Диалог с пытливым читателем: эксперт отвечает на вопросы розовода-любителя

Письмо наблюдательной и пытливой читательницы Е.Н. Иваненко из Челябинской области удивило меня своей обстоятельностью. Я постаралась максимально полно ответить на все её вопросы. Желаю всем читателям так же внимательно приглядывать за своими розами. Они вас обязательно отблагодарят.

Диалог с пытливым читателем: эксперт отвечает на вопросы розовода-любителя

Ухоженные розы меньше болеют. Обратите внимание на листву, снимок сделан в конце августа. Фото автора

Седые шипы на розах — это проблема?

На розе появляются обесцвеченные серые или скорее седые шипы. Что это значит и что делать?

Если такие шипы вы заметили на старых стеблях, в основании куста, то это означает, что они тоже состарились и иногда даже могут осыпаться, оставив след по контуру основания.

Если седой налёт на шипах (коре и почках) вы наблюдаете весной при снятии укрытий, то это означает, что в укрытиях розы страдают грибным заболеванием под названием серая гниль.

Подумайте об оптимизации укрытия, розам необходимо проветривание.

Диалог с пытливым читателем: эксперт отвечает на вопросы розовода-любителя

Серые шипы на розах весной могут быть признаком болезни

Как выглядят старые стебли роз, отличаются ли они от молодых?

Как выглядит старение стеблей, должна ли возникать какая-то возрастная кора или они всегда при добром здравии должны быть чисто зелеными при возрасте хотя бы до 5 лет?

Пять лет жизни для стебля современной розы — слишком большой срок. Весной после санитарной обрезки возникает вопрос о непродуктивных старых побегах. Часто здесь начинаются затруднения — какой побег считать старым? В большинстве случаев, для современных роз (за исключением плетистых крупноцветковых) трехлетний побег уже можно считать старым, а четырехлетний — очень старым.

Диалог с пытливым читателем: эксперт отвечает на вопросы розовода-любителя

У современных роз трехлетний побег уже считается старым, четырехлетний — очень старым

Как после санитарной обрезки выбрать кандидатов на удаление? Если вы будете наблюдательны и здесь, то заметите, как быстро побеги снижают цветение и с какого года уже не придают декоративности кусту в целом. Общие внешние признаки таких побегов заметны в сравнении с молодыми побегами, которые не затруднится выявить даже новичок.

Старые побеги в основании (в нижней части) всегда толще и сильно одревесневшие, а по всей своей длине имеют много боковых веток. Кора побегов уже потеряла оттенки зеленого цвета и в целом они внешне выглядят подсохшими.

Скорее всего, и сосуды внутри потеряли эластичность или закупорены солями, поэтому уже не смогут полноценно снабжать водой и питанием весь побег. Цель жизни (расти — цвести — давать семена) с таким побегом растение уже не связывает.

И вы не связывайте представление о декоративности своих посадок с такими побегами и своевременно их удаляйте.

7 листочков у листа розы — это признак побегов подвоя?

Могут ли быть не у шиповника, а у розы семидольные листья? Ну, например, у ‘Эксцельзы’ или ‘Вестерланда’? И. Медведев и Н. Крупина пишут, что семидольный лист может быть только у подвоя.

Диалог с пытливым читателем: эксперт отвечает на вопросы розовода-любителя

Если листья состоят из 7 листочков, это непременно побег подвоя?

Могут, и довольно часто. У большинства современных садовых роз сложный лист состоит из 5 листочков, однако не у всех, поэтому этот признак не может быть единственным или универсальным при выявлении побегов подвоя (шиповника) у привитых роз.

Следует также обратить внимание на форму и окраску листьев. У шиповника сложный лист имеет светло-зеленую окраску и состоит из 7 узких, удлиненных листочков, а побеги имеют обильную шиповатость.

У культурных сортов листочки (если их тоже 7) более крупные, округлой или эллиптической формы.

Хотя встречаются у культурных сортов и узкие, удлинённые листочки, в этих случаях обращайте на их тёмно-зелёную окраску и сильный блеск (‘Ferdy’).

Некоторые невнимательные садоводы с завидным упорством выламывают мощные побеги замещения даже с крупными листьями, ориентируясь только на количество листочков в сложном листе.

Если побег вызывает подозрение, то следует раскопать землю и найти его основание. Дикая поросль появляется на корневой шейке ниже места прививки или на корнях.

Её нужно выламывать, обрезка на любом уровне только усиливает рост.

Диалог с пытливым читателем: эксперт отвечает на вопросы розовода-любителя

Эти почвопокровные розы ‘Ferdy’ и ‘Red Blanket’ показательны. У них по 7 листочков, у первой – мелкие, у второй – крупные. В знакомом мне саду как раз у второго сорта выламывали побеги замещения. Фото автора

Огромный выбор разнообразных сортов роз от ведущих производителей посадочного материала и опытных коллекционеров вы найдете в нашем каталоге, объединяющем предложения крупных садовых интернет-магазинов. Выбрать сорта роз для своего сада к новому сезону.

Как правильно обрабатывать розы от болезней?

Кто-нибудь из опытных розоводов, у кого розы растут в открытом грунте, сам, своими руками растворял в 10-литровой лейке целую тарелку (300-500 г) медного или железного купороса и выливал эту лейку на грядку с розами? Неужели это реально допустимо?

Я слежу за публикациями, но пока не встречала совета поливать розы раствором медного купороса. Их опрыскивают, а это не одно и то же. Убедитесь сами, что расход препарата при опрыскивании не сопоставим с поливом.

