Чьи это следы на снегу?

В этом году как никогда точно к первому декабря лег устойчивый снежный покров. На свежевыпавшем снеге хорошо виден каждый след зверей и птиц, большинство из которых ведет скрытый образ жизни.

Хорошо развитый слух, зрение и чутье позволяет животным заметить человека раньше, чем он их. Они затаиваются, убегают, улетают или ведут себя в присутствии человека не так, как обычно. Узнать секреты их жизни при прямом наблюдении удается очень редко.

Здесь-то и помогают опытному наблюдателю следы на снегу.

Следопытство существует с незапамятных времен. Первобытные охотники распознавали следы для добычи животных. Не потеряло значения изучение следов и в настоящее время.

В охотничьих хозяйствах по следам проводят инвентаризацию фауны. Определяют количество зверей и птиц на территории хозяйства.

Умение читать следы дает возможность разыскать, а не встретить случайно места обитания, кормежки и отдыха животных.

Следы жизнедеятельности животных – это не только отпечатки их лап, так называемой «росписи», но и другие признаки их пребывания — гнезда, норы и логова, остатки пищи, сброшенные рога, оброненные перья и многое другое.

Ну, и кто из нас не зачитывался в детстве книгой Фенимора Купера «Следопыт»? Кто не играл в ее персонажей, не представлял себя в лесу на «звериной тропе», где на каждом шагу подстерегает опасность и дикие звери?

Попробуем и мы найти и распознать следы зверей, живущих с нами по соседству в многонаселенном городе. Ведь если человек умеет читать следы животных, мир вокруг него становится гораздо интереснее, ведь он начинает понимать язык зверей и птиц.

Конечно же, чаще других в городских парках можно встретить белочек. Передние лапки у белки значительно меньше задних, в среднем их длина составляет 4х2 см и 6х4 см соответственно. Есть и еще одна отличительная черта в строении лапок белки: передняя имеет четыре пальца, а задняя – пять, чтобы лучше толкаться во время прыжка и цепче держаться за ветку.

По поверхности земли белки передвигаются легкими прыжками. При скачке зверек, опираясь на более короткие передние лапки, отталкивается задними, и летит. При этом в прыжке белка держит передние лапки близко друг к другу, а задние, широко расставив, выносит далеко вперед.

В результате в момент приземления чаще всего задние лапки оказываются впереди передних, и получается, как бы перевернутый отпечаток.

Чьи это следы на снегу?
Чьи это следы на снегу?

Иногда в непосредственной близости от жилища человека можно встретить и следы зайца-русака. Он житель открытых пространств. Излюбленные места его обитания – степи, поймы рек, сельскохозяйственные угодья, небольшие перелески и заросли кустарников. К человеку его привлекают огороды, сады и сено. В вечерних сумерках зайцы любят бегать по тропам и дорогам.

И если внимательно присмотреться, то можно заметить на мягкой почве или на снегу отпечатки их коготков. В отличие от большинства других животных, заяц передвигается только галопом, а скорость бега зависит от величины прыжка.  Когда заяц ест, то часто сидит на задних лапах. Во время хода, как и белочка, заяц выносит задние лапы за передние.

Бывает, когда русак спасается от врагов — лис, ворон, хищных птиц, — он ставит задние лапы не рядом, а одну несколько впереди другой, в результате чего отпечаток лежит по прямой линии. При таком передвижении остается отпечаток только коготков, создается впечатление, что он бежит только на «носках». Для зайца характерно запутывание следов.

Косой делает «петли», многократно пересекая свой же след.

Чьи это следы на снегу?
Чьи это следы на снегу?

По территории нашего города протекает много небольших рек, некоторые упрятаны в коллекторы, а некоторые протекают на поверхности. Это места обитания околоводных животных. Самый крупный из них — бобр. В длину он вырастает до метра. А вес доходит до 30 килограммов.

По суше бобр передвигается мелкими шажками, вперевалку, горбит спину и волочит за собой хвост. Бобр беспрестанно ухаживает за своей шубкой: сидя на задних лапах, передними он отжимает воду из меха, расчесывается и смазывает все части тела жировой смазкой, тем самым защищая мех от намокания.

