История одной елочки. Фото

Едва ли найдется в нашей ещё недавно единой великой стране человек, ни разу не слышавший знаменитой песенки «В лесу родилась ёлочка». И нынче, отмечая уход старого и приход нового года, во многих казахстанских домах взрослые вместе с малышами споют эту песню, которой уже более 120 лет. Она прозвучит на утренниках в детских садах, в школах и даже, как шуточная память о детстве, на модных ныне корпоративах. Да что там у нас! «Ёлочку» споют во многих странах мира, куда в разные времена из Российской империи или из СССР перебрались русские, еврейские, немецкие и другие семьи. Точно известно, что песенка переведена на немецкий язык и называется так: «О! Танненбаум»

По популярности «Ёлочка» давно стала народной, но далеко не все знают, а некоторые и не интересуются, кто написал эту замечательную песенку, без которой и праздник — не праздник.

Более 30 лет считалось, что стихи и музыку написал Леонид Карлович Бекман (1872-1939), немец по происхождению, биолог, агроном, кандидат естественных наук. Когда музыкант-любитель прочитал в детском журнальчике стихотворение за подписью «А.Э.», оно ему так понравилось, что он сразу наиграл к нему музыку.

Но так как биолог-агроном не знал нот, то записала её жена-виртуоз. О её таланте говорили, что она может играть на пианино даже вниз головой. Но композитором «Ёлки» все равно считался муж. Так получилась песенка, а маленькая дочка музыкантов Верочка сразу начала распевать её, танцуя и кружась вокруг ёлки.

В 1906 году «Елочка» вошла в сборник «Верочкины песенки», о котором одобрительно отозвались Рахманинов, Танеев, Скрябин… С тех пор незамысловатая песенка стала своеобразным рождественским гимном.

История одной елочки. Фото

Хотя часто пишут, что ёлки запретили большевикам, усмотрев в них намёк на Рождество, документального подтверждения этому нет.

Наоборот, газеты за 1914 год сохранили обращение правительства к россиянам с просьбой не ставить ёлки – времена пошли трудные, не хватает топлива, не ходит транспорт. Не до веселья…
До поры до времени и большевикам тоже было не до ёлок.

То революция, то гражданская война, то разрушенное хозяйство восстанавливать надо было, то колхозы создавать. В этих «буднях великих строек» потерялась и сама наивная песенка, и автор стихов.

Новогодний праздник вернулся к детям только в середине 30-х годов, и с тех пор песенка стала приносить «много-много радости» новым поколениям мальчишек и девчонок. Хотя песня и раньше звучала на детских праздниках и по радио, но кто автор «Ёлочки», литературоведы установили только в 1941 году.

История одной елочки. Фото

Тогда, через 37 лет после первой публикации, стихи во второй раз опубликовали в сборнике «Ёлка», а разыскала их автора — Раису Адамовну Кудашеву — составитель сборника Э. Эдман . Тогда стало известно, что именно княгиня Кудашева в самом начале ХХ века — в декабре 1903 г.

— опубликовала в детском журнале «Малютка» стихотворение «Ёлка». Вместо имени она тогда и поставила инициалы «А.Э».

Кто же мог догадаться, что скрывается за этими буквами приличная женщина, а не какая-нибудь там легкомысленная рифмоплетка!
Так, только в 63 года автор «Ёлки» получила не только второй гонорар, но и право на авторство и на неприкосновенность произведения, чем и воспользовалась.

Раиса Адамовна восстановила искаженные, как пишут нынешние историки, «проклятыми большевиками» строчки песенки «спи, елочка, бай-бай!» на исторически верные «спи, елка, баю-бай!» Так и видится заседание ЦК ВКП(Б), на котором решается столь важный для страны вопрос!

О жизни самой Раисы Адамовны Кудашевой ещё долго было известно только то, что было написано в сборнике стихов 1941 года. «КУДАШЕВА Раиса Адамовна (1878-1964) — русская писательница. Стихи и сказки для детей («Бабушка-Забавушка и собачка Бум», 1906; «Петушок», 1915, и др.). Стихотворение «Ёлка» (1903, «В лесу родилась елочка…»), положенное на музыку Л. К.

Бекманом, стало популярнейшей детской песенкой».
Действительно, Раечка Гедройц (это по мужу она Кудашёва) писала стихи с детства, а в 18 лет напечатала свое первое стихотворение. С тех пор её стихи регулярно появлялись на страницах детских журналов.

Почему она, выпускница гимназии из старинного княжеского рода, стала гувернанткой, а потом учительствовала и работала библиотекарем, читатели не знали. Впрочем, судьба бывших дворян в нашей стране известна, в отличие от их биографий. Немало «бывших» еще с 20-х гг.. трудилось на благо народного хозяйства в Сибири и у нас в Казахстане.