Поднятый вами вопрос можно и пора рассматривать шире. Пестицидная нагрузка на окружающую среду растёт, торговля химическими препаратами – очень прибыльный бизнес.

Вместо экологического воспитания населения – агрессивная реклама все новых и новых «чудодейственных» средств.

Некоторые «розоводы» вместо того, чтобы снять несколько гусениц или тлей с 2-3 кустов роз, покупают целый набор препаратов и даже проводят сравнительные испытания.

Диалог с пытливым читателем: эксперт отвечает на вопросы розовода-любителя

Эти розы здоровы и без применения химических средств защиты, фото автора

Использование наиболее устойчивых сортов и средств профилактики болезней на основе доступного и безопасного для окружающей среды растительного сырья (отвар хвоща полевого, настой крапивы) позволяет содержать даже крупные розарии в образцовом виде. И еще один важный совет. Не держите в розарии годами хронически болеющие растения, они служат очагом инфекции. Не надо их дарить соседям, такие растения сжигают.

Всегда ли нужно прекращать полив роз осенью?

Везде пишут, что осенью нужно прекращать полив роз.

Разве это безоговорочное условие? А если у нас песчаная почва, мы на юго-западном склоне и прямо на нас дуют жаркие ветры, иногда просто суховей, а осенью дождей как не было, так и нет? Я понимаю, что вы работаете по реальностям Московской области, но всё же для кандидатов наук некорректно забывать о том, что учёный не только для Москвы, но и для всей нашей разнообразной страны. 

В некоторой степени я понимаю ваше беспокойство и стараюсь на все вопросы ответить подробно, но принять на себя всю ответственность за современное мироустройство не могу.

Моя учёная степень относится к техническим наукам, и я тоже 17 лет назад начинала с подобных вопросов, но задать их было некому. Сейчас моя коллекция насчитывает свыше 500 сортов, но сложилось так, что я живу в Москве и делюсь теми знаниями, что постигла самостоятельно и очень затратным путём.

Накапливайте знания по особенностям ухода за розами своего региона и в будущем сможете дать полезные советы начинающим розоводам.

Диалог с пытливым читателем: эксперт отвечает на вопросы розовода-любителя

Накапливайте знания по особенностям ухода за розами в своих климатических условиях и не спешите слепо следовать всем рекомендациям

Что касается известной рекомендации, то она обусловлена тем, что сокращая полив, вы помогаете розам в подготовке к зимнему сезону.

Увлечение поливом в это время может помешать вызреванию побегов, и растение может не пережить зиму.

Если в ваших условиях слишком сухая ветреная осень и розы испытывают водное голодание, то периодически поливайте их. Не стоит слепо следовать рекомендациям, нужно понимать их смысл.

Почему краснеет стебель у розы?

Что обозначает покраснение стебля розы (допустим, у ‘Фламментанц’)? От макушки вниз около 60 см  с одной стороны  цвет мутный красновато-брусничный, а с другой стороны – зелёный. Это уже «караул!» или просто роза вспомнила про дедушку-шиповник?

Ещё раз похвалю вас за наблюдательность, но «караул!» точно кричать  не стоит. Такая разница в окраске коры особенно заметна на молодых растущих побегах. Она связана с тем, что только одна сторона находится  на прямом солнце. Если вы посмотрите на этот же участок побега в следующем году, скорее всего, уже не заметите разницы.

Диалог с пытливым читателем: эксперт отвечает на вопросы розовода-любителя

Покраснения обычно появляются на молодых растущих побегах, которые находятся на прямом солнце

Что это за болезнь и как ее лечить?

Второй год наблюдаю такое явление: на чистом и гладком зелёном стебле появляется чёткая спираль тёмно-красноватого, потом красновато-коричневого цвета. Потом начинает всё сливаться и темнеть, образуется такой манжет некроза. Как правильно поступать при таком случае? Может, надо использовать конкретный препарат?

Из вашего объяснения понятно, что развитие такого явления вы наблюдаете во время вегетации. Здесь возможны два варианта. Во-первых, ложная мучнистая роса, хотя в этом случае пятна не обязательно формируются в спираль, и на них могут образовываться трещины.

Кроме того, болезнь проявляется и на листьях — вы должны были заметить и беспорядочные красноватые пятна на верхней стороне листа. На нижней стороне листа появляется сероватый мучнистый налёт.

Листья на молодых побегах деформируются и не развиваются, они становятся мельче и уменьшается число листочков в сложном листе розы.

Это опасное грибное заболевание, оно тормозит развитие растения. В условиях Подмосковья оно чаще всего проявляется в начале августа, в сырую и холодную погоду. Причины заболевания — влажный воздух и затруднённость проветривания.

Есть сорта, восприимчивые к ложной мучнистой росе, если место посадки их не устраивает. Поражённые части побегов обязательно удаляют, инструмент дезинфицируют.

С изменением погоды развитие  болезни  приостанавливается, и признаки поражения новых стеблей не проявляются.

Читайте также:  Можно ли из почек подаренной розы вырастить корнеспособную и каким образом?

Диалог с пытливым читателем: эксперт отвечает на вопросы розовода-любителя

Признак хорошего здоровья — обильная и здоровая листва, фото автора

Второй вариант — когда других выраженных признаков нет, и выросший побег иногда успевает даже зацвести, а затем начинает подсыхать и погибает. На поверхности пятен, которые окольцовывают побеги, должны быть заметны следы спороношения, они выглядят мелкими тёмными бугорками.