Есть у этого зверя одна интересная особенность. На втором пальце задней лапы у него есть как бы расщепленный подвижный коготь, который может плотно складываться. Им бобр может вычесывать мелких клещей, приводить в порядок волосяной покров и поэтому имеет название «чесального».

Отпечатки лап бобра бывают нечеткие, смазанные его хвостом. Пятипалая передняя лапа оставляет чаще четырехпалый отпечаток, потому что первый палец очень мал. След широкой задней лапы напоминает след гуся. Однако по расположению пальцев и силе отпечатка видно, что здесь был зверь, а не птица.

Бобр питается только растениями, веточками, поэтому всегда там, где был бобр, есть погрызки деревьев, кучи хвороста, очищенные от коры, хатки.

Чьи это следы на снегу?
Чьи это следы на снегу?
Чьи это следы на снегу?

По берегам рек встречается еще один интересный зверь, который однажды ночью, меня здорово напугал. Мы спали в палатке на берегу реки. И вот на рассвете я услышала скрежет зубов по железной банке тушенки. Я разбудила мужа — сама не отважилась вылезти из палатки.

И каково было наше удивление, когда из-под тента выскочил зверек, похожий на кошку, только ушки кругленькие, да лапки передние меньше задних, поэтому передвигается она горбиком. Это оказалась выдра, скорее всего — самочка, самец бывает крупнее и вырастает даже до 10 килограммов.

Раздосадованная, что ей не удалось поживиться тушенкой она утащила у нас шерстяной носок, наверное, детям для утепления гнезда потащила. Выдра — хищник. Питается мелкой рыбешкой, лягушки и моллюсками. Зимой выдра ищет пустоты вдоль берегов реки, где тепло и безветренно.

Порой следы выдры тянутся по руслу реки более километра, пока она не найдет места, где можно уйти под лед. Пальчики выдры широко расставлены и оставляют округлые отпечатки с небольшими притупленными коготками и плавательными перепонками. По неглубокому снегу этот умный зверек передвигается оригинальным способом.

Он делает два-три скачка, а затем, прижав передние лапы к телу и вытянув задние, cкользит грудью и брюшком по снегу. Таким же способом выдра съезжает по заснеженному склону берега к реке, оставляя за собой след в виде длинного желоба. И уж если вам посчастливилось встретить следы этого зверя – значит, вы находитесь в экологически чистом районе.

Чьи это следы на снегу?
Чьи это следы на снегу?

А вот следы этого зверя можно спутать со следами небольшой собачки. Догадались? Это лисица. Она имеет ряд особенностей — лисица обожает прыгать. Когда охотится и убегает — она словно скачет. Ее следы могут уходить влево или вправо, а могут проявить себя только через 2 — 3 метра от предыдущих.

В начале зимы в полях и поймах рек можно увидеть мышкующих лисиц. Открытые пространства позволяют наблюдать как зверь неспеша передвигается, часто меняет направление, останавливается, наклонив голову, а потом внезапно высоко подскакивает и начинает быстро раскапывать снег.

Лисица имеет очень хороший слух и слышит мышь на расстоянии до 100 метров.

Как и другие представители семейства собачьих, лисицы относятся к животным, ходящим на пальцах. На неглубоком снегу можно заметить, что следы лисицы вытянуты в одну линию, причем все четыре лапы зверь ставит как бы по линейке.

Чьи это следы на снегу?

Как-то к нам в гости приехали друзья, журналисты из Китая. И мы пригласили их посетить один из столичных парков. Они были очень удивлены, что в Москве в живой природе можно увидеть лосей, пятнистых оленей, кабанов и других редких животных.

Лось – самый крупный из оленей. Несмотря на то, что у лося высокие ноги, он избегает местности с глубоким снежным покровом. В рыхлом снегу они проваливаются до земли и при передвижении сильно устают. Следы пребывания лосей хорошо заметны в любое время года.

Читайте также:  Какая роза на фотографии?