Раису Кудашеву миновала сия чаша, но судьба её была отнюдь не веселой.
По-настоящему известной Раиса Адамовна стала только в 1958 году. Тогда в «Огоньке» работал будущий «отец» Электроника — писатель Евгений Велтистов. Он бродил по городу в поисках интересных людей и набрел на Кудашеву.

Интервью с 80-летней, тогда еще здравствующей Раисой Адамовной было напечатано в 1958 году в журнале «Огонек». Журналисты стали искать другие сенсации в жизни доселе неизвестного им автора «Ёлки».

И такое нашли!
Старые сотрудники Союза писателей рассказали, что во время Великой Отечественной войны, когда перед Новым годом им раздавали продуктовые пайки, в Союз пришла старушка – «божий одуванчик и робко спросила, а нельзя ли и ей что-нибудь получить. Но имеющие доступ к дефициту редко интересуются детской поэзией и часто читают себя выше каких-то там писак.

Старушке резко отказали, и она ушла ни с чем… Но жизнь научила ее находить выход из безвыходных ситуаций. «Божий одуванчик», она ухитрилась попасть на прием к самому председателю Союза писателей Александру Фадееву. Ему доложили, что к нему на прием просится старушка лет девяноста, говорит, что пишет стихи.

«Жить тяжело, Александр Александрович, помогите как-нибудь». – «Вы вправду стихи пишете? – удивился главный начальник всех писателей СССР. — Ну, хорошо, прочтите что-нибудь». Она, благодарно посмотрев на него, прочла: «В лесу родилась елочка. В лесу она росла…» — «Так это вы написали?!» — вскричал Фадеев и сам прочитал стихотворение до конца. По его указанию, Р.А.Кудашеву немедленно оформили в Союз писателей и оказали всяческую помощь. В том числе, и пайками…

Она умерла 4 ноября 1964 года в городе, где родилась, — в Москве. А её ласковая и нежная, как мамина колыбельная, песенка и сейчас звучит на наших весёлых зимних праздниках.

***
Но и эта история имела продолжение. В 2003 г. кому-то пришла в голову идея отметить 100-летний юбилей новогодней песенки «Ёлка», и тогда снова вспомнили про Раису Адамовну. Но написали о ней только то, что когда-то напечатал «Огонёк». И вдруг…

К не очень известному в наши дни писателю Михаилу Холмогорову пришел приятель и решил подшутить над ним. Он сказал: «А ведь ты можешь стать миллионером! Нужно только оформить бумаги».

История одной елочки. Фото

Михаил Константинович задумался. Как внучатый племянник и единственный наследник Раисы Кудашевой, он действительно мог бы получать авторские отчисления. Вон какие драки устраивает за каждую копейку попса! Судятся, в шоу на ТВ приходят, не стесняясь, поливают друг друга «правдивыми показаниями» и интимными тайнами.

Но как истинный потомственный интеллигент, педагог и писатель-патриот Михаил Холмогоров даже думать о таких вещах не мог! Есть в наше время, оказывается, такие странные люди! Но почему бы не попробовать установить причастность своей семьи к столь загадочной истории? Генеалогия стала такой модной.

И Михаил начал разбирать семейные архивы и обращаться в государственные хранилища документов.

Ведь родство с Кудашевыми нужно было доказать документально, хотя в 90-е и нулевые годы некоторые наши современники объявляли себя потомственными дворянами и даже великими князьями, графами, ханами, батырами, без всяких доказательств, как говорится, от балды, или потому, что якобы бабушка или тетя так рассказывала.

Это о таких задолго до «Ёлочки» было написано: «У него герцогиня знакомая, пообедал он с графом на днях. Но осталось собой насекомое, побывав в королевских кудрях». Но Михаил Холмогоров не хотел пополнять ряда самозванцев! Он занялся документами и вот что установил.
«У супругов Гедройц, Адама и Софьи (в девичестве Холмогоровой), было четыре дочери.

Раиса – самая старшая. Хотя фамилию они носили немецкую, это было типично русское старомосковское семейство — хлебосольное, веселое, с прислугой в белых фартуках и домашними спектаклями по праздникам. Их предка привез в Россию сам Петр Великий. В старших классах гимназии Раиса начала писать стихи для детей.

Да так удачно, что её охотно печатали в детских журналах. Раису ждало безоблачное будущее хозяйки интеллигентного московского дома и поэтессы-любительницы, но случилось несчастье — умер отец. Как старшая дочь, Рая взяла на себя заботу о матери и младших сестрах — пошла работать гувернанткой в богатый дом. Теперь она уже не могла подписывать стихи своим именем. В высших кругах сочинительство считалось делом предосудительным.

Читайте также:  Как вырастить острый перец?

История одной елочки. Фото

В 1902 году Раиса устроилась на работу к князю Кудашеву. Он овдовел и никак не мог прийти в себя после утраты любимой жены, поэтому забота о его сыне Алеше почти целиком легла на плечи гувернантки. Раиса по-матерински привязалась к воспитаннику, который лишился матери и почти не видел отца, и он, в свою очередь, тоже «обожал Раечку».