Это опасное заболевание называют инфекционным ожогом, или стеблевым раком. Это болезнь влажных и герметичных укрытий.

Осматривайте свои растения после снятия укрытий, а также приобретаемые саженцы (их выкопали в октябре и тоже долго хранили в неизвестных нам условиях). Если замечаете пятна на коре, нужно провести обрезку до здоровой ткани.

Не разносите инфекцию, обязательно дезинфицируйте секатор. Лечить поражённые побеги даже не пытайтесь, никакой «конкретный» препарат не поможет.

Правильный уход за растениями может служить профилактикой многих заболеваний роз. Как его обеспечить, читайте в наших публикациях:

Нужно ли пересаживать розу, растущую рядом с яблоней?

Грядка с розами находится вблизи яблони-дичка, с юго-западной стороны. Корни яблони прошили всё вокруг роз до самой поверхности (видно им тут понравилось). Нужно ли срочно пересаживать розы?

Пересаживать розы или оставить их в соседстве с яблоней, решать вам, но вы сами доходчиво объяснили, что идёт конкуренция за питание (и воду).

Представьте совокупность корней яблони и розы и подумайте, кто победит в этой борьбе.

Яблоня будет всё агрессивнее наступать на розы, и вам придётся при их подкормках учитывать и растущие аппетиты «нахлебника». Такие соседи всегда идут во вред посадкам роз.

Диалог с пытливым читателем: эксперт отвечает на вопросы розовода-любителя

На этом снимке розы пока уживаются с полынью, но на следующий год полынь их заглушила. Фото автора

Галина Панкратова

5 советов эксперту, который хочет донести знания до широкой аудитории

Диалог с пытливым читателем: эксперт отвечает на вопросы розовода-любителя

кадр из фильма «Ещё по одной»

Каждому эксперту порой выпадает возможность поделиться знаниями — например, выступить с докладом на конференции или с лекцией на вебинаре. И может получиться так, что в ответ на рассказ или объяснение какой-то концепции последует тишина или вопрос «Что?». Неприятные ощущения.

Такая ситуация возникает, когда спикеру не хватает владения техниками и инструментами, чтобы понятно объяснять сложные вещи широкой аудитории. Для того чтобы это исправить, предлагаю взять на заметку несколько советов, основанных на материалах из книг «Ясно, понятно» Максима Ильяхова, «Искусство объяснять» Ли Лефевера и личном опыте выступлений в сфере EdTech.

К сожалению, со школы многим знакомы фразы «Учитель лучше знает», «Сначала выучи, потом уже говори», «Ты ещё никто, чтобы спорить». Когда мы вырастаем и сами занимаем позицию спикера, то порой невольно используем модели поведения, знакомые с детства, и начинаем смотреть на аудиторию сверху вниз.

Слушатели доклада или лекции почувствуют, если с ними будут общаться снисходительно, и мало кому такое понравится. Особенно это касается взрослых людей, которые имеют немалый опыт за плечами и вряд ли станут терпеливо усваивать знания, когда кто-то посторонний начнёт учить их жизни.

Андрагогика: почему взрослых нужно обучать иначе, чем детей

С человеком из аудитории всё нормально. Он как-то жил до вашего выступления, поэтому не стоит свысока дарить ему свет мудрости. Задача эксперта — помочь разобраться, а не самоутвердиться. Поэтому лучше избегать менторского тона.

Диалог с пытливым читателем: эксперт отвечает на вопросы розовода-любителя

Мария Вареник

Методист Skillbox, в прошлом — спикер TEDx и лектор в Национальном исследовательском Томском государственном университете.

Если вы эксперт в какой-либо области, это означает, что вы очень глубоко погружены в её специфику, разбираетесь в сути явлений и умело оперируете профессиональными терминами.

И здесь возникает проблема: эксперт, который много общается с коллегами, порой перестаёт замечать, что какие-то концепции и понятия совершенно незнакомы людям за пределами профессионального сообщества.

Это так называемое проклятие знаний — когнитивное искажение, которое проявляется в том, что человеку, обладающему знаниями о предмете, трудно представить, что этого можно не знать. Именно оно мешает эксперту увидеть мир глазами обычного слушателя.

Пустые взгляды из аудитории означают, что люди тратят энергию не на то, чтобы погрузиться в тему и поразмыслить над вашими словами, а на то, чтобы как-то справиться с потоком новой для них информации. В какой-то момент они решат, что не способны понять то, что вы пытаетесь объяснить, и просто станут ждать, когда вы закончите.

Чтобы этого избежать, для начала нужно оценить средний уровень владения материалом у вашей целевой аудитории. В этом поможет эмпатия — главный союзник в объяснении. Подумайте, в каком мире существует ваш слушатель? Что его окружает? Что волнует?

Конечно, аудитория не всегда бывает однородной. В таком случае задайте себе вопрос, к кому вам важнее обратиться в первую очередь, к новичкам или другим экспертам? Какую задачу вы решаете?

10 принципов эффективного обучения и преподавания

Если вы выступаете с лекцией для начинающих, а среди аудитории есть эксперты, будет уместно проговорить в начале, для кого это выступление, чтобы не обмануть ожидания.

И на самом деле нет ничего плохого в том, чтобы повторить известные кому-то вещи — для экспертов это будет подтверждением того, что они сами знают.

Если вы учитываете первый совет и общаетесь с аудиторией на равных, то негатива и впечатления «Меня принимают за дурачка» это не вызовет.

