Огурец “Приятель”. Будем ли мы с тобой дружить?

  • ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска
  • Методическая разработка
  • Открытого внеклассного мероприятия
  • «Умеем ли мы дружить?»
  • Разработал:

классный руководитель 7 класса Дермелева С. А.

  1. учитель русского языка и литературы
  2. КУРСК 2018 г.
  3. Пояснение:

Мой класс с характером. Не всегда ребята хотят и могут взаимодействовать друг с другом. Поэтому моя цель заключается в том, чтобы им помочь.

В наш класс пришли три новеньких ученика. И проблема сплочения вновь стала актуальна.

Как известно, отношения в коллективе влияют практически на все стороны: общение, поведение, учебная деятельность. Затруднения в общении с одноклассниками могут стать одной из причин низкой успеваемости, отсутствия инициативы на уроке, невыполнения домашних заданий.

Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала.

Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.

  • При разработке данного классного часа были поставлены следующие цели и задачи:
  • Цель:
  • сформировать у школьников понятия «дружба», «настоящий друг», «дружеские отношения»; ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека.
  • Задачи:
  • – Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.
  • – Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
  • – Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу потребность в самовыражении, умение ценить дружбу, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.
  • Оборудование: презентация, видеоролики.
  • Форма проведения: классный час.
  • Ход классного часа
  1. Постановка проблемы «Что такое дружба?» (просмотр ролика о дружбе и предательстве

Добрый день. Ребята, в начале нашего классного часа послушайте стихотворение и попробуйте определить, о чём сейчас пойдёт речь.

  1. Слово это серьёзное,
  2. Главное, важное.
  3. То, что значит оно,
  4. Очень нужно для каждого.
  5. В нём отношения, основанные на доверии,
  6. На тепле и радости,
  7. На заботе и привязанности,
  8. На верности и преданности.
  9. В нём стремление
  10. Другому быть нужным.

Что это такое? Конечно, дружба!

А тема нашего занятия – «Умеешь ли ты дружить?»

Что такое настоящая дружба? Как она проявляется? Кого человек вправе назвать другом? Мы попробуем ответить на эти вопросы по ходу занятия. И для начала мы посмотрим ролик о дружбе.

Просмотр ролика о дружбе и предательстве

  1. Актуализация знаний. Определение понятия «Дружба».

Я сказала, что это ролик о дружбе. Как вы думаете, где настоящая дружба? Давайте с вами познакомимся с понятием «Дружба». Существует много определений.

В словаре В. Даля. «Дружба — это бескорыстная стойкая приязнь»

В словаре С. И. Ожегова: Дружба — это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»

Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе во всем. Но не все это умеют, не у всех получается. Некоторые люди просто не умеют дружить. Действительно такая проблема существует, она актуальна и для ребят вашего возраста. Сейчас мы поговорим, как должен поступать настоящий друг?

  1. Анализ ситуации. Работа консультантов (работа в группах)

Я предлагаю вам побыть консультантами. Сейчас вы разделитесь на две группы и получите задание. Вам необходимо проанализировать ситуацию – была ли эта дружба настоящей? – и дать совет.

1ситуация. Наташа сказала: “Костя, я не выучила басню Крылова “Стрекоза и муравей” Скажи учительнице, что и ты не выучил”. Я опешил и не успел сказать свое мнение, потому что прозвенел звонок и меня первым вызвали к доске. Пришлось мне с выражением прочитать басню и получить пятерку. Наташа сказала: “Как тебе не стыдно! – и отвернулась к окну”.

Итак, ваше мнение. Можно ли обижаться в данном случае на Костю? Наташа посчитала поступок друга предательством. Так ли это?

Закон: Никогда не диктуй свои требования.

2ситуация. Твоя подруга получила приз на конкурсе читателей. Ты отлично знаешь, что надо подойти к ней и сердечно поздравить. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сама рассчитывала получить награду и не можешь пережить успех подруги. Можно ли это назвать настоящей дружбой?

Итог: Если ты настоящая подруга, в твоем сердце не должно быть зависти. Хотите иметь друга, подругу – будьте и сами другом на равных, без оглядки. Воспринимайте радости и горести подруги, друга как собственные и помогите ему стать счастливее.

Закон: Не завидуй!