Чтобы порадовать тоскующего по маме мальчика – полусироты, перед Новым 1904 годом Раечка за одну ночь и сочинила свое стихотворение «Ёлка». Днём она отнесла его в журнал «Малютка», где её ждали и любили как постоянного автора. Вот, собственно, и все». Так написал потомок Раисы Адамовны по материнской линии Михаил Холмогоров.

Но какая же новогодняя история без счастливого конца!
«Ёлочка» принесло своему автору не только гонорар, но и личное счастье. Видя материнскую заботу Раечки о его сыне, после трёхлетних раздумий, князь Кудашев предложил своей гувернантке руку и сердце. Раису Гедройц стали называть княгиней Кудашёвой, теперь у неё был большой собственный дом, любящий муж и любимый приёмный сын.

Раиса Адамовна была счастлива и почти позабыла обо всех своих стишках и даже про «Ёлку». О своих литературных опытах она не рассказывала даже мужу, не зная, как он к ним отнесётся.
Однажды княгиня Кудашева с семейством ехала в Петербург. Попутчицами оказались бабушка и её внучка. Познакомились, разговорились. Старушка попросила внучку спеть песенку.

И девочка, расправив юбочку, запела: «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…»
— А что же это за чудесная песенка? — спросила Кудашева с замиранием сердца.
— О, это знаменитая новогодняя песенка из альбома композитора Бекмана. Он называется «Верочкины песенки». Просто клад для домашнего музицирования!
Так Рая узнала, что она автор слов модной песенки, и созналась в этом мужу.

Впервые пути песни и её создательницы пересеклись, чтобы снова разойтись, и уже надолго. Жизнь часто делает такие кульбиты!
Недавно почти весь мир отметил еще один юбилей, очень грустный — 100-летие с начала Первой мировой войны. ТВ показало нам немало документальных фильмов о том времени. Бои,..

Окопы… Газовые атаки… Смерти… Митинги… И совсем мало было сказано о судьбах отдельных людей. А они всегда безотрывно связаны с судьбой страны. Раиса Адамовна в те годы потеряла самых близких ей людей. Сбежал на фронт её юный приёмный сын и погиб в каком-то из боев. Его отец, муж Раечки, слег, не выдержав волнений, и вскоре умер.

Княгиня, потеряв всё, революцию приняла почти равнодушно, проводив 1917 год в полном одиночестве. Когда у неё отняли дом, она оказалась на улице с небольшим узелком одежды, в который зачем-то сунула листочки со своими стихами. Раиса Адамовна Кудашева поняла: чтобы выжить, надо стать как можно незаметнее и скрыть своё дворянское происхождение.

Ей, «контре», бывшей княгине, удалось устроиться в районную библиотеку, где она и просидела тихой мышкой до самого 1941 года. Михаил Холмогоров вспоминал: «Когда мне было пять лет (это значит, в 1947 году), мама взяла меня к ней в гости. Тетя Рая не была похожа на княгиню. Она оказалась совсем старенькой.

Они с сестрой, такой же старушкой, ютились в малюсенькой комнате, похожей на чулан. А потом во время прогулки мама показала мне особняк на углу Воротниковского и Старопименовского переулка. «Раньше этот дом принадлежал тёте Рае», — сказала она вдруг. Миша никак не мог поверить, что нищая старушка жила когда-то во дворце. Но в 70-е и особняк сломали.

От недолгого счастливого времени в жизни Раисы Кудашевой не осталось ни следа.
А песенка все жила и жила своей отдельной праздничной жизнью. Её пели на всех детских утренниках, исполняли на главной ёлке страны в Колонном зале, на её сюжет рисовали открытки. Это была главная новогодняя песня страны.

В 1941 году Раиса Адамовна услышала по радио бодрый дикторский голос: «Песенка про ёлочку, слова и музыка композитора Бекмана». Она наконец расхрабрилась и позвонила жене своего племянника, Анне Холмогоровой (маме Михаила). Та, более бойкая и менее напуганная всем, что происходило в стране в 30-е годы, – она ведь никогда не была княгиней! – возмутилась.

Мало того, что автор слов всенародной песни живет на нищенскую зарплату, так о нём ещё и никто не знает! Может быть, и деньги за песню получает кто-то другой! Как ни пугалась Раиса, Анна начала действовать.
Вот тут-то и пригодился черновик стихотворения, сохраненный Раисой Адамовной в далеком 18-м году.

А ещё в архиве чудом отыскались гонорарные ведомости всеми давно забытого журнала «Малютка». Состоялся суд. Деликатный вопрос о принадлежности к эксплуататорским классам удалось обойти. Процесс был выигран, и Кудашеву официально признали автором песни. Она получила право получать авторские деньги с каждого её исполнения.