Диалог с пытливым читателем: эксперт отвечает на вопросы розовода-любителя Matthew Osborn / Unsplash

Когда моя мама, простая женщина из Сибири, спросила, кем я работаю, я ответила, что моя профессия — дизайнер образовательного опыта на рынке EdTech. Мама нахмурилась и сказала: «Дизайнер? Ты же не умеешь рисовать».

Моя ошибка состояла в том, что я просто дала маме факты, которые она, вследствие другого жизненного опыта, не поняла.

С точки зрения эксперта, точные факты — это корректный ответ на вопрос. Но на самом деле такой ответ просто затыкает спросившему рот и вызывает неуверенность в себе.

Вместо того чтобы бросаться фактами, помогите человеку разобраться, то есть сформировать целостный образ предмета, понять его взаимосвязи с другими предметами и явлениями.

Чтобы мама поняла меня сразу, объяснение нужно было построить примерно так: «У школьных учителей всегда есть учебный план — список тем, которые нужно дать ученикам в определённом порядке, расписание практических занятий, контрольных работ и так далее.

Этот план обычно разрабатывает методист — специалист, который знает особенности обучения в разном возрасте, понимает, когда нужно давать теорию, а когда — практику, чтобы учебный материал эффективно усваивался. Я методист, только работаю в онлайн-образовании.

Я продумываю путь студента от начала образовательного курса до конца и отвечаю за то, чтобы учащимся было всё понятно, а материал подавался интересно и хорошо запоминался».

Для создания цельного представления о предмете или явлении, нужно погрузить аудиторию в контекст. То есть сделать факт или идею понятнее и полезнее, связать в уме человека ключевые понятия.

Неудачный пример, где не используется контекст: «На этом уроке нашего курса по кулинарии мы рассмотрим, какими бывают ножи». Взрослые люди лучше воспринимают информацию, которая в первую очередь решает их проблемы. Студент кулинарного курса наверняка понимает, что ножи необходимы для приготовления пищи, но зачем ему изучать их разновидности и другие нюансы?

Чтобы сразу донести до аудитории ценность информации, нужен контекст: «Подготавливая ингредиенты для блюда, вы вряд ли будете рубить мясо и нарезать свежую зелень одним и тем же ножом. Сегодня на уроке мы рассмотрим, какими бывают ножи, какие разновидности применяются для конкретных задач, как ухаживать за ножами, чтобы они дольше не теряли остроту».

По сравнению с первым вариантом, здесь мы показали студенту, чем полезен для него этот урок и как он сможет использовать знания на практике.

Один из способов погружения в контекст — использование примеров, близких и понятных аудитории. Важно не только иллюстрировать «как правильно», но и давать антипримеры: «Для видеосъёмки лучше всего выбрать однотонную одежду. Хорошо подойдут белый или чёрный цвет, а также пастельные оттенки. Если вы наденете что-то в мелкую клетку или полоску, в кадре такая одежда может рябить».

Как бы вам ни хотелось сэкономить время, лучше придерживаться правила «Хорошее объяснение — подготовленное объяснение». Даже если вы уверенно чувствуете себя в импровизации, без плана будет сложно попасть в сердце и разум аудитории.

Для подготовки доклада или лекции можно применять универсальную структуру:

  • Введение, чтобы обозначить контекст для слушателей.
  • Актуализация, где нужно сформулировать проблему, которая откликается у аудитории.
  • Тезисы с примерами и антипримерами.
  • Подведение итогов, выводы.

Перед публичным выступлением очень важно заранее отрепетировать вашу речь.

Так вам будет гораздо проще сориентироваться во времени, если оно ограничено, и заранее сократить материал или, наоборот, добавить больше примеров.

Идеально, если есть возможность произнести речь перед другим человеком и получить фидбэк: возможно, в выступлении остались фрагменты, где слушатель потерял нить объяснений или заскучал.

10 примеров диалогов между двумя людьми (исправлено) / Общая культура

диалог между двумя людьми это обмен устной или письменной информацией. Это форма общения, которая естественным образом возникает в повседневной жизни..

В литературе это даже считается жанром само по себе. Эта идея основана на том, что многие произведения греческой философии были написаны в форме диалога..

Диалог с пытливым читателем: эксперт отвечает на вопросы розовода-любителя

Например, Платон использовал фигуру своего учителя Сократа как персонажа в своих диалогах, и через это он раскрыл свои теории и философские идеи.

индекс

  • 1 Примеры общения двух людей
    • 1.1 Формальный диалог
    • 1.2 Дружеское общение
    • 1.3 Вежливый диалог
    • 1.4 Диалог между друзьями
    • 1.5 Диалог между знакомыми
    • 1.6 Диалог между друзьями
    • 1.7 Ежедневное общение
    • 1.8 Формальный диалог
    • 1.9 Полуформальный диалог
    • 1.10 Диалог между незнакомцами
  • 2 Ссылки

Примеры диалога между двумя людьми

Диалоги являются формами общения и как таковые определяются коммуникативным контекстом. То есть способ речи, тон голоса, жесты, все эти элементы разговора зависят от того, где собеседники находятся и кому они направлены..

Формальный диалог

-Официант: Добрый вечер, юная леди, что я могу сделать для вас??

  • -Клиент: Добрый вечер, вы можете сказать мне, что у вас есть обычный гамбургер?
  • -Официант: конечно, в нем 200гр мяса, сыра чеддер, бекона, ломтиков томатов и соусов.
  • -Клиент: Отлично Я хочу один, в сопровождении газировки.

