Один из моих участков. Весна 18-го

На выполнение заданий части 1 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть 1 включает в себя 3 задания.

Ответы на задания запиши в работе на отведённых для этого строчках. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.

  • Задание 1.
  • Запиши текст под диктовку.
  • Глухарята

Август — самое лучшее время года на Урале. В это время природа отдыхает от жаркого лета. Сочные травы уже отцвели, на берёзках начинают желтеть листочки.

  • Это первые вестники близкой осени. Воздух пропитан душистыми травами.

В такой день идёшь по узкой лесной тропинке среди великанов соснового бора, а рядом пёс Азор. Он выслеживает дичь.

Из кустов выбежала глухарка. Маленькие глухарята ещё не умели летать, но они уже понимали опасность. Птенчики подбежали к кочке и спрятали головки в мягкий мох. Вот хитрецы! (80 слов)

(По Ф. Тарханееву)

Задание 2.

Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.

Один из моих участков. Весна 18-го

  1. Задание 3.
  2. Выпиши из текста 8-е предложение.
  3. 1) Подчеркни в нём главные члены.

Один из моих участков. Весна 18-го

2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Один из моих участков. Весна 18-го

Часть 2

На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть 2 включает в себя 12 заданий.

Ответы на задания запишй в работе на отведённых для этого строчках. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.

  • Задание 4.
  • Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
  • Баловаться, краны, понял, компьютер.

Один из моих участков. Весна 18-го

Задание 5.

В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки твёрдые. Выпиши это слово.

  1. Весной к старому скворечнику прилетел молодой скворец.
  2. В правильном ответе должно быть выписано слово:
  3. Молодой

Прочитай текст и выполни задания 6-14. Запиши ответы на отведённых для этого строчках.

(1) Построил я себе в тайге чум. (2) Стал я заз мечать, что кто-то в нём оставляет кедровые орешки. (3) Я никак не мог догадаться, кто же в моём чума орешки ест. (4) Даже страшно стало.

  • (5) Но вот раз подул холодный ветер, нагнал тучи, и днём стало совсем темно. (6) Залез я поскорее в чум, а место моё уже занято. (7) В тёмном углу сидит маленький бурундук. (8) У бурундука за каждой щекой пор мешочку с орехами. (9) Толстые щёки, глаза щёлочк» ми. (10) Смотрит он на меня, боится орешки на землм выплюнуть: думает, что я их украду. (11) Терпел бурундук, терпел, да и выплюнул все орешки. (12) И сразу щёки у него похудели.

(13) Я насчитал на земле семнадцать орешков. (14) Бурундук сначала боялся, а потом увидел, что я спокойно сижу, и стал рассовывать орешки по щелям и под брёвнышки.

(15) Когда бурундук убежал, посмотрел я — всюду орешки напиханы, крупные, желтые. (16) Видно, бурундук в моём чуме устроил кладовую. (17) Какой хитрый этот бурундук! (18) В лесу сойки все орешки у него растащат.

(19) А бурундук знает, что в мой чум ни одна сойка-воровка не полезет, вот и притащил ко мне свои запасы.

(По Г. Снегирёву)

Задание 6.

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

  • Основная мысль текста:
  • Животные прячут свои запасы даже в жилище человека.
  • (Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке)
  • Задание 7.

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

Примерный план.

1. Орешки в чуме.

2. Гость.

3. Хитрый бурундук.

Задание 8.

Задай по тексту вопpoс, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

  1. Как в чуме появились орешки?
  2. Почему бурундук прятал орешки в чуме?
  3. (Могут быть заданы другие вопросы, относящиеся к содержанию текста)
  4. Задание 9.

Как ты понимаешь значение слова «кладовая» («кладовую») из 16-го предложения? Запиши своё объяснение.

  • Кладовая – это помещение для хранения запасов.
  • (Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова)
  • Задание 10.

Замени слово «чум» из 1-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.

  1. Чум -шалаш, палатка, жилище из оленьих шкур.
  2. (Могут быть подобраны другие синонимы)
  3. Задание 11.
  4. В 5-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:

Один из моих участков. Весна 18-го Один из моих участков. Весна 18-го

Задание 12.

Выпиши из 18-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

1)  формы имён существительных: (В) лесу, сойки, орешки;

2)  морфологические признаки одной из форм:

(В) лесу — м. р., 2-е скл., ед. ч., пр. п.;

сойки — ж. р., 1-е скл., мн. ч., вин. п.;

орешки — м. р., 2-е скл., мн. ч., вин. п.;

Задание 13.

Выпиши из 7-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

1)  формы имён прилагательных: (В) тёмном (углу), маленький (бурундук);

2)  морфологические признаки одной из форм:

(В) тёмном (углу) — ед. ч., м. р., пр. п.

маленький (бурундук) — ед. ч., м. р., им. п.