Какие там авторские в годы войны! Крохи! Но всё-таки песенка про чудесную ёлочку помогла пережить ещё одну войну сразу нескольким старушкам-родственницам.
Появившееся в новогоднем «Огоньке» 1958 года интервью с нею переменило жизнь 80-летней старушки. Ей стали писать и звонить незнакомые люди, её приглашали в школы и детские сады. Но было слишком поздно.

«Я стараюсь крепиться и не падать духом, — писала Кудашева своей подруге А. И. Сытиной. — Не по силам я затеяла дело, слишком поздно эта история подошла ко мне». Однако что-то волшебное всё-таки было в её простеньком стихотворении. После интервью с Р.А.Кудашевой стал более известен Евгений Велтистов.

По его ранее малоизвестным рассказам был поставлен фильм «Приключения Электроника» с чудесными песнями композитора Е. Крылатова на слова Энтина. Их «Чудесные качели» и сейчас можно услышать по радио.
А Михаил Холмогоров так и не стал миллионером. Пока он сидел в архивах, срок наследования тетушкиных капиталов истек, и песенка опять стала принадлежать всем. Но Михаил совсем не огорчился: пусть «Ёлочку» по-прежнему поют дети на новогодних утренниках бесплатно! А может, просто кончилась волшебная сила песенки про ёлочку? Однако почему тогда её поют на Рождество дети в воскресных школах и в детских домах, а история «Ёлочки» печатается на православных сайтах? Все вернулось на круги своя? Песенка, написанная для мальчика Алёши Кудашёва, погибшего на Первой мировой войне, его доброй мачехой, по-прежнему звучит на праздниках на радость детям.

Недавно на Пятницком кладбище в Москве появился новый памятник. Его поставил Михаил Константинович Холмогоров на деньги, полученные в качестве гонорара за книжку о его бабушке. На черном мраморе — слова «Раиса Адамовна Кудашева», две даты «1878 — 1964» и строчка «В лесу родилась ёлочка».

В лесу родилась елочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная, зеленая была.

Метель ей пела песенку:
«Спи, елочка, баю-бай!»
Мороз снежком укутывал:
«Смотри, не замерзай!»
Трусишка зайка серенький
Под елочкой скакал
Порою волк, сердитый волк, рысцою пробегал.

Чу! Снег по лесу частому
Под полозом скрипит;
Лошадка мохноногая торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки,
А в дровнях мужичок,
Срубил он нашу елочку под самый корешок.
И вот она, нарядная,
На праздник к нам пришла,

И много, много радости детишкам принесла.

КАРТИНКИ   http://go.mail.ru/search_images?q=раиса%20адамовна%20кудашева%20картинки&fr

Предновогодний фоторепортаж: История одной «Ёлочки»

На носу зима, на площадях Москвы появились ёлки, дети в школе учат стихи и готовятся к празднику, полки магазинов завалены елочными игрушками. Каждый год хочется повесить на ветку своей елки-красавицы новый шарик или может бусы.

Знаете ли вы, что стеклянные бусы на елку придумали в Подмосковье в Клинском районе и до сих пор именно там и производят на старейшей и самой крупной в России фабрике елочных украшений — ОАО «Ёлочка».

В наступающем году фабрика в Высоковске отпразднует своё 130-летие.

Почему же именно Клинская земля родина русских стеклянных елочных игрушек? Все просто, еще с XIX века в Клинском районе открыли богатые залежи кварцевого песка, основного сырья для производства стекла и поэтому здесь стал развиваться стеклодувный промысел. Не всегда отмечали Новый год в январе. Раньше новый год отмечали в марте и украшали не хвойные деревья, а вишни и березы. Главным украшением служили сделанные из ниток куклы двух цветов красного и белого и назывались мартинички.

В 1492 Московский собор ввел первосентябрьский новый год — новолетие. Празднование Нового года в январе с елками и украшениями старался привить Петр I, но западное веяние тогда не прижилось.

Рождественская, а потом и новогодняя елка пришла в Россию вместе с прусской принцессой Шарлоттой (при крещении Александра Федоровна), ставшая женой Николая I. Раньше елки наряжали съедобными игрушками, прежде всего яблоками и чаще всего в количестве 33-х по количеству земных лет, прожитых Иисусом Христом.

Читайте также:  20-e числа января. Пробные посевы

Часто на ветвях можно было увидеть орехи, вафли, конфеты, печенья. Ель стояла нарядной в рождественскую ночь, затем игрушки дарили как подарки. Был также обычай нарядную елку вынести во двор, положить набок, чтобы дети и бедные люди, живущие рядом, могли взять себе подарок.

Стеклянная игрушка пришла из-за границы, из небольшого немецкого городка Лауша, где в 1848 году начали производство стеклянных шаров, которые заменили яблоки.