-Официант: очень хорошо. Хочешь десерт с едой?

-Клиент: Я до сих пор не знаю. Я скажу тебе, когда ты принесешь гамбургер.

-Официант: Согласен. Через мгновение я принесу ваш заказ.

-Клиент: Большое спасибо.

Дружеское общение

– Альберто: Привет, Марта, как ты??

– Марта: Очень хорошо! Как ты?

– Альберто: все хорошо. Я давно тебя не видела.

– Марта: Это правда, я путешествовала, я встретила несколько стран в Азии в прошлом году.

– Альберто: Звучит очень интересно! Ты принес воспоминания?

– Марта: Да, я привез брелок из каждой страны, которую я посетил. 

Вежливый диалог

– Библиотекарь: Доброе утро, молодой.

Читайте также:  Кремлевские теплицы: популярные парники из поликарбоната в рф, характеристики и цены

– Пользователь: Доброе утро. Мне нужна помощь, чтобы найти книгу.

  1. – Библиотекарь: Какая тема?
  2. – Пользователь: Автомобиль, я хочу исправить свою машину.
  3. – Библиотекарь: Для этого нужна книга механиков.
  4. – Пользователь: Нет, это проблема не механики, а обивки.
  5. – Библиотекарь: я собираюсь проверить, есть ли у нас что-то об автомобильной обивке. 

Диалог между друзьями

– Педро: Привет, Эдуардо, ты знаешь, во сколько сегодня начинается матч??

– Эдуардо: Привет! это начинается в половине пятого.

– Педро: Тогда я уйду на час раньше, чтобы прибыть вовремя.

– Эдуардо: Хорошо, мы увидимся там.

Диалог между знакомыми

– Мать Ана: Привет?

– Хуан: Привет, я Хуан, как ты??

– Мать Ана: Привет, Хуан, очень хорошо, а ты?

– Хуан: Очень хорошо. Ана дома? Не отвечает на ваш телефон.

– Мать Ана: Он пошел на рынок и оставил свой телефон здесь. Когда я вернусь, я скажу вам позвонить вам.

– Хуан: Большое спасибо, увидимся позже.

– Мама Юлии: нет проблем, вы очень хорошо.

Диалог между друзьями

– Фелипе: Привет, Педро!

– Педро: Привет, Фелипе! Как дела? Что я скучаю, увидев тебя здесь?

– Фелипе: Неделю назад я начал здесь работать. Я еду домой.

– Педро: Вы далеко от своего дома. Где ты работаешь?

– Фелипе: В клинике в двух кварталах отсюда.

– Педро: Ну, я тоже здесь работаю, так что теперь мы будем видеться чаще. Пойдем выпьем и наверстаем.

– Фелипе: Отличная идея, в одном квартале есть бар с хорошими ценами..

– Педро: Хорошо, пойдем и продолжим общаться.

Повседневный диалог

– Педро: Хочешь присоединиться ко мне сегодня??

– Мария: почему? Куда мы идем?

– Педро: В ваше любимое место, торговый центр.

– Мария: Звучит очень хорошо! Мы собираемся купить мой подарок на день рождения рано?

  • – Педро: не совсем.
  • – Мария: мой рождественский подарок?
  • – Педро: Думаю, мне лучше пойти одному.

Формальный диалог

– Ученик: Учитель, хочу с тобой поговорить.

– Учитель: Скажи мне, что тебе нужно??

– Студент: у меня проблемы с пониманием алгоритмов, которые объяснили последний класс математики.

– Учитель: Это, вероятно, потому что вы отвлекаетесь в классе. Садитесь, мы пойдем вместе, потому что вы должны подготовиться к экзамену.

– Ученик: Спасибо большое, учитель.

Полуформальный диалог

– Ана: Добрый день.

– Мясник: Доброе утро. Как я могу ей помочь?

– Ана: Мне нужно два килограмма мяса, пожалуйста.

– Мясник: Вот они у вас. Что-то еще?

– Ана: Нет. Сколько я ему должен??

– Мясник: 45 песо.

– Ана: Возьми.

– Мясник: Большое спасибо. Счастливый день.

Диалог между незнакомцами

  1. – Извините.
  2. – Да скажи мне.
  3. – Можете ли вы сказать мне, как добраться до станции метро?

– Да, конечно. Пройдите в этом направлении три квартала, затем перейдите налево, и вы окажетесь перед станцией..

– Отлично, большое спасибо!.

– Там нет этого. Хорошего дня.

– Аналогично, увидимся позже.

ссылки

  1. Диалог; определение, виды и примеры. (2012) didactalia.net
  2. Диалог. (2017) bibliatodo.com
  3. Формы выражения; диалог roble.pntic.mec.es
  4. Диалог и аргументация, ключевые элементы образования в науке и технике. (2017) uchile.cl
  5. Характеристики диалога. comboniane.org
  6. Диалог. ecured.cu

17 психологических приемов, как ответить на неудобные вопросы

Диалог с пытливым читателем: эксперт отвечает на вопросы розовода-любителяПолезные советы

  • Вам, наверняка, хотя бы раз  задавали вопрос, но который вы просто не хотели бы отвечать.
  • Это может быть вопрос на интервью или вопрос от незнакомца, который не знает, где кончается грань дозволенного.
  • Чтобы помочь вам поменять тему как можно безболезненнее, эксперты придумали психологические приёмы.
  •  Как красиво ответить на бестактные вопросы?
  • Узнав все эти приёмы, вы сможете уклоняться от неудобных вопросов, как Тайсон в своё время уклонялся от ударов.