Зимой лось ложится отдыхать прямо на снег. И по величине лёжки можно судить о размере животного. Следы мощных копыт лося трудно спутать со следами других животных. Больше всего они напоминают следы домашнего скота. Но даже у среднего по размеру лося они крупнее, чем у домашнего быка.

Опорой зверю служат лишь два пальца — третий и четвертый, а крайние, второй и пятый, расположены так, что при движении по твердому грунту не оставляют отпечатков.

На мягкой почве или на глубоком снегу, когда лось бежит крупной рысью или галопом, крайние пальцы оставляют следы несколько позади отпечатков копыт.

Ну вот начало положено. Можно заняться коллекционированием следов.  В природе нет ни одного одинакового следа, как отпечатка пальцев у человека.  И какое это увлекательное занятие распознание следов животных. Следы помогают разгадывать их тайны.

Алина Федорова.

Фото автора и из открытых источников

«Чьи следы» – познавательная игра для расширения знаний дошкольников о диких животных

Дидактическая игра «Чьи следы» предназначена для дошкольников старшей возрастной группы. Она помогает расширить и закрепить знания о животных и птицах, развить логику, речевые навыки, зрительное восприятие, умение наблюдать. Дети учатся различать отпечатки, оставляемые животными на снегу.

Чьи это следы на снегу?

Дидактическая игра «Следы»

Посредством занятия удается:

  • развить у детей умение распознавать и различать животных по отпечаткам лап;
  • расширить знания о жизни в дикой природе;
  • воспитать любознательное и заботливое отношение к природе;
  • расширить речевые способности, пополнить словарный запас;
  • развить память, внимание, способность творчески и логически мыслить.

Цель дидактической игры «Чьи следы» – расширение знаний о диких лесных, степных, таежных зверях и птицах.

Игра подходит для индивидуальных и коллективных уроков по экологии в подготовительной группе детского сада.

Для занятия необходимо изготовить карточки, изображающие распространенных зверей и птиц, обитающих в лесу, степи, тайге, а также правильные изображения отпечатков их лап.

Чьи это следы на снегу?
Чьи это следы на снегу?
Чьи это следы на снегу?

Ход занятия

Дидактическая игра «Следы животных» состоит из 2 этапов. На первом – предварительном – педагог знакомит воспитанников с лесными, степными и таежными животными, рассказывает о каждом основную информацию.

Например, волк:

  • где обитает – в глухом лесу;
  • чем питается – хищник, санитар леса, охотится на зайцев, кабанов, оленей;
  • как выглядит – покрыт серой шерстью;
  • особенности поведения – держится в стае, общается с сородичами воем.

Аналогично воспитатель рассказывает о полярном медведе, северном олене, песце, лосе, кабане, благородном олене, буром медведе, лисе, еноте, рыси, зайце, белке, еже, суслике, степном орле, вороне, дикой утке и прочих обитателях дикой природы.

Можно организовать рассказ в виде загадок. Дети должны отгадать, о каком животном рассказывает педагог.

На втором этапе воспитатель предлагает детям рассмотреть следы диких животных, угадать кому какие отпечатки принадлежат. Детсадовцы с увлечением изучают картинки, соотносят их друг с другом.

Чьи это следы на снегу?
Чьи это следы на снегу?
Чьи это следы на снегу? Чьи это следы на снегу?
Чьи это следы на снегу?
Чьи это следы на снегу?

Распознаем следы животных

Чьи это следы на снегу?

 И снова за окном властвует зима, выпал столь долгожданный снег, а значит самое время поговорить об умении распознавать следы животных, определении их свежести и значении для охоты.

Следы животных, оставленные ими на снегу, грязи или траве, имеют существенное значение для охоты: по следам выслеживают и окладывают животного, распознают их число, пол, возраст, а также ранено ли животное и даже степень его ранения. Как правило, дикие животные ведут очень скрытный образ жизни. Благодаря хорошо развитому обонянию, слуху и зрению звери и птицы замечают человека значительно раньше чем он их, и если они сразу не убегают или не улетают, то затаиваются, и поведение их становится нетипичным. Разгадать тайны жизни зверей наблюдателю помогают оставленные ими следы жизнедеятельности, под которыми подразумевают не только отпечатки конечностей, но и все изменения внесенные животным в окружающую среду. Чтобы правильно трактовать обнаруженный след, необходимо знать, кому он принадлежит, как давно он оставлен животным, куда животное направлялось, а также способы его передвижения.
Чьи это следы на снегу?