Производство елочных игрушек в России началось в 1849 году, когда в имении адмирала князя Александр Сергеевич Меньшикова, правнука сподвижника Петра I — Александра Даниловича Меньшикова, при сельце Александровка был открыт завод по производству стеклянной и хрустальной посуды, медицинских склянок, банок и шприцев под руководством учёного Алексея Егорова. На продажу посуду возили на лошадях, ведь Клин тогда был городом ямщиков. В 1852 году строят «чугунку» — железную дорогу соединившую Москву и Санкт-Петербург и ямщикам пришлось менять профессию.

Отмена крепостного права в 1861 году способствует развитию кустарного производства и зарождению пустяшного промысла. Стеклодувы на заводе Меньшикова закупали стеклянные трубки — дроты и уже на дому изготавливали бусы и пуговицы — приятные пустячки, поэтому и промысел прозвали пустяшным.

Бусинки тогда были неровные, тяжелые и больше напоминали мелкую гальку, зато бусы получались прочными и при падении не бились, часто и промысел называли камушный. Производство совершенствовалось и бусы стали изготавливать при помощи форм.

Сначала формы были деревянные, но они быстро выгорали и им на смену пришли металлические.

Для работы стеклодуву нужна была керосиновая горелка, соединенная кожаной трубкой с мехами. На современном производстве стеклодувы работают на газовых горелках. В принципе процесс производства елочных игрушек незамысловатый. Первый цех — стеклодувный — тут рождается форма игрушки.

Мастер берет стеклянную трубку и нагревает в пламени горелки. Стекло плохо проводит тепло и поэтому необходима очень высокая температура, чтобы его расплавить. Как только стекло стало пластичным мастер просто дует в трубку и получается шарик. На заводе изготавливают и формовую игрушку.

Для придания определенной формы разогретую стеклянную трубку помещают в разъемную форму и дуют. Разогретое стекло принимает необходимую форму. Работа стеклодува считается вредной и на пенсию они уходят в 45 лет, правда частенько сотрудники остаются работать и дольше.

На стеклодува не учат ни в одном учебном заведении, поэтому «Ёлочка» своих мастеров растит сама.

После стеклодувного цеха все изделия получаются прозрачными. Для придания им блеска заготовки направляют в цех металлизации. Здесь в вакуумных установках проводится конденсация в поле тлеющего разряда.

На специальных подставках устанавливают изделия, на тонкие проволоки-испарители навешиваются кусочки алюминиевой фольги и всё загружается в установку. Когда вакуум достигает третьей степени, на испарители подается электрический ток и алюминий плавится, а так как там вакуум он испаряется.

Получается подобие алюминиевого тумана, который при соприкосновении с холодной поверхностью шарика конденсируется. Процесс очень быстрый, буквально доли секунды.

После металлизации игрушки поступают в цех окраски. Чаще всего их просто окунают вручную в бак с краской, а потом сушат в специальном аппарате. Дальше на игрушку вручную наносится рисунок и блёстки.

На сегодняшний день на фабрике «Ёлочка» производят игрушки, выполненные в технике свободного выдувания, формовые и монтажные. Монтажные игрушки были знакомы ещё советским детям. Это игрушки, смонтированные из бусинок и стекляруса при помощи проволоки.

Завод единственный в России до сих пор производит стеклянные елочные бусы.

Фабрика активно развивается и в 2010 году открыл свои двери музей елочной игрушки — Клинское подворье. Этот проект образовательный и создан для знакомства с историей рождения и эволюции елочной игрушки как народно-художественного промысла.

ОАО «Ёлочка» работает круглогодично и выпускает до миллиона игрушек в год, 85% реализуется в России, на экспорт продукция идет в ближайшие страны Эстония, Киргизию, Узбекистан, Беларусию, Казахстан. Ассортимент обновляется на 20-30% ежегодно.

В этом году среди новинок — набор репка, шары и игрушки с символикой будушего года – петухом, в прошлом был выпущен специальный набор в честь 175-летия со дня рождения П.И.Чайковского. Весь следующий год будет посвящен празднованию 130-летия предприятия и 700-летия города Клин.

В честь знаменательной даты на территории Клинского подворья в феврале-марте пройдет Фестиваль народных промыслов Подмосковья.