Как отвечать на неудобные вопросы

1. Попросите помощь друга

Если вы находитесь в компании друзей или родственников и слышите вопрос, который не смогли предугадать, вы можете попросить одного друга или родственника вежливо вступить в разговор. 

Можно, например, попросить ребёнка что-то сказать или спросить.

2. Приготовьте подходящий для вас ответ заранее

Если вы собираетесь на запланированную встречу, собеседование, к примеру, вы можете подготовить ответы на любые нежелательные вопросы, которые, как вы подозреваете, ожидают вас. Психологи называют это “визуализацией своих штрафных бросков”.

Допустим, вы идете на собеседование и подозреваете, что вас спросят о вашем управленческом опыте, а у вас его мало. 

Вы можете использовать заданный вопрос в качестве темы для ответа или просто для смены темы. Скажите: “Я так рад, что вы спросили! Одна из причин, по которой я ищу новые возможности, заключается в моём стремлении изучать новое, расти и развиваться, и я быстро всё схватываю.”

 100 оригинальных и прикольных ответов на вопрос “Как дела?”

3. Постройте “мостик”, чтобы сменить тему

  1. Этот приём позволяет уйти от точки уязвимости или неловкости и в сторону области, которая может обеспечить вам положительный результат.
  2. Например, вместо того, чтобы отвечать на личный вопрос о вашей внешности, смените тему на знаменитость, которая недавно сменила внешность.

  3. Также можете рассказать об интересной новости, которая имеет косвенное отношение к вопросу.

  4. Классический ” мостик” это что-то вроде: “Я этого не знаю, однако я точно знаю, что…” или “Я точно не могу сказать, но вот что мне известно…”

4. Переформулируйте вопрос

Вот, ваши ключевые фразы: “Я думаю, что, на самом деле, вы хотите узнать …” и “Я думаю, что вы хотите понять …”.

Например, если вас спрашивают, когда вы, наконец, получите повышение, один из вариантов ответа может быть следующим: “Я думаю, что вам интересно узнать, насколько мне нравиться моя работа”. Дальше двигайтесь в удобном вам направлении.

5. Вежливо уйдите, чтобы избежать неудобного разговора

  • Если вы в компании на вечеринке и просто болтаете на разные темы, и внезапно кто-то затрагивает тему, которую вы предпочитаете не обсуждать, придумайте оправдание, чтобы уйти или на отойти время.
  • Можете сказать, что вы идёте в туалет – по крайней мере, это лучше и проще, чем пытаться отвечать на неудобные вопросы.
  •  50+ оригинальных ответов на вопрос “Что делаешь?”

6. Скажите честно, что вам не нравиться вопрос или тема

Неважно, кто и о чём спрашивает, помните одно: у вас есть полное право сказать, что тот или иной вопрос заставляет вас чувствовать себя некомфортно.

Вы всегда имеете право ответить на нежелательный вопрос следующим образом: “Эта тема давит на меня, поэтому я бы предпочел/предпочла не говорить об этом. Но я хотел(а) бы услышать о вашем новом [проекте / работе / ребенке / доме]! “

7. Отшутитесь

Юмор – лучший способ уклониться от неудобного вопроса. Такого мнения специалист по связям с общественностью Шерри Гавандитти (Sherry Gavanditti).

Например, от навязчивого вопроса “Сколько денег вы зарабатываете?” можно уклониться простой шуткой “Недостаточно!” Большинство людей поймут, что они перешли черту и сменят тему.

8. Ответьте неоднозначно

Самый простой способ увернуться от нежелательного вопроса – оставить некоторую недосказанность в вашем ответе.

Если кто-то спрашивает, почему вы еще не бросили свою нелюбимую работу, можно ответить “Кто знает? Я все еще должен оплатить счета вовремя”. Или на вопрос “Когда ты собираешься жениться/выйти замуж?” ответить расплывчато: “Пока не уверен(а), посмотрим!”.

 Что значит риторический вопрос и зачем он нужен? Примеры риторических вопросов.

9. Предложите совет вместо ответа

Например, если кто-то спрашивает о вашей недавней потере веса, а вы не хотите вдаваться в подробности, просто поделитесь советом о вашем любимом фитнес клубе, тренере, упражнении, диете и предложите свои советы.

Или вместо того, чтобы отвечать на назойливый вопрос о вашем недавнем разрыве, расскажите о полезных книгах, которые помогают преодолеть разлуку.

Как дать ответ на бестактный вопрос

10. Пристыдите того, кто спрашивает (слегка)

Если вопрос действительно неприятный для вас, вы можете слегка пристыдить того, кто задает вопрос за чрезмерное любопытство. Делайте это в шутливой манере. Например: “А, я смотрю, ты весьма любопытный, да?” или “Ого, я думаю, это сложный вопрос для столь лёгкой атмосферы”.

11. Ответьте на вопрос комплиментом

Комплименты – отличный способ отвлечься и разрядить неловкую ситуацию. Например, если кто-то комментирует вашу потерю или прибавку в весе, вы можете похвалить его собственный внешний вид.

Или, если кто-то спросит вас: “Когда у вас будут дети?” вы можете сменить тему, сделав комплимент красивой свадьбе того, кто спросил. Вы также можете сказать что-нибудь хорошее о последнем достижении ребёнка вашего собеседника.