Как же научиться распознавать следы животных? Для определения свежести следа необходимо связывать воедино несколько факторов: биологию животного, состояние погоды как в данный момент, так и несколько часов до того, а также другие сведения. К примеру, след лося обнаруженный утром, не припорошенный снегом, выпадавшим накануне со второй половины дня до вечера, свидетельствует о том, что он ночной.

Свежесть следа можно определять и на ощупь. На морозе, в сухом снегу, свежий след не отличается по рыхлости от поверхности окружающего снега. Спустя некоторое время стенки следа затвердевают, и тем сильнее, чем ниже температура, — след «черствеет».

Любой другой след, оставленный крупным зверем, со временем становится более жестким, и чем больше времени проходит с момента образования следа, тем он становится жестче. Следы мелких зверей, оставленные на поверхности глубокого снега, не твердеют. Важно выяснить, был ли зверь здесь с вечера или прошел час тому назад.

Если след старый, более суток, то искать оставившее его животное бесполезно, т.к. оно уже далеко, вне пределов досягаемости. Если же оставленный след свежий, то зверь может находиться где-нибудь поблизости. Чтобы определить направление движения животного, надо знать особенности постановки конечностей разных зверей.

Присмотревшись к одиночному следу крупного животного, оставленного в рыхлом глубоком снегу, можно заметить отличие между стенками следа по ходу животного.

С одной стороны они более пологие, с другой покруче. Эти различия возникают потому, что звери опускают конечности (ногу, лапу) полого, а вынимают их из снега почти вертикально вверх. Эти различия получили названия: поволока — задняя стенка и выволока — передняя стенка следа. Поволока всегда длиннее выволоки, значит, животное двигалось в ту сторону, куда направлены короткие, то есть более крутые стенки следа. Когда животное вынимает ногу, оно надавливает на переднюю стенку, уплотняя ее, задняя стенка при этом не деформируется. Иногда, чтобы точно определить направление движения зверя, необходимо его поторопить, наблюдая за почерком следовой дорожки. Походка зверя, или аллюр его передвижения, сводится к двум типам: медленному или умеренно быстрому передвижению (шаг, рысь, иноходь) и быстрому бегу последовательными прыжками (галоп, карьер). Звери с удлиненным телом и короткими конечностями чаще всего передвигаются умеренным галопом. Они одновременно отталкиваются задними конечностями и попадают точно в отпечатки передних конечностей. Наслед при таком аллюре — парные отпечатки только задних конечностей (большинство куньих). Иногда при медленном галопе одну или обе задние лапы зверек не доносит до отпечатков передних, и тогда появляются группы следов по три и четыре отпечатка, называемые трехчетки и четырехчетки. Реже длиннотелые и коротконогие зверьки переходят на карьер, и тогда в прыжке они ставят задние лапы впереди передних, и потому отпечатки задних лап стоят впереди передних (зайцы, белки). Для определения свежести следа нужно тонкой веточкой разделить след. Если след легко делится, то он свежий, если не делится – старый, ему более суток. След животного выглядит по-разному не только в связи с аллюрами животных, но и в связи с состоянием почвы, по которой передвигаются животные. Изменяется след и в зависимости от твердости или мягкости грунта. Копытные при спокойном передвижении на твердой почве оставляют отпечатки двух копыт. Эти же животные при беге и прыжках на мягком грунте оставляют отпечатки четырех копыт. Имея пять пальцев на передних лапах, выдра и бобер оставляют на мягком грунте четырехпалый след. Изменяются следы и с возрастом животных. У старых животных следы крупнее и несколько иной формы. К примеру, поросята опираются на два пальца, а их родители на четыре. Взрослые собаки опираются на четыре пальца, а их щенки — на пять. Отпечатки следов самцов и самок также отличаются, но их различия могут уловить только опытные следопыты. С изменением сезонов года происходит изменение следов животных, поскольку лапы некоторых из них обрастают грубыми длинными волосами, что облегчает передвижение по рыхлому снегу (куница, рысь, заяц-беляк, лисица и др.).