Анна Сухарева

История одной елки, или Загадка старой тифлисской фотографии

https://sputnik-georgia.ru/20210111/Istoriya-odnoy-elki-ili-Zagadka-staroy-tiflisskoy-fotografii-250502313.html

История одной елки, или Загадка старой тифлисской фотографии

История одной елки, или Загадка старой тифлисской фотографии

Как один черно-белый новогодний снимок может поведать целую историю из богатого прошлого города, в рамках проекта “Прогулки по Тифлису” расказывает Екатерина… 11.01.2021, Sputnik Грузия

  • 2021-01-11T14:16+0400
  • 2021-01-11T14:16+0400
  • 2021-01-11T14:16+0400

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/23109/92/231099266_0:10:1200:688_1920x0_80_0_0_a8d2be4b5596bcd319da95bcb14bf94d.jpg

Sputnik Грузия

  1. media@sputniknews.com
  2. +74956456601
  3. MIA „Rosiya Segodnya“

2021

Екатерина Микаридзе

https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/22827/14/228271486_167:0:935:768_100x100_80_0_0_2ea8ffd8dcb8297feb5c1f93ce03c846.jpg

Екатерина Микаридзе

https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/22827/14/228271486_167:0:935:768_100x100_80_0_0_2ea8ffd8dcb8297feb5c1f93ce03c846.jpg

Новости

ru_GE

Sputnik Грузия

  • media@sputniknews.com
  • +74956456601
  • MIA „Rosiya Segodnya“

https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/23109/92/231099266_43:0:1156:699_1920x0_80_0_0_a65acda91b239aaa902e0637ace94129.jpg

Sputnik Грузия

  1. media@sputniknews.com
  2. +74956456601
  3. MIA „Rosiya Segodnya“

Екатерина Микаридзе

https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/22827/14/228271486_167:0:935:768_100x100_80_0_0_2ea8ffd8dcb8297feb5c1f93ce03c846.jpg

грузия, новости, аналитика, колумнисты, тбилиси, культура, общество, прогулки по тифлису

Впервые на рождественские праздники наряженную елку установили в немецком городе Страсбурге, в начале XVI века.

За несколько столетий эта красивая традиция распространилась по всей Европе.

На Руси традиция закрепилась, став неизменным атрибутом праздника благодаря Петру I.

Это он издал указ вести летоисчисление, как принято в странах Европы, от Рождества Христова.

Именно после него в России начали отмечать наступление Нового uода в ночь с 31 декабря на 1 января пышными торжествами с нарядными елками, фейерверками и застольями.

Когда появилась первая новогодняя елка в Тифлисе

В Национальном архиве Грузии сохранилась одна единственная фотография новогодней ели, которая датируется 1913-м годом. Указывается также адрес, по которому была запечатлена красавица. Это дом под номером 9, на улице Геронтия Кикодзе.

Раньше, еще до революции улица носила имя главнокомандующего русскими войсками на Кавказе с 1827-го года по 1830-й, Ивана Федоровича Паскевича. После смены власти улицу назвали именем видного деятеля партии Филиппа Махарадзе, который жил на этой улице, в доме под номером 11, известном как особняк братьев Миловых.

Кинематографическая архитектура Тбилиси: дом с инициалами, историями и формулой любви >>>

Одно из самых видных строений улицы Кикодзе называют также итальянским особняком. А виной тому балкон, который рождает невольные ассоциации с произведением “Ромео и Джульетта”. Тут даже фантазию не надо сильно напрягать для того, чтобы представить, как Джульетта ждала своего возлюбленного на этом самом балконе.

Дом, с которого началось наше повествование, следует сразу за итальянским особняком купцов Миловых. Некоторое время в нем размещалось Эстонское посольство, а вот принадлежал этот дом, по всей вероятности, известным тифлисским театралам и меценатам Питоевым.

Почему тбилисский кинотеатр “Руставели” превращается в гостиницу >>>

У Егора Питоева была пятеро детей. И каждому из них он дал блестящее европейское образование. Повзрослев, каждый из них перешел жить отдельно. На улице Паскевича жил один из братьев – Исай Егорович Питоев.

Именно ему обязан город появлением на площади Руставели здания государственного театра имени Руставели.

Правда так театр стал называться уже в советское время, до того же звался больше питоевским и театром Артистического общества.

А начиналось все на улице Паскевича, в доме, где владелец даже парадную старался приблизить к театральному фойе. Широкая, с лестницей, изогнутой в изящном реверансе. Эта сололакская парадная известна именно этим уникальным лестничным пролетом. Тут частенько проходят фотосессии. Именно по этим красивым лестницам спешили гости на спектакль.

Исай Питоев с детства чувствовал любовь к сцене. Увлекался игрой на скрипке и даже мечтал продолжить образование. Но, в конечном итоге, покорился родительской воле и пошел в коммерцию. После смерти отца – Егора Питоева, занимавшегося поставками продовольственных товаров – сын возглавил семейную фирму “Исай Егорович и Ко”.

Дом, проигранный в преферанс, и сон в осенний вечер >>>

Исай зарекомендовал себя не просто добросовестным и ответственным коммерсантом, но и авторитетным гласным городской Думы. Исай по деловой надобности часто бывал в разъездах. И в одну из поездок встретился со своей будущей супругой, Ольгой Маркс. Девушка выросла в актерской семье и пошла по стопам родителей. И вот они вместе приезжают в Тифлис.