  • Задание 14.
  • Выпиши из 19-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
  • В правильном ответе должны быть выписаны следующие формы глаголов:
  • Знает, (не) полезет, притащил.
  • Задание 15.
  • Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение У страха глаза велики.
  • Выражение У страха глаза велики будет уместно в ситуации, когда сидишь дома один и боишься каждого шороха.
  • (Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного выражения)

Географический диктант 2021 года — вопросы и ответы

В этом 2021 году состоится шестой по счету географический диктант РГО. Данное событие будет проходить без исключения.

В случае ухудшения обстоятельств, связанных с эпидемией короновируса, площадки проведения диктанта будут проходить в режиме онлайн дистанционно.

Кроме того, все желающие проверить свои знания, могут свободно принять участие удалённо до 29 ноября на портале dictant.rgo.ru (dic.rgo.ru).

Один из моих участков. Весна 18-го

Что необходимо знать участнику мероприятия?

Начало географического диктанта запланировано на 12:00 нас всех площадках, в том числе онлайн. Предварительная регистрация участников проходила по месту ближайшей площадки.

Для того, чтобы пойти регистрацию, необходимо было перейти на официальный сайт диктанта, с разделе «География диктанта» выбрать нужную площадку.

Перейдя по ссылке на подходящую площадку есть возможность ознакомиться с условиями участия, контактными данными организаторов проекта, а также порядком и вариантами прохождения регистрации. Также можно там получить информацию о количестве мест и доступа для лиц с ограниченными возможностями.

При личном посещении площадки:

Будущие участники диктанта определились с выбором удобной для посещения площадки и явились на место проведения своевременно 29 ноября к 12:00. При себе у каждого участника документ, удостоверяющий личность. После завершения диктанта каждый участник имеет право получить от организаторов свидетельство об участии, которое выдаётся сразу на месте. Публикация результатов начнется с 6 декабря.

Для получения информации о своём результате, необходимо перейти на официальный сайт мероприятия и:

  1. Ввести тринадцати-значный код;
  2. Отсканировать qr-код на второй частибанка.

При участии в диктанте дистанционно:

Аналогично у участника есть выбор любой зарегистрированной площадки из предложенного списка. Основным требованием площадки должно быть поддержание дистанционного формата проведения акции и наличие предварительной регистрации участника.

Следует отметить, что диктант будет проходить по местному времени выбранной площадки.  Как правило участник проекта получает от организаторов персональную ссылку, которая действительна с 12:00 до 13:00 по местному времени.

В данной ссылке

  • Личная анкета;
  • Видеозапись ведущего проекта с приветственной речью;
  • Правила участия;
  • Мини виртуальная викторина;
  • Видео-презентация диктанта, заданий к нему с озвучиванием известными актёрами, дикторами и известными телеведущими;
  • Бланк для ответов;
  • Индивидуальный номер каждого участника, при помощи которого можно будет быстро и легко найти результаты написания диктанта.

По мере прохождения сегодня, мы будем писать ответы на все вопросы. Ключевое — это лишь наши ответы! Оставайтесь с нами

Вопрос 1. Выберите, с какими странами граничит Псковская область. Часть границы с одной из этих стран проходит по акватории Псковско-Чудского водоёма, где в 2021 году в честь 800-летия со дня рождения Александра Невского был открыт мемориальный комплекс «Князь Александр Невский с дружиной».

  • Украина, Норвегия, Эстония
  • Белоруссия, Латвия, Эстония
  • Латвия, Литва, Дания
  • Испания, Литва, Финляндия
Читайте также:  Ствол и ветки у сливы чернеют. Как спасти дерево?

Один из моих участков. Весна 18-го

Белоруссия, Латвия, Эстония

Вопрос 2. Эта река не самый длинный, но, без сомнения, самый важный приток Амура. Именно она отделяет Северо-Восточный Китай от российского Приморья. Выберите ее из списка. Bacchiocchi Daniele

Один из моих участков. Весна 18-го

Вопрос 3. Юрий Гагарин рассказывал так о месте, которое он увидел, приземляясь 12 апреля 1961 года после первого в мире космического полёта: «Внизу блеснула лента Волги.

Я сразу узнал великую русскую реку и берега, над которыми меня учил летать Дмитрий Павлович Мартьянов.

Все было хорошо знакомо: и широкие окрестности, и весенние поля, и рощи, и дороги, и [город], дома которого, как кубики, громоздились вдали…» Выберите место приземления из списка.
Володин Виталий

Один из моих участков. Весна 18-го

  • Около Байконура
  • Около Владивостока
  • Около сел Узморье и Смеловка Саратовской области
  • Около Архангельска

Около сел Узморье и Смеловка Саратовской области

Вопрос 4. Художник Алексей Саврасов создавал натурные этюды к картине «Грачи прилетели» во время поездки в находящееся примерно в 60 километрах от берега Волги село Молвитино.

