откровенной и заговорит о собственной семье, драматические отношения в которой стали предметом для всеобщих обсуждений.

Рождественский подарок по-ковбойски

(A Chaparral Christmas Gift)

По достижении двадцатилетнего возраста искусительный плод вполне созрел.

Если вам случалось бывать хотя бы на расстоянии пятидесяти миль по соседству с ранчо Сэндаун, вы наверняка слышали об этом чуде.

Густые, черные, как смоль, волосы, темно-карие глаза, а смех точно журчание ручейка, бегущего по прерии. Имя — Розита Мак Меллэн. То была дочь старого Мак Меллэна, владевшего овечьим ранчо Сэндаун.

Однажды в Сэндаун прибыли верхом на двух золотисто-рыжих конях, — или, выражаясь точнее, на облезлых гнедых, — два претендента на руку Розиты. Один из них был Мэдисон Лэн, а другой Малыш с Фрио. Но в это время его не звали Малышом с Фрио: он еще не успел тогда заслужить честь особой клички. Имя его было попросту Джонни Мак Рой.

Не подумайте, однако, что эти двое являлись единственными обожателями прекрасной Розиты. Дюжина других коней грызла удила, стоя у длинной коновязи ранчо Сэндаун.

Множество глаз при виде Розиты становились совсем бараньими, хотя и не принадлежали баранам Дэна Мак Меллэна.

Но Медисон Лэн и Джонни Мак Рой далеко обогнали остальных участников этого гандикапа, а потому мы и заносим их имена в летопись.

Мэдисон Лэн, молодой скотовод из округа Ньюесес, остался победителем. Он и Розита были обвенчаны в день Рождества.

  • Вооруженные, веселые, шумные ковбои и овчары, великодушно отложив свою наследственную взаимную ненависть, соединились вместе, чтобы общими силами отпраздновать торжество.
  • В ранчо Сэндаун стон стоял от револьверных залпов, от блеска сбруи и глаз, от поздравлений и приветствий.
  • Но когда свадебное торжество достигло крайнего предела веселья, вдруг появился Джой Мак Рой, мрачный, терзаемый ревностью, похожий на одержимого.

— Я вам сейчас поднесу рождественский подарок!! — завопил он громовым голосом и встал у дверей, держа в руках револьвер 45-го калибра. Уже в те времена он имел репутацию необычайно меткого стрелка.

Первая его пуля сразила мочку правого уха у Мэдисона Лэна. Дуло револьвера отклонилось на один дюйм. Следующий выстрел поразил бы новобрачную, если бы у овчара Карстона винтики в голове не оказались бы хорошо смазанными и не работали бы так быстро. Садясь за стол, гости, соблюдая хороший тон, повесили свои револьверы, вместе с поясами, на гвозди, вбитые в стену.

Но Карстон с необычайной быстротой швырнул в Мак Роя свою тарелку с жареной дичью и картошкой и испортил ему прицел. Вторая пуля сбила только белые лепестки с цветка — «испанского кинжала», торчавшего фута на два над головой Розиты.

Гости вскочили со стульев и бросились к оружию.

Стрелять в жениха и невесту во время свадьбы показалось им поступком крайне бестактным. Через шесть секунд двадцать пуль должны были устремиться к Мак Рою.

— В следующий раз я буду точнее стрелять! — прокричал Джонни, — и этот следующий раз настанет скоро!

И он быстро скрылся.

Карстон, овчар, движимый после успешного опыта с брошенной тарелкой жаждой новых подвигов, первый добежал до дверей. Пуля Мак Роя из темноты уложила его.

Тогда ковбои бросились за ним, взывая к мщению; вообще, убийство овчара не всегда вызывало возмущение с их стороны, но в данном случае оно определенно шло вразрез с правилами приличия.

Карстон не был виноват ни в чем; он не принимал никакого участия в обряде бракосочетания; и никто даже не слыхал, чтобы он декламировал гостям рождественские гимны.