12. Ответьте вопросом на вопрос

Дайте собеседнику повод для сомнений и вежливо отклоните нежелательный вопрос собственным вопросом.

Если вас спросят о статусе ваших отношений, попробуйте ответить что-нибудь вроде: “Вы беспокоитесь о том, что я одинок(а)?” На вопрос о поиске работы или зарплате вы можете ответить: “Вас беспокоит мое финансовое положение?”.

13. Спросите совета

Простой способ избежать ответа на нежелательный вопрос – переложить бремя на другого человека. Вы можете попросить совета по неудобному для вас вопросу.

Например, если женатый человек спрашивает вас, почему вы еще не помолвлены, вы можете попросить дать совет, как укрепить отношения.

Если кто-то задает вам личные вопросы о ваших детях или их воспитании, попросите у них совета по воспитанию детей.

14. Поменяйтесь ролями

Задайте тот же самый вопрос собеседнику. Собеседник далее должен решить, действительно ли он/она вообще хочет обсуждать предложенную тему.

Читайте также:  Что такое миланские сорта базилика?

Если вас спрашивают об отношениях, задайте в ответ вопрос об отношениях собеседника.

Если вас спрашивают о вашем начальнике, спросите, как продвигается работа у собеседника.

15. Создайте отвлекающий манёвр

  1. Отвлечение внимания может быть простым способом избежать неловкого вопроса на семейном мероприятии.

  2. Никто не хочет смотреть, как вы изо всех сил пытаетесь ответить на любопытные вопросы, но каждый может захотеть десерта, посмотреть фильм или сыграть в какую-нибудь игру.

  3. В толпе особенно легко притвориться, что вы не слышали вопрос, поэтому можно обратиться к другому человеку, и начать новый разговор или занятие.

16. Перейдите к более безопасной для вас теме

  • Например, когда вас спрашивают о ваших финансах, переходите к рассказу о том, как вы недавно начали составлять более эффективный бюджет.
  • Вместо того, чтобы отвечать на вопросы о том, почему вас недавно уволили, расскажите о своей новой работе или о своих поисках.
  • Действуйте так, как будто вы отвечаете именно на то, что от вас хотят услышать.

17. Отвечайте на конкретный вопрос обобщенно

Если вас спрашивают, к примеру, о ваших политических взглядах, расскажите о том, насколько вы довольны или разочарованы политическим климатом в целом, или упомяните, как было бы здорово, если бы все собрались вместе для продуктивного диалога.

Более того, если вы измените тон темы с отрицательного на положительный, ваш любопытный собеседник, скорее всего, не захочет возвращаться к исходному вопросу.

Примеры ответов к заданию 4 итогового собеседования 2022 (диалог)

В статье рассказывается об особенностях задания 4 и представлены примеры ответов к заданию 4 итогового собеседования (диалог) для выпускников 9 класса. Умение вести диалог является неотъемлемой частью коммуникативных навыков человека.

Быть хорошим собеседником — значит уметь не только говорить, но и слушать, иметь много друзей, быть полноценным членом общества. Ведь наши далекие предки не зря придумывали способы передачи и получения информации.

Без общения жизнь человека не будет полноценной. 

Прочитав статью, вы сможете повторить, что такое диалог. Узнаете, какие вопросы вам могут быть заданы и как правильно на них отвечать. 

Что такое диалог?

Диалог в переводе с греческого означает «речь двоих» (логос — слово, диа- два). Диалогом называют разговор двух или более лиц. В таком виде общения предусмотрено наличие слушающего и говорящего, которые периодически меняются ролями. С помощью диалога люли обмениваются друг с другом информацией. 

Диалогом является беседа друзей, общение продавца и покупателя, разговор учителя и ученика на уроке во время закрепления изученного материала. Переключение ролей в диалоге происходит в том случае, когда говорящий задает слушающему вопрос. Диалог используется как в устной, так и в письменной речи. Во втором случае речь идет преимущественно о книжном стиле.

На уроках литературы вы, вероятнее всего, анализировали диалоги действующих лиц и понимаете, как они строятся. Основной особенностью устной диалогической речи является спонтанность и отсутствие времени на подготовку ответа. Следовательно, готовиться к диалогу выпускники не будут. Вопросы собеседник начинает задавать сразу же после монологического высказывания.

 

Формулировка задания

Во время беседы учитель-собеседник будет задавать вопросы по выбранной теме, т.е. по той, по которой составлялся монолог. Тема остается неизменной, чтобы выпускников не вводить в неловкое положение и спровоцировать стресс.

В выбранной теме выпускник ориентируется, значит и на вопросы должен обязательно найти ответы. При этом выпускник не получает каких-либо карточек. Карточка-помощница в этот раз оказывается в руках собеседника.

На ней записаны 3 вопроса по выбранной выпускником теме, которые собеседник задает во время беседы. Если вдруг при ответе на задание 3 выпускник уже раскрыл суть написанного на карточке вопроса, собеседник должен придумать другой вопрос по этой теме.

Если же выпускник дает достаточно развернутые и полные ответы на два первых вопроса, то собеседник может ими ограничиться и не задавать последний вопрос.

Критерии оценивания

Выполнение коммуникативной задачи

Выполнить коммуникативную задачу в данном случает — ответить на все вопросы собеседника. Во время ответов вы также должны продемонстрировать умение понимать вопросы, рассуждать, отвечать конкретно.

На диалог по регламенту отводится 3 минуты. Собеседник может задать вам 3 вопроса. Получается, что на один ответ должно уйти не более 1 минуты.