С 1939 года оно носит название Сусанино, отчасти потому, что, видимо, именно тут Сусанин и встретил польский отряд, рыскавший в поисках новоизбранного русского государя.

К какому субъекту Российской Федерации это село относится сегодня?

Один из моих участков. Весна 18-го

  • Краснодарский край
  • Республика Тыва
  • Мурманская область
  • Костромская область

Вопрос 5. В мае 2021 года в Грозном уже в четвёртый раз прошёл гастрономический фестиваль. Повара из разных регионов России соревновались в приготовлении блюда, которое готовят по всему миру. На Руси похожее кушанье носило название «верчёное».
О каком блюде идёт речь?

Один из моих участков. Весна 18-го

  • Шашлык
  • Окрошка
  • Манты
  • Холодец

35 красивых цитат про весну, пробуждающих радость в душе

Один из моих участков. Весна 18-гоПолезные советы

Весна – это время надежды и оптимизма, возрождения, обновления и роста.

Какой бы долгой, холодной и мрачной ни была зима, приятно помнить о том, что придет весна.

А что лучше всего подходит для начала нового? Цитаты.

С помощью весенних цитат можно найти желание начать все заново, почувствовать себя обновленным, снова измениться.

Вот 30 красивых цитат о весне, которые напоминают о том, что светлые дни не за горами.

Короткие цитаты о весне

  1. Природа не спешит, но все успевает. | Лао-цзы

  2. Цветок распускается от собственной радости. | Оскар Уайльд

  3. Весна – время планов и предположений. | Лев Толстой

  4. Трудно превзойти такие старомодные вещи, как свежий воздух и солнечный свет. | Лора Ингаллс Уайлдер

  5. Посадить сад – значит поверить в завтрашний день. | Одри Хепберн

  6. Где расцветают цветы, там расцветает и надежда.

  7. Земля смеется в цветах. | Ральф Уолдо Эмерсон

  8. В этом мире есть одна хорошая вещь… Всегда будет еще одна весна. | Л.М. Монтгомери

  9. Ни одна зима не длится вечно; ни одна весна не пропускает свой черед. | Хэл Борланд

  10. Можно ли описать словами аромат самого дыхания весны? | Нельтье Бланшан

  11. Вы можете срезать все цветы, но вы не сможете удержать весну от прихода. | Пабло Неруда

  12. У меня всегда, всегда должны быть цветы. | Клод Моне

  13. И в конце дня, ваши ноги должны быть грязными, волосы небрежными, а глаза блестящими.

  14. Я создан для солнечных дней.

  15. Давайте танцевать под солнцем, украсив волосы полевыми цветами.

  16. Без дождя нет цветов.

  17. Солнце – лучшее лекарство.

  18. Прости меня за то, что я сказал, когда была зима.

  19. Я чувствую весну.

  20. Несмотря на прогноз, живите так, как будто сейчас весна.

  21. Весна. Прекрасное напоминание о том, как прекрасны могут быть перемены.

  22. Весной расцветают сердца. | Эльчин Сафарли

  23. Цветы всегда есть для тех, кто хочет их увидеть.

  24. Весна придет, и счастье тоже. Держитесь. Жизнь станет… теплее.

  25. Однажды посреди, казалось бы, бесконечной зимы, я открыл в себе непобедимую весну.

  26. Неважно как долго длится зима, весна обязательно наступит.

  27. Весна! Это всего лишь пять букв, но так много в ней надежд, веры в лучшее, и счастья. | Анна Андреевна Ахматова

  28. Если бы не было зимы, весна не казалась бы нам такой прекрасной.

И родилась поэма

  • Не бирюзу, а камешки целую,
    Что устилают мой насущный путь,
    И этот путь я жизнью именую,
    И оборвется он когда-нибудь.
    С меня сережки снимут золотые,
    Передадут их внучке дорогой,
    Останутся мне камешки простые
    При вечном сне
  • под самою рукой…

Когда ничтожный камешек подножья
Я подношу к пылающим губам,
То проникаю всей
 душевной дрожью
К моей земле с морщинистою кожей,
К остроугольным каменным хребтам.
Мой Дагестан
С курчавыми садами,
С беспечными, как овцы,
 родниками,
С вершиной белой,
 как овечий сыр.
Мой Дагестан,
Где долгими веками
Слагался из камней
 бессмертный мир.
Нет, не умру!
Поскольку смерть-старуха
Не в силах вырвать Вольный голос мой
Из векового каменного уха,
Где проживает девственное эхо
И голосом играет,
 как серьгой,
Украшенной колоколами жизни.
 

Я никогда не могу писать о событиях или людях, если с любовью или болью не пропускаю их через свое сердце. Я должна пережить все вместе со своими героями, жить с ними несколько лет, обдумывать и оценивать их поступки, искать их причины и следствия.