Но вылазка не удалась. Мак Рой был уже в седле и несся вскачь, осыпая своих преследователей громкими проклятиями-угрозами, и скрылся в спасительных зарослях чаппарели…

В ту ночь и родился Малыш с Фрио. Он стал «вредным элементом» этих краев. Отвергнутый мисс Мак Меллэн, он сделался опасным отщепенцем. Когда полицейские явились арестовать его за убийство Карстона, он убил двоих из них и затем стал вести жизнь отщепенца. Он научился удивительно хорошо стрелять с обеих рук.

Иногда он появлялся в городках и поселках, затевал ссоры по малейшему поводу, укладывал своего противника и смеялся над блюстителями закона. Он был так хладнокровен, так беспощаден, так проворен, так бесчеловечно кровожаден, что его и ловить побаивались.

Когда наконец его застрелил маленький однорукий мексиканец, который сам еле жив был от страха, на душе Малыша с Фрио было уже восемнадцать убийств… Около половины жертв он уложил в честном поединке, где исход зависел от быстроты выстрела.

Другую половину он умертвил просто из жестокости, ради одного удовольствия.

Много существует на границе рассказов о его дерзкой храбрости и отваге. Но он не был из породы тех головорезов, у которых все-таки бывают минуты великодушия и даже кротости. Уверяют, что он никогда не знал чувства милосердия к лицам, вызвавшим его гнев.

Однако в этот и в каждый день Рождества как-то хочется отдать по возможности каждому должное за всякую искру добра, которая могла бы в нем оказаться.

Если Малыш с Фрио совершил когда-нибудь доброе дело, если в сердце его шевельнулось когда-нибудь великодушное чувство, это случилось именно в этот день. Вот каким образом это произошло…

Человеку, потерпевшему неудачу в любви, никогда не следует вдыхать аромат цветов ратамы. Они опасно освежают память.

Однажды в декабре в округе Фрио ратама стояла в полном цвету: зима была теплая, точно весна. Мимо ехал Малыш с Фрио со своим сообщником по убийствам Франком-Мексиканцем. Малыш остановил своего мустанга, но остался в седле, задумчивый и нахмуренный, зловеще прищурив глаза. Слабый, сладкий аромат затронул какие-то фибры в нем, проникнув сквозь сковывавшую его броню из льда и железа.

— Не понимаю, о чем это я думаю, Мекс, — сказал он своим обычным мягким и певучим голосом. — Как это я мог забыть про один рождественский подарок? Завтра ночью поеду и пристрелю Мэдисона Лэна в его собственном доме. Он отбил у меня мою девушку. Розита вышла бы за меня, не встань он между нами. Сам не понимаю, как я это откладывал до сих пор.

— А, ерунда, Малыш! — сказал Мексиканец. — Не говори вздора. Ты знаешь, что завтра нельзя будет и на милю подъехать к дому Мэда Лэна. Я видел третьего дня старика Аллена, и он сказал мне, что у Мэда на Рождестве будут гости.

Помнишь, как ты испортил торжество в день свадьбы Мэда и какие ты посылал угрозы? Неужели ты думаешь, что Мэд Лэн не держит теперь ухо востро, в предположении, что некто мистер Малыш может незванно появиться среди гостей? Тошно слушать, Малыш, такие речи.

— Я поеду, — спокойно повторил Малыш, — на праздник к Мэдисону Лэну и убью его. Мне давно надо было сделать это.

Знаешь, Мекс, ровно две недели назад я видел во сне, что я женат на Розите, а не он; и мы жили вместе в доме, и я видел, как она мне улыбается… и проклятье, Мекс! — она досталась ему! но зато он будет моим, — да, сударь, она стала его в канун Рождества, и в этот же день он будет моим.

— Есть ведь и другие способы самоубийства, — посоветовал Мексиканец. — Почему бы тебе просто не отдаться в руки шерифу?

— Он будем моим, — сказал Малыш.