  1. Соотнесение понятий «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый»

А вот иногда можно услышать такую фразу: «У меня полно друзей». Так

ли это на самом деле? Не происходит ли здесь путаница в таких понятиях, как знакомый, приятель, товарищ, друг? Чтобы ответить на этот вопрос, я прошу вас выполнить следующее задание. Соотнесите понятия в таблице, определитесь в значениях приведённых синонимов.

Соотнесите понятия:

Человек, с которым мы просто здороваемся на улице, во дворе… товарищ
Человек, с которым время от времени обсуждаем какие-то события… знакомый
Человек (одноклассник), с которым за 8 лет съеден пуд соли… друг
Человек, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали… приятель

(Ответы детей)

Мы связаны по жизни со многими людьми: с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, секции. И если у вас общие интересы, симпатия, то можно этих ребят назвать товарищами. Дружба же – это высшая степень товарищества.

  1. «Мой друг – это…» (просмотр ролика, ответы детей)

Давайте посмотрим еще один ролик. А по вашему кто для вас настоящий друг (ответы детей)

В друге мы ищем человека, наделённого такими качествами, которые нам самим близки, которые мы бы хотели в нём видеть.

  1. Игра «Доскажи поговорку о дружбе»

Я предлагаю вам поиграть, а заодно и вспомнить поговорки о дружбе.

  1. Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

  2. Друга иметь – себя не жалеть.

  3. Друг познается в беде.

  4. Друга на деньги не купишь.

  5. Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

  6. Старый друг лучше новых двух.

  7. Друга ищи, а найдешь – береги.

  8. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  9. Человек без друзей, что дерево без корней.

  10. В дружбе – правда.

  11. Вещь хороша, когда новая, а друг – когда старый.

  12. Вместе и беда легче переносится.

  13. Дружба – великая сила.

  1. Дружить непросто (индивидуальный опрос).

Ребята, знакомо ли вам выражение: «Легко быть с другом, когда он прав, труднее, когда неправ». Как же поступить в ситуации, когда твой друг неправ. Я предлагаю вам еще одно задание, предложите вариант разрешения.

(Ситуации зачитать, каждый тянет листки.)

  1. Твой друг что-то натворил, а наказали тебя.

(надо поговорить со своим другом и если он настоящий, то он сам во всем должен признаться)

  1. Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок.

(настоящую дружбу нельзя купить подарками)

  1. Друг прогуливает школу и предлагает вам делать вместе с ним то же самое.

(надо повлиять на друга, объяснить ему, что это плохо и чем это для него может закончиться)

  1. Если друг (подруга) предложит вам, человеку некурящему, закурить.

(друг не должен навязывать своих привычек)

  1. Твой друг не хочет, чтобы ты ещё с кем-то дружил.

(наверное, он боится потерять тебя)

Действительно, дружба-дело непростое. Нужно уметь дружить, быть хорошим другом – дело серьёзное. Я предлагаю вам проверить себя: а вы хороший друг? Выполним тест. (Звучит музыка)

  1. Тест «Хороший ли ты друг»

  • 1.При обращении к ребятам ты используешь в основном…
  • а) фамилию    (2)
  • б) кличку   (3)
  • в) имя (1)
  • 2. Если кого-то из ребят незаслуженно обвинил взрослый, ты…
  • а) молчишь  (2)   
  • б) заступаешься  (1)
  • в) радуешься чужому несчастью  (3)
  • 3. Если ты хотел идти гулять, а друг попросил помочь ему, ты…
  • а) идешь гулять (2)
  • б) помогаешь другу  (1)
  • в) говоришь, что занят  (3)
  • 4. Если у твоего друга плохое настроение, ты…
  • а) не обращаешь внимания на него   (3)
  • б) стараешься утешить его  (1)
  • в) хочешь отмстить его обидчику (2)
  • 5. Во время ссоры ты…
  • а) стараешься говорить по существу  (1)
  • б) обзываешься и обижаешь собеседника   (3)
  • в) прибегаешь к помощи окружающих для решения вопроса: кто прав, а кто виноват (2)
  •  6. Если друг не поздравил тебя с днем рождения, ты…
  • а) будешь напоминать ему об этом проступке постоянно   (2)
  • б) не поздравишь его в день рождения тоже   (3)
  • в) простишь его забывчивость. (1)
  • Количество баллов подсчитывается сложением чисел, указанных рядом с выбранными пунктами.