Эту мою новую книгу я посвящаю людям, с которыми много лет дружу. Это книга о героях Великой Отечественной войны. Весь советский народ проявлял чудеса героизма и на фронте, и в тылу. На защиту Родины от немецких захватчиков поднялись все.

Дети тогда стали взрослыми, а старики сильными.

У каждого в сердце слагалась своя песня о победе, мужество умножалось, и ни у одного советского человека не было сомнения в победе, потому что они защищали свою родную землю.

И тогда, казалось мне, еще маленькой девочке, что у каждого родника, травинки, камешка, речушки, дерева есть свои песни, что они за парящими орлами в хоре повторяют:
 
Я – горный орел, горделивая птица.

Дарованы мне эти сильные крылья,
Чтоб их величавая тень скользила
По неприступно крутому хребту.
И суть не в том, что на этих крыльях Я в небо взмываю легко и мощно.
Кого удивлю?
 Ведь и малая птаха
Дерзает ринуться в высоту.

Главное в том, что подобны знаменам
Широкие гордые эти крылья.
А гордость орлиная беспредельна –
Бесстрашие и зоркость таятся в ней.
Тому, кто взлетает навстречу солнцу,
Не мудрено
 повстречаться и с бурей.
Тогда становлюсь я грозней.
 

Мужество, проявленное во мгновенье, становится подвигом человеческого духа, оно освещает и озаряет века, остается в людской памяти навсегда, входит в кровь многих поколений, зовя и вдохновляя их на подвиги. Оно учит их, как оправдать свое появление на земле, как выполнить свой долг перед человечеством.

В нашем поколении, и многих будущих также, будет греметь ликование мужества, проявленное в войне 1812 года с Наполеоном, и совсем свежо живет в памяти нашей подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Моя новая книга о тех, кто, воюя в окопах под грохот пушек, находил в себе силы и вдохновение воспевать это мужество. Их было много, которые пошли воевать безусыми мальчишками, они стали военными корреспондентами, а потом великими поэтами, прозаиками.

Они воевали на двух фронтах, стреляли и писали, их слова были острее и точнее пули. Читая их стихи и повести, романы, рассказы, каждый становится моложе, будто и сам оказался в тех окопах. Я отвергаю пословицу «когда гремят пушки, музы молчат».

А в Великой Отечественной и «пушки гремели», и «музы не молчали».
Сегодня, к сожалению, наша молодежь не читает эти произведения, которые во время войны вдохновляли советских солдат на подвиги.

Потрясенная всеобщим героизмом народа, защищавшего свое Отечество, я, маленькая горская девочка, воочию наблюдала проявление мужества.

Тема мужества стала главной темой моего творчества, герои войны стали моими героями. Мужество как высшее человеческое качество стало предметом моего восхищения.

Оно заставило звенеть струны моего сердца, высекая оттуда собственные слова – воспевающие это мужество.

Я побывала не только во всех городах-героях, но и в социалистических странах, народы которых тогда молились на советского солдата-освободителя.

Впервые букет цветов с Чародинских гор я положила на могилу Героя Советского Союза Ахмеда Абдулмаджидова на берегу Черного моря в порту Николаево. Ему я посвятила поэму «Восемнадцатая весна».

С большим вдохновением и рвением я готовилась к созданию образа простого горского парня, шагнувшего в вечность. Была в ауле Цуриб, встречалась с его матерью, с братьями, говорила о своих замыслах с комсомольским активом района.

Потом побывала в Николаево, где имя героя золотыми буквами написано на века. Там из меня хлынула, как полноводная река, задуманная годами поэма.

Солдат, Твой подвиг – нашей вере гимн,
Надежда всех на мир и на покой,
Ты для меня – Ахмед,
А для девчат  Других – ты Магомед и Алексей.
Но для страны,
Но для Отчизны всей
Одно есть имя у тебя –
Солдат.
 

«Восемнадцатая весна» и многие другие поэмы, посвященные войне, в эту книгу не входят. Это новая книга, которую я задумала к 65-летию Победы. Здесь преимущественно художественные очерки и мое отношение к стихам военных времен, рожденные восхищением мужеством советского солдата и простого народа, доказавших свою любовь и преданность родной земле.

Читайте также:  Как правильно ухаживать за лимоном Амальфитано?

Не будет?… Но было ведь, было, было – и это не позабыть никогда;  Здесь жгучий шрам на сердце планеты – шрам неизбывный тоски и стыда,
 Залечен инфаркт, но рубец остался,
и пусть он давно не кровоточит.
 Боль не забудется, боль не смолкнет – вечным колоколом звучит!
Десять раз я поклонилась окаменевшему солдату,перед которым горел болью и славой
Вечный огонь в Варшаве.

Шесть раз побывала в польском селе Грушко, где похоронены два брата дагестанца – Гамзат и Гаджияв Муртазаевы. Тогда и родилась поэма «Восхождение».