Канун Рождества наступил; воздух был мягок, точно в апреле. Быть может, был отдаленный намек на мороз, но он только пощипывал, как сельтерская вода, и в воздухе носился легкий запах поздних полевых, цветов и мескитной травы.

Вечером все пять или шесть комнат ранчо ярко осветились. В одной из комнат горела елка: у Лэнов был трехлетний сынишка и ожидалось человек двенадцать, или более, гостей из ближайших ранчо.

Когда стемнело, Мэдисон Лэн отозвал в сторону Джима Бэльчэра и еще троих ковбоев, служивших у него на ранчо.

— Слушайте, ребята, — сказал Лэн, — держите ухо востро. Ходите вокруг дома и наблюдайте зорко за дорогой. Все вы знаете Малыша с Фрио, как его теперь зовут; если вы его увидите, откройте по нему огонь без всяких предисловий. Я не очень-то боюсь, что он явится сюда, но Розите страшно. Она боится этого каждое Рождество, с тех пор, как мы женаты.

Вскоре приехали гости, в таратайках и верхами, и начали располагаться в комнатах. Вечер проходил весело.

  1. Гости с удовольствием ели отличный ужин, приготовленный Розитой, и похваливали хозяйку, а затем разбрелись группами по комнатам и по широкой «галерее», куря и болтая.
  2. Елка, разумеется, привела в восторг малышей; в особенности они обрадовались, когда появился Рождественский Дед, с великолепной белой бородой, одетый в белый мех, и начал раздавать игрушки.
  3. — Это мой папа, — объявил шестилетний Билли Сэмпсон, — я видел, как он одевался.
  4. Бэркли, овчар, старый приятель Лэна, остановил Розиту, когда она шла мимо него по галерее, где он сидел и курил.

— Ну, что же, мисс Лэн, — сказал он, — вы, надеюсь, перестали теперь каждое Рождество бояться этого парня, Мак Роя, не правда ли? Мы как раз толковали об этом с Мэдисоном.

— Почти, — улыбаясь, ответила Розита, — но я все-таки иногда нервничаю. Никогда не забуду я этого ужаса, когда он чуть не убил нас.

— Это самый безжалостный негодяй в мире, — сказал Бэркли. — Всем жителям округа следовало бы подняться и сделать на него облаву, как на волка.

— Он совершил ужасные преступления, — сказала Розита, — но… я… не знаю. Я думаю, что в каждом человеке где-то в глубине души таится крупица добра. Он не всегда был злодеем — я это знаю.

Розита вышла в коридор между комнатами. Рождественский дед, в бороде и мехах, как раз проходил мимо.

— Я слышал в окно, что вы говорили, мисс Лэн, — сказал он. — В тот момент я только что опустил руку в карман, чтобы вынуть рождественский подарок Вашему мужу. Но вместо этого я оставил подарок Вам. Он там, в комнате направо.

  • — Спасибо, милый дедушка, — весело сказала Розита.
  • Она вошла в комнату, а рождественский дед вышел на свежий воздух.
  • В комнате направо она нашла одного Мэдисона.

— Где же мой подарок? Дед сказал, что оставил его здесь для меня? — спросила Розита.

  1. — Я не видел ничего похожего на подарок, — смеясь, сказал ей муж, — разве только, что он меня назвал подарком?
  2. На следующий день Габриэль Родд, старший ранчо Хо, вошел в почтовую контору в Лома-Альта.
  3. Ну вот, Малыш с Фрио получил, наконец, свою порцию свинца, — сказал он почтмейстеру.

— Да неужели? Каким образом?

— Отличился один из мексиканцев-овчаров старого Санхэса.

Подумайте только: Малыш с Фрио убит овчаром! Пастух увидел, около полуночи, что он едет мимо лагеря, и так перепугался, что схватил свой винчестер и выпустил заряд.

Но всего забавнее то, что Малыш оказался наряженным в полное одеяние рождественского деда с ног до головы. Подумайте только — Малыш с Фрио вздумал разыгрывать Санта Клауса.

перевод под ред. В. Азова

Ссылка на основную публикацию