 Если ты набрал 6 – 9 баллов твои друзья могут сказать, что ты настоящий друг и на тебя можно положиться в любой ситуации. Ты заботливый, чуткий и внимательный товарищ.   

Если у тебя 10 – 14 баллов, то стоит немного присмотреться к себе, так как в трудной ситуации есть вероятность, что ты окажешься в одиночестве. Не следует чересчур замыкаться на себе. Нужно помнить о том, что доброе слово – половина счастья и к доброму другу дорога не бывает длинной.   

Если у тебя 15 – 18 баллов, то все зависит только от тебя, если ты хочешь измениться. Стоит научиться прощать и не забывать, что с другими нужно поступать так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой.

Я не буду спрашивать у вас, какие вы получили ответы на вопрос «Хороший ли ты друг?”, это личная информация, она необходима, прежде всего вам.

Как сделать так, чтобы у тебя было много друзей?  Для этого нужно знать правила дружбы и соблюдать их.

Читайте также:  Не ремеза ли это гнездо?

Законы настоящей дружбы:

1. Помогай другу в беде

2. Радуйся вместе с другом его успехам.

  1. 3. Не смейся над недостатками друга
  2. 4.Останови друга, если он делает что-то плохое
  3. 5. Не предавай своего друга
  4. 6. Никогда не обманывай друга
  5. 7. Умей принять помощь, совет друга, не обижайся на критику

8. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями и никогда не потеряете своего друга.

Я попрошу вас определиться, насколько полезным было для вас наше занятие, вы можете высказаться с помощью смайликов соответствующего цвета.

  • Зелёный-разговор был интересен и полезен.
  • Жёлтый – обязательно следует продолжить разговор на эту тему.
  • Красный-разговор был непродуктивным и неинтересным.

Обратите внимание на жёлтый цвет. Ели в ходе тестирования вы получили не тот результат, который бы вам хотелось, то, наверное, имеет смысл продолжить сегодняшний разговор в вашем классном коллективе.

  1. Заключение. Стихотворение «Никогда не меняйте друзей»

  • Ну, а закончить наше занятие я хочу четверостишием из стихотворения Елены Карабеля «Никогда не меняйте друзей».
  • Нужно дружбу беречь всегда.
  • Это чувство длиннее века.
  • Лучший друг не предаст никогда,
  • Просто преданней нет человека.

Я желаю вам обязательно встретить в своей жизни настоящего друга, который всегда будет рядом с вами. Который никогда не предаст, не отвернется от вас, который придет к вам на помощь в любое время. Который будет радоваться вместе с вами, и радоваться за вас, радоваться вашим победам. Я так же желаю вам стать хорошими друзьями.

Приложение 1.

1ситуация.

Наташа сказала: “Костя, я не выучила басню Крылова “Стрекоза и муравей” Скажи учительнице, что и ты не выучил”. Я опешил и не успел сказать свое мнение, потому что прозвенел звонок и меня первым вызвали к доске. Пришлось мне с выражением прочитать басню и получить пятерку. Наташа сказала: “Как тебе не стыдно! – и отвернулась к окну”.

Итак, ваше мнение. Можно ли обижаться в данном случае на Костю?

2ситуация. Твоя подруга получила приз на конкурсе читателей. Ты отлично знаешь, что надо подойти к ней и сердечно поздравить. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сама рассчитывала получить награду и не можешь пережить успех подруги.

Итак, ваше мнение. Можно ли это назвать настоящей дружбой?

Приложение 2.

  1. Твой друг что-то натворил, а наказали тебя.

  1. Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок.

  1. Друг прогуливает школу и предлагает вам делать вместе с ним то же самое.

  1. Если друг (подруга) предложит вам, человеку некурящему, закурить.

  1. Твой друг не хочет, чтобы ты ещё с кем-то дружил.