Что он означает – этот стук
  падающих яблок?
Он ночами бьет по сердцу моему,
Печалью
И тревогой полнит все вокруг.
Что он означает –
 этот стук?
Он, наверно, многое вмещает:
Крик падения,
 жалобы прощаний,
Стоны расставаний и разлук.
 

Бесконечное возложение цветов, щемящая боль и скорбь, гордость за советский народ повторялись много раз и в городах Чехословакии. Но струны моего сердца вновь начали звенеть, зовя высказать все, что кипело в крови, на высоте Славин. Здесь я увидела на могильном камне надпись: «Солидат Султанова, погибла 4 апреля 1945 года».

Погибла она у холма крутого,
Где были фашисты окружены,
В четвертый день голубого апреля,
На самом исходе войны.
 

Фантазия моя взмахнула крыльями, и я перенеслась в мыслях в горы. Да, это Солидат Султанова из наших гор, и родилась новая поэма «Баллада о юной горянке».

Побывала я и в музее маленького литовского села Пирчюпис. Эта трагедия навсегда осталась в наших сердцах страшной обугленной страницей. 3 июня 1944 года отступавшие гитлеровцы дотла сожгли это село вместе со всеми жителями.

Осталась в живых только одна женщина, которая утром рано отправилась за пределы района. Вернувшись в село, она, крича и рыдая, рылась в еще горячем пепле и нашла лишь три бирюзинки, которые ее дочка на шелковой резинке носила на шее.

Я плакала, и слезы мои падали на стекло, где под ним на обозрение всех посетителей лежали эти бирюзинки.

Три лазурных бусинки, ответьте:
Почему с таким
 упреком горьким
Прямо в душу вы взглянули мне?
Почему ты снишься мне ночами,
Дочь далеких северных прибрежий,
С волосами, легкими как пламя,
С ожиданьем
 в солнечных глазах?
Почему ты жжешь и мучишь,
Будто я и вправду
 виновата?
Будто я в ответе пред тобою
За твою оборванную жизнь,
За твои несбывшиеся грезы.
 

Я побывала в Украине. Посмотрела все места, овеянные славой, пахнущие мужеством, встретилась с участниками Великой Отечественной войны, читала им свои стихи…

Меня покорила Белоруссия. Более мужественной республики в Советском Союзе я не знаю. Там больше всего Героев Советского Союза. Среди них немало женщин. Каждый камень, каждая травинка, каждая крупинка чернозема здесь пахли мужеством и стойкостью. Рассказывали, что немцы варварски вырубали леса и вагонами увозили в Германию не только деревья, но и белорусский чернозем.

Здесь я посетила кладбище деревень: могильный камень – мраморный сундучок, наполненный землею сожженных деревень, с надписью: «Здесь покоится деревня Хатынь». И так – название каждой деревни. И на краю этого кладбища одиноко скорбят три березы. Это означает, что каждый четвертый белорус погиб, защищая свою Родину от немецких захватчиков.

Побывала я в превращенной в музей трагедии деревне Хатынь. Увидев воочию все эти ужасы и надышавшись воздухом мужества, я переполнилась скорбью и гордостью: что со мною происходило — передать трудно, и из меня, как брызги из фонтана, выплескивались строка за строкой, и родилась поэма «Хатынь».

Позабыть это кладбище
Душам живым невозможно!
Никогда, Никогда
Не должна повториться беда!
Это в сердце впишите
И мир берегите надежно!
Сыновья в тишине говорят:
«Сбережем!».
Я не слышу тех слов.
Но ответ этот гордо приемлю,
Сыновья, как побеги
От крепких и верных стволов,
А стволы-корневища
Уходят в родимую землю.
 

Была я и в Новосибирске. Мы все знаем, каким запасным тылом оказался во время войны этот город. Но больше всего меня поразили фотографии мальчишек 10-12 лет, которые работали на сталелитейном заводе. Они делали оружие. К ним обращались по имени и отчеству. Рядом с заводами сохранились дощечки, на которых написано: «Стоянка для самокатов».

Дети, подростки по военной дисциплине на работу добирались на самокатах. Были мы и в Новосибирском оперном театре, который строили в то время, когда под Сталинградом решали судьбу страны. В 1942 году вышло постановление Совета Министров СССР о строительстве этого театра.

Какая же должна быть железная сила духа, несокрушимая уверенность советского народа в победе, чтобы начать строить театр, когда враг дошел до Сталинграда! Непоколебимый дух нашего народа и такая титаническая сила остаются сверкать и сиять веками, вдохновляя новые и новые поколения на подвиги. Строили театр всем городом.

После тяжелой многочасовой работы на заводах и фабриках сибиряки шли на строительство театра. Планировали закончить строительство ко дню победы. Одновременно занимались комплектованием труппы. Решено было ставить оперу Глинки «Иван Сусанин». Премьера оперы состоялась 12 мая 1945 года.