Открытые, хлебосольные и проникнутые любовью к искусству супруги начинают приглашать в свой дом артистов, музыкантов и любителей театра. В доме на Паскевича начал формироваться любительский кружок.

Мастерство участников домашнего театрального кружка постоянно оттачивалось.

И вот они уже играют в театральном зале “Тифлисского кружка” (впоследствии это здание было известно, как Дом офицеров на проспекте Руствели) пьесу Грибоедова “Горе от ума”.

Но изначально большой ценитель театрального искусства, Исай перестраивает дом для того, чтобы особняк eмещал как можно больше желающих смотреть их любительские постановки. А потом Исай Егорович просит родителей супруги порвать с кочевым образом актерской жизни и переехать в Тифлис.

Мать Ольги, отца уже в живых не было, с радостью приняла предложение и приехала в большой и гостеприимный дом Питоевых.

Домашний кружок Питоева постоянно разрастался и становился сильнее и профессиональней. В скором времени количество участников домашнего кружка выросло до 70 человек.

Примечательно, что все устраиваемые в питоевском доме спектакли носили исключительно благотворительный характер.

Кстати, сам Питоев состоял во всех тифлисских благотворительных обществах. Страстное увлечение театральным мастерством приводит Исая Питоева к осуществлению давнишней мечты. Он и начинает строить на Головинском проспекте театр. Питоев покупает у городских властей участок земли, на котором в прошлом располагалось мусульманское кладбище, и привлекает к проекту знаменитых в то время архитекторов Корнелия Татищева и Александра Шимкевича.

Читайте также:  Сезон не успел закончиться... но пора готовиться к новому

Буквально за три года строительство блистательного архитектурного творения в стиле позднего барокко завершилось. Артистическое общество справило новоселье уже в 1901 году. На строительство театра, на сцене которого впоследствии играли грузинская, армянская и русская театральные труппы, Питоевым было потрачено полтора миллиона рублей.

У этого удивительного человека хватало энергии на все: и на разворачивание предпринимательской деятельности, и на поддержку Артистического общества, и на работу в армянском драматическом обществе, организованном Сундукяном и княгиней Тумановой. А еще он планировал построить летний театр. Но не случилось.

Исая Егоровича Питоева не стало 22 апреля 1904 года. Он скоропостижно скончался от воспаления легких. Семья же Питоевых продолжала жить в старом доме.

В 1913-м году в доме справляют Рождество и наступление Нового года. Питоевы приглашают фотографа, который делает исторический кадр.

Тот самый, который разгуливает сегодня по интернету, стоит только вписать в поисковую систему ключевые слова – первая елка в Тифлисе.

Питоевы покинули этот дом после революции, эмигрировав в Европу. Владельцы уехали, а елка осталась. Осталась и история, извлеченная из сундука тбилисских историй.

Старые фотографии бесспорно заключают в себе магию. Извлечешь одну, начинаешь рассматривать и словно проваливаешься в другое измерение.

Начинаешь путешествовать по закоулкам прошлого, узнавать о судьбах людей, их переживаниях, чувствах.

Так, один черно-белый новогодний кадр может рассказать целую историю из богатого прошлого города.

Новогодняя ёлка: когда она появилась и чем ее украшали раньше?

Кто на свете всех милее, всех нарядней и светлее в Новогоднюю ночь? Желаете узнать об интересных традициях ставить ёлку, украшать её игрушками и свечами? Какой праздник может быть без этого вечнозелёного дерева? А вокруг чего водить хороводы и где прятать подарки, как не под ёлкой? Кажется, что так было всегда и сложно себе представить Новый год без лесной гостьи. Предлагаем вам совершить путешествие в прошлое, чтобы узнать, а откуда пришла к нам традиция наряжать ёлочку?

Люди в древние времена верили в то, что существуют магические силы. Ими наделяли зверей, разных существ и деревья. Среди ветвей могли прятаться различные духи, как добрые, так и злые.

С ними лучше было жить в мире, а для этого духов требовалось умиротворить. Поэтому нет ничего удивительного в том, что деревья использовали в самых разных культах и обрядах.

В качестве подношений ветвистым покровителям преподносили сладости и фрукты. К ним обращались с молитвами и просили о защите.

Почему же тогда предпочтение было отдано именно ёлке, а не иному дереву?

Отчасти это потому, что красавица имеет свойство оставаться вечно зелёной, в независимости от того, какое наступает время года. А, следовательно, не зря является символом жизни вечной.

К тому же с ней связана красивая легенда, которая зародилась в Германии. И главным героем в этой истории является Мартин Лютер.В канун Рождества он возвращался домой. Небосвод светился невероятной иллюминацией звёзд.

Это так впечатлило путника, что он решил сотворить подобную красоту собственными руками. На ветвях ёлочки расставил свечи, а верхушку украсил звездой. Той, которая освещала путь к пещере Иисуса.