  1. Приложение 2.
  2. Тест «Хороший ли ты друг»
  3. 1.При обращении к ребятам ты используешь в основном…
  4. а) фамилию    (2)
  5. б) кличку   (3)
  6. в) имя (1)
  7. 2. Если кого-то из ребят незаслуженно обвинил взрослый, ты…
  8. а) молчишь  (2)   
  9. б) заступаешься  (1)
  10. в) радуешься чужому несчастью  (3)
  11. 3. Если ты хотел идти гулять, а друг попросил помочь ему, ты…
  12. а) идешь гулять (2)
  13. б) помогаешь другу  (1)
  14. в) говоришь, что занят  (3)
  15. 4. Если у твоего друга плохое настроение, ты…
  16. а) не обращаешь внимания на него   (3)
  17. б) стараешься утешить его  (1)
  18. в) хочешь отмстить его обидчику (2)
  19. 5. Во время ссоры ты…
  20. а) стараешься говорить по существу  (1)
  21. б) обзываешься и обижаешь собеседника   (3)
  22. в) прибегаешь к помощи окружающих для решения вопроса: кто прав, а кто виноват (2)
  23.  6. Если друг не поздравил тебя с днем рождения, ты…
  24. а) будешь напоминать ему об этом проступке постоянно   (2)
  25. б) не поздравишь его в день рождения тоже   (3)
  26. в) простишь его забывчивость. (1)

Чем отличается приятель от друга?

Приятели часто появляются в данное время в данном месте. Например, на работе. С ними ежедневно видишься, постоянно общаешься, вас сближают какие-то общие интересы. Расставшись по какой-то причине с таким человеком (уволившись, например), без особого сожаления теряешь с ним связь. Со временем становитесь совершенно чужими людьми.

С друзьями, наоборот, можно не видеться довольно подолгу, не созваниваться каждый день, но, в случае беды или большой радости, они всегда окажутся рядом. Поддержат в беде или искренне порадуются вместе с вами. И никогда не отвернутся.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Разница, наверное, в степени доверия. Приятелю даешь информацию о себе и том, что с тобой происходит выборочно.

С приятелями порой замечательно отдохнуть, сходить в клуб, кафе, но потом разошелся и можно еще не встречаться довольно долго. С друзьями же по-другому.

Им доверяешь свои переживания, делишься и ценишь их советы. Когда долго не общаешься с ними, очень скучаешь и звонишь, пишешь, просишь встретиться.

Дружба проверяется годами. Друг – тот человек, который примчится в трудную минуту, чтобы помочь и никогда не бросит в беде. Ему можно доверить любую тайну – не выдаст. Все остальные – просто приятели, с ними можно пообщаться, провести время. Но это не друзья.

Я сама постоянно задаюсь этим вопросом, особенно в последнее время он стал крайне актуален для меня, когда, в беседе с подругой я обронила “а то мой бывший друг” и получила в ответ “бывших друзей не бывает”. И тогда я задумалась, возразила, ну как же? Мы были друзьями с тем человеком, уж точно не просто знакомыми.

Человек был мне близок, я могла делиться с ним переживаниями и получать поддержку и прочее и прочее. На что подруга мне ответила так: “то был твой приятель”. С тех пор я постоянно задаюсь вопросом: как же понять, друг или приятель? в чем разница? Да еще иногда влезает понятие “знакомый” и вот совсем уже путаница начинается.

Короче, дайте-ка я пробну в этом разобраться, да.

1. Знакомый.

Какими качествами обладает этот человек? Про кого мы сразу скажем – “а, эт знакомый”?

Во-первых, это, скорее всего, человек, не несущий для нас какой-либо ценности, эмоциональной важности. Знакомые появляются повсеместно. Допустим, на какой то вечеринке вас представили кому-то, вы может даже обменялись профилями в соц сетях, но общаться не общаетесь. Этот человек обретает статус знакомого.

Соседей также можно отнести к разряду знакомых: мы с ними ежедневно видимся, здороваемся, но общаться – не общаемся. Значит, это наши знакомые.

Этот список пополняется всеми одноразовыми людьми из нашей жизни и всеми посторонними, людьми с которыми мы вынуждены общаться или видеться в силу каких то социальных факторов (однокурсники, коллеги из других департаментов и т.д. и т.п.)

Однако! Бывают и знакомые, с которыми мы РЕГУЛЯРНО общаемся, но дальше данного статуса они не переходят по каким то причинам. Примером могут служить, наверное, и коллеги (о, или например босс! руководство! начальство!). А еще дальние родственники, мм?

Короче. Разобрались? Идем дальше.

Это уже сложнее. Понятие, я бы сказала, промежуточное. Приятель нам уже не посторонний, он не чужд нам, даже напротив, мы порой поддерживаем общение. Приятеля от знакомого отличает прежде всего именно это, наличие общения, не вынужденного, а заинтересованного.