Да, ответ должен быть развернутым, но не стоит сочинять роман на заданную тему. 

Если вопрос не совсем понятен, не бойтесь переспросить, уточнить. Ведь ваша задача — ответить на этот вопрос. Добивайтесь результата всеми способами. Если же вам нечего ответить собеседнику, ни в коем случае не молчите. Скажите, что затрудняетесь ответить на этот вопрос, что вопрос для вас не до конца понятен,  то вы в жизни не сталкивались с таким явлением. 

Также вы можете задавать встречные вопросы учителю-собеседнику, касающиеся темы. Например, если собеседник спрашивает о любимых актерах, поинтересуйтесь, кому отдает предпочтение он. 

Учет условий речевой ситуации

Как и в случае с монологом, во время участия в диалоге выпускник должен понимать, что перед ним находится учитель, а не близкий друг. Поэтому вести беседу нужно соответствующе.

Также нужно понимать, где вы находитесь и какую цель преследуете. Если вы во время беседы будете вести себя слишком развязно, то продемонстрируете непонимание всех этих требований. Но не стоит и замыкаться.

Беседа должна быть непринужденной, спокойной и живой.

Для анализа задания обратимся к демонстрационному варианту. В теме 1 предлагается описать фотографию школьного праздника. 

Вопросы собеседника по этой теме и примерные ответы:

  1. Какие праздники Вы любите больше всего и почему?

Больше всего мне нравятся праздники, проходящие в тесном семейном кругу. Самым любимым является Новый год. Еще до наступления праздника в доме царит особая атмосфера. Вся семья собирается вместе. Это общий праздник, поэтому все друг друга поздравляют и дарят подарки. А еще мне нравится ждать боя курантов и смотреть на взлетающие в небо салюты.

  • Когда можно сказать, что праздник удался?

Праздник можно назвать удавшимся, когда все рады и счастливы, когда каждый получил то, что хотел. И это не всегда материальное, не всегда подарки. Ведь кто-то ждет от праздника встречи с дорогим человеком, кто-то мечтает услышать греющие душу слова. 

  • Вы любите больше праздник или подготовку к нему?

Конечно же, праздники всегда доставляют людям удовольствие. Но не менее захватывает и увлекает подготовка к нему. Мы с мамой всегда вместе продумываем меню на праздник, отправляемся в магазин за продуктами, потом начинаем готовить. Также я люблю выбирать подарки. Это всегда интересно и любопытно. 

Тема 2: повествование на основе жизненного опыта

В теме 2 предлагалось рассказать о походе или экскурсии, в которой выпускник принимал участие. 

Вопросы собеседника по этой теме и примерные ответы:

  1. Чем полезны походы и экскурсии?

Польза похода и экскурсии очевидна. Во-первых, совместные мероприятия сплачивают. Во-вторых, они помогают лучше узнать человека, посмотреть на него с другой стороны. В-третьих, походы и экскурсии носят воспитательный характер.

Если мы отправляемся в поход, то знакомимся с миром живой природы, учимся сохранять природу, наводя после себя порядок. В походе мы приобретаем полезные навыки, вырабатываем силу воли.

Если же мы участвуем в экскурсии, то узнаем что-то новое, расширяем кругозор.

  • Что бы Вы рекомендовали Вашим сверстникам, решившим впервые отправиться на экскурсию или в поход?

Сначала нужно обратить внимание на технику безопасности: правильно переходить дорогу, обходить автобус и т.д. Обязательно нужно слушать взрослых. На экскурсии не нужно шуметь, перебивать других. Также не стоит брать с собой много лишних вещей. Лучше взять только самое необходимое. 

  • Что является самым важным в походе или на экскурсии?

В походе самым важным является выносливость. Если вы не можете преодолевать длинные расстояния, то в походе вам будет трудно. Очень важно уметь ориентироваться в незнакомой местности. Не лишним будет умение разводить костер.

На экскурсии важно, наверное, умение слушать экскурсовода. Тема экскурсии должна быть вам интересна, иначе вы не получите удовлетворения от мероприятия. 

Если вы в задании 3 рассказывали о походе, то вопросы будут заданы именно про поход. Если же вы вели речь об экскурсии, то о ней будет спрашивать и собеседник.

Тема 3: рассуждение на одну из проблемных тем

В демоверсии предлагается порассуждать о моде.

Вопросы собеседника по этой теме и примерные ответы:

  1. Что означает слово «модный»?

Модный — это современный, пользующийся известностью и успехом. Например, модная одежда — это та, которую носит много людей. Модная музыка — это та, которую слушает большинство. Модный дизайнер — это тот, который пользуется популярностью и востребован благодаря своим талантам.

  • Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас более важны?

В основном, я самостоятельно принимаю все решения. Даже в выборе одежды полагаюсь на свой вкус. Однако иногда прислушиваюсь к советам родителей. Ведь ори заботятся о нас и никогда не посоветуют плохого. Только вот представления о моде у нас немного разные.

  • Приведите пример отрицательного влияния моды.

Я считаю, что примером отрицательного влияния моды являются вредные привычки, в частности курение. В подростковой среде существует такой стереотип, что курить модно. И многие школьники в погоне за модой приобретают эту пагубную привычку. Я же отношусь к курению негативно.

Как видите, в задании 4 нет ничего сложного. Главное — побороть стеснение и дать волю мыслям. И у вас все получится, дорогие выпускники!

Ссылка на основную публикацию