Рассказывали, что и малая часть желающих в этом огромном зале не помещалась. На улице вокруг тетра стояли толпы людей, окна тетра были открыты. Когда хор начал исполнять:

  1. «Славься, славься,
     ты, Русь моя,
    Славься, ты,
     русская наша земля.
    Да будет во веки
     веков сильна
    Любимая наша
  2. родная страна»,

весь зал встал и пел вместе с хором. А овации длились больше времени, чем шла вся опера. Это были аплодисменты мужеству и стойкости всего народа.

Кончилась Великая Отечественная война, жизнь в стране налаживалась, она встала на мирные рельсы. Но нашему народу пришлось пережить и локальные войны: в Афганистане, Чечне…

Вечное восхищение мужеством потянуло меня в Афганистан выступать перед нашими воинами. До поездки туда я уже выплакала себя со многими матерями, кому привезли цинковые гробы с телами сыновей. Я обнимала горем убитых матерей, но слов утешения не находила.

Меня очень многие отговаривали тогда ехать в Афганистан: «Там очень опасно, могут убить!», – твердили они. «Если там погибают наши, совершая подвиги, что, я не могу хотя бы рисковать жизнью!» – отвечала я. В Кабуле я не отсиживалась в гостинице, мой день был расписан по часам.

Я летала на вертолетах из одной части в другую, где встречалась с дагестанцами.

Как они радовались этим встречам, как горели их глаза! Во время одной такой встречи на сцену вышел парень из Хасавюрта (я плачу и сейчас, когда пишу эти строки), он обнял меня и сказал: «У нас такое чувство сегодня, будто встретились с родной матерью.

Вы привезли нам аромат наших гор, нежный ветер весенних полян, чистоту горных ручьев и отчаянную самоотверженность водопадов, которые головой вперед прыгают в ущелье, чтобы реки стали полноводными. Спасибо вам, дорогая наша Фазу, что вы проявили такое мужество и, рискуя жизнью, приехали к нам.

Передайте всем дагестанцам, что мы их не подведем, задание Родины мы выполним с честью». И самое трогательное было, когда на сцену вышли трое ребят и набросили на мои плечи красный платок. «Это подарок от всех дагестанцев», – сказали они. Я навзрыд плакала: «Они, наверное, купили этот платок матери или невесте», – думала я. Но этот платок я не смогла носить, я храню его для музея, и к нему прикреплена моя записка с такой просьбой.

Самое обидное было для меня, что мои путевые заметки с именами наших ребят, которых я встретила в Афганистане, не опубликовали, сказали, что эти очерки запретила ростовская цензура.

В результате этих поездок родились две поэмы «Комиссар» и «Шиповник» и 16 стихотворений, которые были изданы не только обычными издательствами в Москве, но и Политиздатом.
 
Смолоду в горах меня учили:
Слово драгоценно, как зерно.
А когда зерно бывает в силе, Прорастает колосом оно.

Чтобы речь моя была такова, Камешки катала я во рту,
 Прежде чем сказать решалась слово –
Всем спасибо за науку ту!
Каждою строкой исповедальной
Я пред этой мудростью в долгу;
Слово до прозрачности кристальной
Я теперь обтачивать могу.
 

Побывали мы всем составом президиума Союза женщин Республики Дагестан и в воюющей Чечне. Где бы я ни побывала, я дышала мужеством нашего народа.

Их патриотизм, их несокрушимая вера влились в мою кровь – так рождались поэма за поэмой, и к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне вышла моя книга «Вечный огонь». А сейчас новую свою книгу я посвящаю 65-летию Победы.

Посвящаю всему советскому народу, совершившему этот подвиг и сумевшему поднять флаг Победы над рейхстагом, доказав, что захватчикам и чужеземцам нет места на нашей земле, что, когда нужно, мы можем собраться в единый могучий кулак и дать отпор.

Моя новая книга «И пушки гремели, и музы не молчали» преимущественно состоит из очерков и анализа военных стихов. Эти стихи, ставшие и песнями, воевали, как легендарные «катюши».

Конечно, и сегодня они зовут нас к единению, миру и согласию и сегодня учат любить и ценить Родину, не забывать тех, кто отдал жизни за Великую Победу.

Во мне тема мужества нашего народа бурлит и кипит и по сей день. У меня столько замыслов, желаний написать новые и новые произведения об этом. О, Аллах, дай же всякому поэту, жаждущему жить и творить, столько дней, пока он сам не скажет: «Я исчерпан полностью».

А пока радуюсь, что я жизнь свою не крошила, как залежалый хлеб, которым кормят жирных голубей, ищущих легкую добычу, питаясь с рук других.
 
Я знаю, даже туче
Совсем не все равно,
На что свой век летучий
Потратить суждено.
В долине плодоносной,
В пустыне ли скупой, Не безразлично туче,
Где путь закончить свой.