С приятелем мы делимся какими то бытовыми вещами, с приятелем мы можем даже иногда совместно проводить время, хотя чаще общение ограничивается сферой, которая нас объединяет. Например, одногруппники-коллеги-одноклассники. Среди таких всегда найдутся те, кто менее противен, чем остальные, и с которыми можно перекидываться шутками, пока пара-урок-работа не подошла к концу.

Но по истечение этого времени вы расходитесь каждый по своим местам-делам, и забываете благополучно друг про друга. Вот наверное так, не знаю.

Ну и наконец третья категория.

С другом общение не прекращается в зависимости от окружения и сферы общения. Друг он уместен всегда. Общение с другом не такое поверхностное, как с приятелем, напротив, оно глубокое и доверительное.

Друг (в отличие от приятеля) не исчезнет из вашей жизни при смене работы или места жительства. Друг к тому же еще и эмоционально привязан к вам, как и вы к нему.

Друг – это больше, чем просто бытовая болтовня или совместное времяпровождение, друг – это взаимоуважение, взаимоподдержка и любовь.

  • Часто можно услышать :
  • -У меня много друзей!
  • А потом оказывается, что имелись в виду хорошие знакомые,застольные приятели, спортсмены из команды, коллеги или однокурсники.
  • Друг – это тот, кого не надо просить о помощи, кто не просто посочувствует, а поможет.
  • Кто не только подбодрит,но и удержит от опрометчивого поступка.
  • Кто сможет даже врезать, если это тебе на пользу.
  • Кто не станет льстить и говорить приятное, а скажет правду и ты на него не обидишься.
  • “Друг-это не тот, с кем можно пойти в разведку, а тот, кто прикроет тебе спину даже в бане”
  • Недавно услышала фразу, что с приятелями и коллегами не говорят о религии, а с друзьями – запросто.
  • Не верится, что таких друзей может быть много.
Читайте также:  В порядке ли тургор листьев орхидеи?

Думаю, степенью доверия и способностью помочь в трудной ситуации. Ведь не к каждому приятелю можно обратиться за помощью или элементарно излить душу в трудный момент без боязни, что информация будет передана кому-то другому, пусть даже и не со зла. С некоторыми приятелями приходится держать хорошую мину при плохой игре, а друг на то и друг ,чтоб ничего не скрывать.

Приятель, это тот же самый товарищ, с которым ты имеешь только деловые дела, или учёбу например, а другом считается тот, с кем ты постоянно гуляешь, кто тебя поддерживает, ну и соответственно ты его, кому можешь многое рассказать и кто поможет в трудный момент)

Приятель – это тот, с кем легко и приятно общаться, время свободное проводить. Но не найти поддержки у приятеля, когда все отвернуться от тебя. А друг не отвернётся, а постарается помочь в трудную минуту.

Приятель это так, не серьезно. Друг же это ваше всё, ему можно доверять, ждать от него помощи, помогать ему, делиться важной для Вас информацией. Но друзьями сразу не становятся, приятель это как первый этап дружбы, если человек пройдет проверку, он может стать другом.

Приятель-это просто знакомый.С ним приятно видется,общение поверхностное.Их может быть достаточно много.Друг же -это намного больше.Их не бывает много,чаще 1-2.Отношения доверительные,можно делится всем.В друге ты уверен.

Дело в принятии человека и его качеств, а также меры ответственности друг перед другом.

Басня Лжец

Из дальних странствий возвратясь,Какой-то дворянин (а может быть, и князь),С приятелем своим пешком гуляя в поле,Расхвастался о том, где он бывал,И к былям небылиц без счёту прилагал.«Нет, – говорит, – что я видал,Того уж не увижу боле.

Что здесь у вас за край?То холодно, то очень жарко,То солнце спрячется, то светит слишком ярко.Вот там-то прямо рай!И вспомнишь, так душе отрада!Ни шуб, ни свеч совсем не надо:Не знаешь век, что есть ночная тень,И круглый божий год всё видишь майский день.

Никто там ни садит, ни сеет:А если б посмотрел, что там растёт и зреет!Вот в Риме, например, я видел огурец:Ах, мой творец!И по сию не вспомнюсь пору!

Поверишь ли ну, право, был он с гору».

«Что за диковина! – приятель отвечал, –На свете чудеса рассеяны повсюду;Да не везде их всякий примечал.Мы сами вот теперь подходим к чуду,Какого ты нигде, конечно, не встречал,И я в том спорить буду.