Читайте также:  Детские площадки: идеи и полезные советы по созданию детских площадок своими руками

Различные формы (типы) отпечатков следов:

Чьи это следы на снегу? След барсука  Чьи это следы на снегу? След лысухи
Чьи это следы на снегу? След бекаса  Чьи это следы на снегу? След лося
Чьи это следы на снегу? След белки  Чьи это следы на снегу? След медведя
Чьи это следы на снегу? След бобра  Чьи это следы на снегу? След норки
След чибиса   След оленя
След енота   След ондатры
След енотовидной собаки   След перепела
След глухаря   След рыси
След горностая   След росомахи
След хори   След рябчика
След изюбра   След соболя
След кабана   След сурка
След кабарги   След тетерева
След корсака   След утки
След косули   След вальдшнепа
След кулика   След выдры
  След куницы   След волка
  След куропатки   След зайца-беляка
  След ласки   След зайца-русака
След лисицы


Следы медведя

Волчий след на снегу

Следы кабана на земле

Проект "Юные следопыты – чьи следы на снегу?"

  • Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
  • «Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара
  • КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
  • «Юные следопыты – чьи следы на снегу?» 
  • (для среднего дошкольного возраста)
  • Выполнила:
  • Макарова Людмила Ивановна
  • – 2019г –
  • Информационная характеристика проекта:
  • Тип проекта:
  • по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги).
  • по целевой установке – информационный.
  1. Вид проекта: информационно-творческий.
  2. Возраст детей: 4-5 лет.
  3. Участники реализации проекта:
  4. Педагог: Макарова Людмила Ивановна.
  5. Воспитанники: дети средней группы.
  6. Родители:
  7. Срок работы по проекту: краткосрочный (1 неделя).
  8. Проблема: что такое след (отпечаток)?

Актуальность: На прогулке после снегопада дети увидели много следов, знакомых и нет. Их очень заинтересовало, кто оставил эти следы. Дети не смогли ответить на этот вопрос. Некоторые дети отвечали, что это кошка (собака), показывая даже на следы птиц. Решили спросить у родителей, воспитателей, детей соседней (старшей) группы. Информация была разной: и правильной и нет. Многие дети на вопрос: «Что такое следы на снегу?» отвечают, что это следы животных. Этот однозначный ответ привел к необходимости объяснить детям, что на снегу оставляют следы любые предметы, животные, птицы и человек.

Цель: Дать детям представление о том, что в природе оставленные на снегу следы помогают считывать информацию о предмете или живом организме.

Задачи:

  1.  Сформировать у детей: понятие «след», как оттиск любого предмета или тела; умение рассматривать и изучать предложенные образцы; умение проводить исследование следов животных и птиц; умение определять, кому принадлежит след, куда направляется.
  2.  Развивать познавательную активность детей, фантазию и творчество, логическое мышление.
  3.  Воспитывать любовь к Родине, родному краю.

Образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  •  познавательное развитие;
  •  речевое развитие;
  •  художественно-эстетическое развитие;
  •  физическое развитие.

Продукты проекта:

  • для детей: Рисование «Следы животных», Лепка «Птички клюют зернышки».
  • для воспитателя: выставка рисунков «Следы животных”, фото с развлечения «Зимние забавы», презентация к проекту.
  •  для родителей: фото следов с прогулки на выходных.

Ожидаемые результаты по проекту:

        В результате реализации проекта дети узнают, что любой предмет может оставить на снегу след (отпечаток). Научатся узнавать, кому принадлежат следы, называть и доказывать свою точку зрения. Определять направление следов. Повысить познавательный и исследовательский интерес к чудесам природы.