Читайте также:  Описание сорта винограда байконур: особенности растения, как правильно ухаживать и размножать

Она, расставшись с небом,
Продленья жизни ждет
И верит: станет хлебом,
Травою прорастет.

Сочинения на тему «Весна»

Школьные сочинения на тему «Весна» / «Наступила весна». Приведенные ниже тексты служат лишь в качестве примера.

  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 – 8 класс

«Весна пришла»

Вот она и пришла, долгожданная весна. Наконец-то после долгой зимы весело зажурчали весенние ручьи, в лесу запели птицы, лужи во дворе моего дома разлились в одно большое море. Солнечные лучи стали заметно теплее и установилась по-настоящему весенняя погода. Сидеть дома в такие деньки совсем не хочется, ведь на улице так прекрасно!

Весной очень интересно гулять в лесу или парке, наблюдать, как с каждым днем деревья всё сильнее окутываются зелёной дымкой. Буквально с каждым днем ощущается, как зима сдает свои позиции, снег постепенно уходит. Его становится все меньше и меньше. Вот скоро царство Снежной королевы совсем исчезнет.

А видели ли вы какое небо весной! Оно необычайно красиво. Голубое, прямо пропитанное солнцем… День становится всё длиннее, и от этого чувствуешь радость на душе. Приходит не только новое время года, но и вокруг появляется новая жизнь. Очень красиво. Я люблю весну!

Весна – замечательное время года! С приходом весны все вокруг преображается. Каждый день наполнен переменами, которые происходят на наших глазах. Первые признаки весны – солнце начинает греть сильнее, воздух становится теплее, дни длиннее, а ночи короче. Взрослые и дети чаще и больше времени стараются проводить на улице.

Сочинения на тему «Весна» / 4 класс

Пришла весна. Не будет больше низко нависших туч и снегопадов. На чистом голубом небе сияет яркое солнышко. Дни стали заметно длиннее. По утрам еще стоит небольшой мороз, но чем выше поднимается солнце, тем становится теплее и быстрее тает снег. Днем весеннее солнце греет все сильнее, всюду текут ручьи.

Весна пришла и все кругом ожило. Солнечные лучи пробиваются сквозь тучи, прогоняя холод. Снег сходит с пригорков веселыми ручейками. Отовсюду слышится их журчание. Весна пришла и принесла новую жизнь. Зима пытается еще удержаться на своем троне, однако с каждым днем силы ее тают, она не может противостоять весне.

Ранней весенней порой хорошо прогуляться по просыпающемуся лесу. После долгой, суровой, холодной зимы радуют первые признаки начинающейся весны. Там, где ясное солнце не прогрело землю, еще лежит серый снег. Появляются первые проталины. Скоро они сольются вместе, сойдет лед с рек. В чистом воздухе чувствуется пробуждение природы.

Вот и пришла весна. Это такое замечательное время года! Все вокруг меняется. Небо делается голубее. Солнышко светит ярче , снег тает, появляются лужи, а с крыш нависают сосульки. Воздух стал прозрачнее и свежее. Птицы стали суетливее и очень шумными.

Сочинения на тему «Весна» / 3 класс

Мне очень нравится весна. Лед тает. Зима ходит. Прилетают птички из далёких стран. Становится теплей, выглядывает солнышко. Оно еще не греет. Появляются разные цветочки. Мне нравятся цветы, а особенно ландыши.

Сочинения на тему «Весна» / 2 класс

Наступила весна. Солнце теплее стало. Птицы прилетают. Погода хорошая. Ветер ещё холодный. Небо чистое. Снега больше нет. На деревьях появились почки. Цветы расцветают. Бабочки летают. Настроение отличное. 

Сочинения на тему «Весна» / 2 класс

Весной на деревьях появляются зеленые листочки. Сквозь землю пробивается свежая трава. Расцветают первые весенние цветы. Прилетают из теплых краев птицы. Они садятся на ветви и поют. Птицы радуются теплу и солнышку.

Сочинения на тему «Весна» / 2 класс

Пришла весна. Греет солнышко. Снег уже почти весь растаял. Птицы весело щебечут на ветках. Они радуются весне. Сквозь мокрую землю пробивается весенняя трава. На деревьях набухли почки. Скоро они превратятся в зеленые листочки.

Сочинения на тему «Весна» / 2 класс

Наступила весна. Все ожило после длительной зимы. Прилетели птички из теплых краев. Теперь каждое утро мы просыпаемся под их веселые трели. Зацвели деревья. Их осели радостные пчелы и шмели. Они жужжат и трудятся.

Весна пришла и все кругом ожило. Солнечные лучи пробиваются сквозь тучи, прогоняя холод. Снег сходит с пригорков веселыми ручейками. Отовсюду слышится их журчание. Весна пришла и принесла новую жизнь.