Вон, видишь ли через реку тот мост,Куда нам путь лежит? Он с виду хоть и прост,А свойство чудное имеет:Лжец ни один у нас по нём пройти не смеет;До половины не дойдёт –Провалится и в воду упадёт;Но кто не лжёт,

Ступай по нём, пожалуй, хоть в карете».

«А какова у вас река?»«Да не мелка.Так, видишь ли, мой друг, чего-то нет на свете!Хоть римский огурец велик, нет спору в том,Ведь с гору, кажется, ты так сказал о нём?»«Гора хоть не гора, но, право, будет с дом».

«Поверить трудно!Однако ж как ни чудно,А всё чуден и мост, по коем мы пойдём,Что он Лжеца никак не подымает;И нынешней ещё веснойС него обрушились (весь город это знает)Два журналиста да портной.Бесспорно, огурец и с дом величинойДиковинка, коль это справедливо.

Ну, не такое ещё диво;Ведь надо знать, как вещи есть:Не думай, что везде по-нашему хоромы;Что там за домы:В один двоим за нужду влезть,

И то ни стать, ни сесть!»

«Пусть так, но всё признаться должно,Что огурец не грех за диво счесть,В котором двум усесться можно.Однако ж мост-ат наш каков,Что Лгун не сделает на нём пяти шагов,Как тотчас в воду!Хоть римский твой и чуден огурец…»«Послушай-ка, – тут перервал мой Лжец, –

Чем на мост нам идти, поищем лучше броду». *

* По преданию, навеяна рассказом какого-то приезжего помещика за обедом в Английском клубе.

Сюжет о лжеце был чрезвычайно популярен в фацециях, жартах, подписях к лубочным картинкам. Использовался он и русскими писателями («Хвастун» А. Сумарокова, «Лжец» И. Хемницера, «Лгун» В. Левшина).

Портной упомянут в басне в соответствии со многими русскими пословицами типа: «Не столько купец на аршине, сколько портной на ножницах унесёт», «Нет воров супротив портных мастеров».

Классный час «Без друга в жизни туго»

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • “ЛУГАНСКАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 18″
  • Классный час
  • Тема: «Без друга в жизни туго»
  • Подготовила:
  • учитель начальных классов
  • Клепакова Светлана Васильевна
  • Луганск
  • 2016-2017 уч. год
  • Тема классного часа: «Без друга в жизни туго».
  • Цели:
  1. Способствовать расширению системы знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.

  2. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу.

  3. Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения; развитию связной речи.

  4. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

  5. Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся.

  1.  Методы: беседа, игра, диспут, мозговой штурм.
  2. Оборудование: компьютерная презентация, радуга, ладошки, конверт с пословицами и разыгрывание ситуаций, карандаши и клей для детей.
  3. ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель: Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа. И сейчас мы узнаем, о чём будем говорить на нашем занятии.

II. Создание проблемной ситуации.

  • Отгадайте загадку:
  • На минуту в землю врос
  • Разноцветный чудо-мост
  • Чудо-мастер смастерил
  • Мост высокий без перил.
  • /Радуга./
  • Я хочу вам подарить «Радугу», но наша радуга будет необычной /на листочках восковой свечой написаны слова, после раскрашивания, которых цветами радуги их можно прочитать/. Радугу- разрезать и отдельно каждая группа будет разукрашивать, затем приклеиваем на ватман:
  • Обществу – фиолетовый
  • Дарить – синий
  • Радость – голубой
  • Улыбку – зеленый
  • Желание – желтый
  • Благородство – оранжевый
  • Единство – красный
  • Учитель:
  • Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа.

– О чем будем говорить? /О дружбе./. Сегодня мы с вами поговорим о дружбе.

Ребята! Вас с нетерпением дожидается Следопыт. Он приготовил для нас очень важные, интересные вопросы, над которыми обязан задуматься хоть раз в жизни каждый человек.

Выберите, пожалуйста, тот вопрос, который вас больше всего заинтересовал, вопрос, на который вам бы очень хотелось получить ответ.

  • Кого можно назвать настоящим другом?
  • Как ты думаешь, для чего человеку нужен настоящий друг?
  • Должен ли друг всегда делать то, что хочешь делать ты?
  • На твой взгляд, легко ли быть настоящим другом?
  • Нужна ли дружба?
  • Может ли быть много друзей?
  • Друг, приятель, товарищ – это одно и то же?

Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими мыслями.

Хорошо, что вам захотелось задуматься, поразмышлять над такими важными вопросами. Ведь именно поиск ответов на эти вопросы, позволит человеку совершенствовать себя, свои мысли, поступки.

Игровое упражнение «Найди себе подобного»

Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).

Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.

Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.

Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

  1. Обсуждение:
  2. – Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
  3. – Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
  4. – Какой рисунок у вас на спине?

III. Беседа.

Учитель читает отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».

Что такое дружба? Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит, что оно?

  1. Мозговой штурм «Дружба – это …».

Работа в группах: обсуждение понятия – дружба.

Я сделала подборку из различных словарей о значении – дружба. Подчеркните слова, которые характеризуют слово – ДРУЖБА,

В толковом словаре С.И. Ожегова:

  • «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.»
  • Владимир Иванович Даль:
  • «Дружба – …это бескорыстная приязнь».
  • Ушаков:
  • «Близкие приятельские отношения, тесное знакомство вследствие привязанности и расположения.»
  •  Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».

~ В толковом словаре С.И. Ожегова:

  1. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
  2. Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы:
  3. «Дружба – …это бескорыстная приязнь».

Кл. руководитель: Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Давайте посмотрим, что такое бескорыстие. От какого слова образовано оно – … КОРЫСТЬ.

 КОРЫСТЬ страсть к приобретению, к наживе; Выгода, польза.

 БЕСКОРЫСТИЕ. 1) Не стремящийся к личной выгоде, наживе.

 Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.

  Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.

  1. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»

Читайте также:  Укрывной материал для винограда на зиму: опилки, солома, еловый лапник и спанбонд

 Учитель: – А вот иногда можно услышать такую фразу: «У меня полно друзей». Так ли это на самом деле? (…)

Многие понимают под словом ДРУГ

  • Соседа по парте
  • Человека, который сходил с ним в магазин
  • Знакомого во дворе
  • Одноклассника
  • Человека, с которым провел смену в лагере
  • Человека, который дал списать урок

– Скорее всего, это широкий круг приятелей, товарищей, знакомых… просто приятных для времяпровождения и общения людей. А друзей не может быть много. Ведь настоящих друзей (и даже одного друга!) не так легко встретить.

Друг, приятель, товарищ, знакомый… Казалось бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях.

Так давайте разберёмся, чем отличаются все эти понятия.

 Учитель: Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель».

  • ДРУГ – человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться. Кто твой друг. Назови его имя?
  • ТОВАРИЩ – человек, близкий вам по роду занятий, деятельности, по условиям жизни. Назови своего товарища.
  • ПРИЯТЕЛЬ – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения. Есть ли у вас приятели. Как их зовут?
  • ЗНАКОМЫЙ — это человек, с которым вы общаетесь, которого вы знаете. Кто они? Как зовут вашего знакомого?

А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Читает начало предложения, дети угадывают последнее слово и громко его произносят).

  • О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать… (знакомый)
  • О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете… (приятель).
  • Об однокласснике, с которым за 4 года съеден пуд соли, скажете- (товарищ).
  • О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете… (друг)
  1. Разговор о настоящем друге.

Наш сегодняшний разговор пойдет о настоящем друге, о том, как распознать настоящую дружбу от лживой. Как распознать человека который считает себя твоим другом, а сам имеет корыстные цели в общении с тобой.

Мы разобьемся на группы, и будем обсуждать предложенные ситуации.

  1. Твой друг совершил плохой поступок и об этом знают все вокруг, в том числе ты. Твои действия?

  2. Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получил ты. Твои мысли по поводу данной ситуации.

  3. Твой друг получает плохие отметки, и твои родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.

  4. Твой друг получил приз на конкурсе чтецов. Ты отлично знаешь, что надо подойти к нему и сердечно поздравить с победой. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сам рассчитывал получить награду и не можешь пережить успех друга.

  5. Наташа ищет себе хорошую подругу. По мнению Наташи, хорошая подруга – это подруга, которая во всем будет помогать Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например, убрать кабинет, обязательно сделает это. Но пока Наташа одинока. Почему?

  6. Володя учится в 4-ом классе, а его друг Саша во 2-м классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по дзюдо и зовет с собой Сашу. Саша не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: “Саша, раз ты друг, то и ты должен заниматься дзюдо” Правильно ли Володя понимает дружбу.