В Центральной Европе существовала традиция украшать дерево плодами груши, яблони, сливы, сваренными предварительно в меду.

Было задумано, что к празднику почки на веточках должны были распуститься, но это происходило не всегда. Люди, веря в приметы, считали замершее дерево плохим знаком. Поэтому вскоре стали наряжать исключительно зелёную красавицу. Эта традиция захватила Австрию, Англию, Данию и Голландию. А Америка узнала о ней благодаря эмигрантам.

Как появилась ёлка на Руси?

В России же новогоднюю ель ввёл Петру I. Он ещё в молодости видел у своих немецких друзей этот красивый обряд. Царю пришлось по душе диковинное деревце. С первого взгляда это была обычная ель, но на ней странным образом размещались и яблоки и шишки и конфеты. Это выглядело настолько забавно и умилительно, что Петр I решил ввести эту традицию и на Руси.

Но его начинания были забыты до момента правления Николая Павловича, который для своей жены впервые установил ель в Аничковом дворце – год 1819. А в Санкт- Петербурге для публичного празднования торжественная ёлка была наряжена в 1852 году.

Следует отметить, что у настоящей любимицы имелись и недоброжелатели. Вначале в лице православной церкви, а затем в лице советского правительства. Священный синод не одобрял ёлку, сам обычай причислялся к чуждому и языческому для народа русского.

Большевики же, когда оказались у власти, тоже нанесли запрет не только на Рождество, но и на то, чтобы наряжать ёлку, поскольку считали её неизменным атрибутом праздника. Но традиция уже настолько понравилась и прижилась, что искоренить её бесследно оказалось не так просто.

Вечнозелёное дерево устанавливали даже тайно. Тогда советская власть проявила мудрость. И было решено просто переиначить традицию. Ёлка получила помилование, но вернулась в дома уже несколько в ином наряде – с пятиконечной звездой на макушке, которая являлась символом победы идей коммунизма.

В 1935 году при поддержке Постышева Павла в Доме Союзов был организован праздник для детей с участие Новогодней красавицы. С условием того, чтобы люди отказались называть дерево рождественским. А первое января получил статус выходного дня.

С тех пор ёлка больше не покидала дома своих почитателей и каждый год, вплоть до наших дней, является в гости ко взрослым и детям.

Сейчас в период новогодней ночи ведутся прямые трансляции с кремлёвской площади. А впервые здесь засверкали новогодние огоньки в 1954 году.

Чем украшали ёлку раньше?

Украшали ёлку практически всегда, и чего только не придумывали для этой цели. В честь Евы и Адама на ветви помещали яблоки – символ плодородия, яйца – символ жизни и гармонии и орехи, считающиеся символом непостижимости промысла Творца. Люди верили, что такие украшения смогут отвести злых духов, поэтому зелёные ветви принято было устанавливать поближе к дверям.

Сейчас прилавки магазинов поражают обилием выбора новогодних игрушек. Фетровые, стеклянные, пластмассовые, деревянные – на любой выбор и вкус. Но для детей самыми любимыми считаются съедобные.

Именно такими и были первые украшения в России. Их делали из обыкновенного теста и заворачивали в фольгу. Цвет её мог быть серебристый и золотистый. Не обходилось и без конфет.

Правда ёлка рисковала остаться без половины своего убранства, поэтому за детишками нужен был глаз да глаз.

Затем в страну стали завозить изделия из Германии – стеклянные расписные шары. При чём первые из них весили довольно много.

Широкое применение в народе получили картон и вата. А вместо известных теперь лампочек ставили просто свечи. Правда такое соседство открытого огня и ваты часто заканчивалось пожаром.

С новогодним дождиком тоже связана одна из легенд. У одной бедной женщины не было денег, зато было много детей. Она не знала чем ей украсить ёлку и на помощь пришли пауки. Пока семья спала, искусники обвили своей паутиной всё дерево, а боги посеребрили её.

И мать и дети проснувшись, были невероятно рады столь диковинному преображению. Этими сказками можно делиться с близкими людьми под мерцание разноцветных огоньков, ведь именно в такие моменты родители и дети становятся ближе, игрушки оживают и происходят чудеса.

Мало кто знает, что у известной всем ёлочки имелся свой предшественник – это пирамида, сделанная из дерева. Её обвешивали милыми украшениями и растениями. А подарочки и сладости можно было разложить по полочкам. Вероятно, что у каждого члена семьи она была своя.

И в Германии и в северной Европе пирамида считалась неизменным атрибутом праздника.

Но согласитесь, пушистая, сверкающая ель куда лучше.

Вполне вероятно, что взрослые любят ёлку не только за её эстетическое оформление, но и за свои детские воспоминания и за возможность хотя бы на период новогодних праздников вновь ощутить себя беззаботным ребёнком.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ???? – палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен-канал «История» (https://zen.yandex.ru/history_world) и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Ссылка на основную публикацию