Сочинения на тему «Весна» / 3 класс

Весна – это пора пробуждения природы. После глубокого зимнего сна под снежным покровом оттаивает замерзшая земля. Согревшись под теплыми лучами солнца, оживают деревья. Из-под снега проглядывают первые цветы весны – белые подснежники.

Весной природа цветет. Ярко-зеленая травка покрывает землю, словно шелковый ковер. На этом ковре разбросаны яркие шарики. Это одуванчики! Они желтые и пушистые словно маленькие цыплята.

Сочинения на тему «Весна» / 3 класс

Вот и пришла, наконец-то, долгожданная весна. Как же приятно слушать журчание ручейков и веселое щебетание пташек! Лучи солнца стали гораздо ласковее и теплее. В такое время совсем не хочется быть дома, тянет на улицу, в парк, поближе к природе.

Сочинения на тему «Весна» / 4 класс

Пришла весна. Пригрело солнышко и растопило снег. Зацвели белые подснежники и синие пролески. На ветках деревьев набухли почки. Скоро появятся первые листочки, а под деревьями вырастет трава. Весной становится тепло. Мне нравится гулять на улице и дышать свежим воздухом.

Сочинения на тему «Весна» / 3 класс

Пришла волшебная весна и принесла с собой тепло. Зима была серой и унылой. Всюду было темно, мокро, холодно. Весна-красавица же нарядила деревья в зелень. Теперь природа выглядит по-новому. Зацвели деревья, зазеленели травы, прилетели птички. Природа ожила. Дни стали более длинными, светлыми и теплыми.

Сочинения на тему «Весна» / 4 класс

Моё любимое время года – весна! Такое впечатление, что все оживает и приходит в движение: зашумели воробьи, капель капает, распускаются первые листочки, появляется травка. Дни становятся длиннее и светлее. Небо голубое и чистое, а солнце светит ярче.

Весна – это то время года, которого все ждут, устав от зимы. Весну часто называют долгожданной. Первые признаки весны, бывает, проявляются еще зимой, в феврале: чуть посильнее посветит солнышко — и начинают таять сосульки, звенит веселая капель, напоминая о приближении весны.

После долгой зимы, в наш город наконец пришла долгожданная весна. Снег растаял, и только местами на асфальте блестели лужи талой воды. На тонких, потрепанных зимними морозами ветках, расселись синицы, оглашая округу своими звонкими голосами, весну приветствуя.

Наступила весна. Сквозь низко нависшие тучи стало проглядывать голубое чистое небо. Таким прозрачно-синим оно может быть только весной. По земле побежали звонкие ручейки. Сначала их было мало, но с каждым днем они все чаще и чаще прорезали лед своими струйками.

Весна – обновление природы. Для большинства людей, весна – это любимое время года. Весна ассоциируется со свежестью, обновлением, пробуждением и любовью. Когда тает снег, появляются первые подснежники, первые почки на деревьях, кажется что весь мир вокруг молодеет.

Сочинения на тему «Весна» / 5 класс

С земли еще не сошел снег, а в душу просится весна. На ясном небе сияет ослепительное солнце. Сосульки на домах начали хныкать, плакать: они не хотят покидать свои уютные места. Зажурчали веселые ручейки. Они серебрятся от солнечных лучей.

Сочинения на тему «Весна» / 6 класс

Больше других времен года я люблю весну. И это неудивительно. Весна дарит мне чувство радости, грядущих перемен, особое весеннее настроение. Первые лучи весеннего солнца говорят, что прошла долгая и трудная зима, не будет больше трескучих морозов, метелей и снежных заносов, настало новое удивительное и радостное время.

Сочинения на тему «Весна» / 7-8 класс

Когда приходит весна, то душа начинает петь совершенно по-другому. Приятное тепло разливается по всему телу. Тебе хочется петь и танцевать.

Солнце начинает светить всё ярче, старясь быстрее пробудить заспавшийся мир. Мир начинает играть в других красках. Даже воздух начинает пахнуть по-другому. Вместе с теплом весны приходит неизмеримое ощущение радости.

Чувство беззаботности и чего-то абсолютно нового перехватывают дыхание.

Сочинения на тему «Весна» / 7-8 класс

Нет ничего прекраснее весеннего леса. Он светлый и радостный. Весной лесные деревья и кусты надевают новый наряд. Свежая зеленая листва снова шелестит на ветвях. Земля под деревьями покрывается травкой и мягким мхом.

Все в лесу обновляется весной. Белые березки, например, украшаются пахучими «сережками». Даже вечнозеленые сосны и ели в мрачном бору не остаются в стороне от весны. Они меняют свою темную хвою на новую, светлую и нежную.

Весна – моё самое любимое время года. Это время, когда всё вокруг расцветает, солнце начинает сильнее греть землю, погода становится теплее, и с юга прилетают перелётные птицы. Когда приходит долгожданная весна, природа оживляется.

Сочинения на тему «Весна» / 4 класс

Ссылка на основную публикацию