  • На доске надпись:
  • «Друг – это не …»
  • Во время обсуждения учащимися ситуаций, учитель на доске пишет отрицательные качества “друга”. После обсуждения на доске появился список качеств человека “Лже-Друга”
  • – Ребята, а какими чертами характера должен обладать друг.
  • Надпись на доске:
  • «Друг – это … »

В толковом словаре С.И. Ожегова:

ДРУГ – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.

  1. Составление цветка “Дружбы” из качеств настоящего друга.

 Учитель: – Но у меня и вас еще много вопросов. А каким должен быть друг? Какими же качествами должен обладать настоящий друг?

  1. В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок “Дружбы”.
  2. Ход игры: Я буду называть качества, которые принадлежат человеку, если качества принадлежат настоящему другу, то хлопайте.
  3.  Честность, враньё, грубость доброта верность взаимовыручка бескорыстие предательство драчливость сострадание, злой, отзывчивый, честный, лживый, искренний, смелый, враждебный, добросовестный, безответственный, терпимый, безрассудный, заботливый, щедрый, корыстный, целеустремленный, храбрый, порядочный
  4. У нашего цветка нет лепестков, лепестки-ладошки лежат в конверте №2, приклеить их на плакат.

Представьте, что эту ладонь вы дарите своему лучшему другу. Подумайте, какой я – друг? Каким я готов быть другом. Напишите на пальчиках ваши лучшие качества.

 – Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок. – Вам нравиться?

Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.

 -Я отвечу на вопрос «Кого можно назвать настоящим, верным другом?» в стихах.

  • Настоящий друг везде
  • Верен – в счастье и в беде.
  • Грусть твоя его тревожит,
  • Ты не спишь – он спать не может.
  • И во всем без дальних слов
  • Он помочь тебе готов.

 Учитель: Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.

У вас в конверте №2 – 4 пословицы. Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

Ситуация №1

Вы пришли со школы и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно помочь отремонтировать велосипед.

А нужно ли всегда идти на поводу у своего друга? Друг должен считаться с вами. (Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть».)

Ситуация № 2

Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)

Ситуация № 3

Ваш друг поступил с вами плохо, нечестно или вернее подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок.

 – А как можно вернуть дружбу? (Подарок не приму и скажу: «Друга за деньги не купишь».)

Ситуация № 4

Дружба, что стекло: расколешь – не соберёшь.

 Учитель: Ну, а к четвертой пословице попробуйте сами придумать ситуацию. «Дружба, что стекло: расколешь – не соберёшь.» – в каких случаях можно вспомнить эту пословицу? (Дети приводят 2-3 примера гипотетических ситуаций.)

  1. Собери пословицу из частей.

  1. Дружба –
  2. Верному другу
  3. Сам погибай,
  4. Один и камень не поднимет,
  5. Что одному трудом дается,
  6. дело святое.
  7. цены нет.
  8. а товарища выручай.
  9. а миром и гору перенесем.
  10. то коллективом легко берется.
  1. Игра «Знаю ли я своего друга?»

Учитель: Хорошо ли вы знаете своих друзей – одноклассников? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

(Две-три пары поднимают руки.)

Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Вы пишите ответы оба, а затем мы сравним их и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.

(Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.) Участники готовы, начинаем игру.

(Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.)

  • Какого цвета у него глаза?
  • Какой урок у него любимый?
  • На чем он любит кататься?
  • Какой вид спорта любит? Ш Кем хочет стать, когда вырастет?
  • Какое любимое блюдо у твоего друга?
  • Чем любит заниматься?
  • Какую одежду любит носить?

 Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).

  • Это значит, что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.
  • (Вариант: «К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересам живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга».)
  • Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, есть общие интересы, хочется помогать друг другу, вот тогда и начинается дружба.
  • Дружба – главное чудо всегда,
  • Сто открытий для нас таящее,
  • И любая беда не беда,
  • Если рядом друзья настоящие!

VI. Итог занятия. Рефлексия.

Учитель: Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего? Получили ли вы ответы на свои вопросы?

 Все ребята встают в круг. Возьмемся за руки, посмотрите друг на друга, послушайте эти слова и повторяйте за мной.

  1. Настроение упало,
  2. Дело валится из рук,
  3. Но еще не все пропало,
  4. Если есть хороший друг.
  5. Слушаем песню о дружбе.
Ссылка на основную публикацию