                                              Этапы проекта

Этапы проекта Действия детей Действия педагога Действия родителей
Подготовительный чтение стихов и рассказов о животных и птицах; отгадывание загадок о зиме и зимних явлениях; знакомство с поисковой игрой «Чьи следы на снегу?»; рассматривание иллюстраций «Отпечатки на снегу»;- просмотр мультфильма «Маша и медведь», серия «Следы на снегу».
  1. Составить перспективный план мероприятий.
  2. Подобрать методическую и художественную литературу (стихи, загадки), иллюстрированный материал по данной теме.
  3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
  4. Подобрать материалы для продуктивной деятельности.
Проведение бесед и индивидуальных консультаций для родителей.
Деятельностный Познание: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, дидактические игры, подвижные игры, рисование и лепка, проведение экспериментов.  Беседы, утренняя гимнастика; познание: беседы «Как человек помогает животным и птицам зимой»; чтение художественной литературы, пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, рисование, лепка, проведение консультаций для родителей, оформление выставки. Знакомство с консультациями.Исследование следов на прогулке.
Завершающий Рассматривание выставок; развлечение. Составление презентации проекта, защита проекта. Рассматривание выставки.

Содержание проекта

Формы Тема Цель Пособия Сроки Ответственный

Следы рыси на снегу: как выглядят и о чем могут рассказать?

Как выглядит след Белки?

Передние лапки у Белки значительно меньше задних, в среднем их длина составляет 4х2 см и 6х4 см соответственно. Есть и еще одна отличительная черта в строении лапок белки: передняя имеет четыре пальца, а задняя – пять, чтобы лучше толкаться во время прыжка и цепче держаться за ветку.

По поверхности земли Белка передвигается игривыми легкими прыжками. При скачке зверек, опираясь на более короткие передние лапки, отталкивается задними, и летит.

При этом в прыжке Белка держит передние лапки близко друг к другу, а задние, широко расставив, выносит далеко вперед.

В результате в момент приземления чаще всего задние лапки оказываются впереди передних, и получается как бы перевернутый отпечаток.

Отпечатки лап мышей

Мыши отлично уживаются с людьми в городе и в селах. Они предпочитают питаться семенами и вегетативными частями растений. Около людей они любят портить крупы, молочные продукты, запасы мясных продуктов.

Их следы в доме рассмотреть негде, если, конечно, нет слоя пыли. В сарае и на улице их можно отследить. Хотя, в зависимости от вида мыши, признаки могут чуть отличатся, есть общие признаки.

Особенности следов мыши в зависимости от типа передвижения

Чаще всего мышь передвигается прыжками, поэтому отпечатки выглядят трапецией, где крупные задние лапки выступают вперед, а маленькие передние чуть сзади и ряд друг с другом. При этом сзади остаются следы от хвоста.

Если мышки передвигаются галопом, то следы семенящие, с маленькими промежутками, следом пара отпечатков ног. При этом хвост не оставляет следов, его мышь держит на весу. В темноте шаги осторожнее, промежуток больше.

Следы мыши.

Какого размера следы Белки?

Если Белка никуда не спешит и передвигается по глубокому снегу, то размер скачков в длину составляет в среднем 65-87 см, длина группы отпечатков – около 12 см.

Если снег глубокий, Белка передвигается менее длинными прыжками, их длина составляет около 43-45 см. при таком движении отпечатки всех четырех лап расположены более тесно, а порой и вовсе сливаются.

Иногда отпечатки передних лапок могут оказаться на первом плане, выше задних. Такой след можно встретить, когда Белка двигается по лесным просторам маленькими короткими скачками. Например, ищет что-то из своих припасов или пробирается к воде, чтобы утолить жажду.

Известно, что Белка еще более непринужденно, чем по поверхности земли, передвигается по деревьям. Вот почему зачастуюследы Белки то исчезает, то появляются вновь. Осмотритесь, упавшие с дерева снег или остатки листвы подскажут куда направилась Белка.

Строение лап крыс

Самой распространенной крысой является пасюк, следы которого очень похожи на всех мышевидных. Однако лапы чуть крупнее.

Передние лапы крыс

Размер следа крыс достигает размера 2*1,5 см. Пальцы в длину до 10 мм, заканчиваются короткими острыми коготками. Если отпечатки четкие – подошвенные бугры будут видны отлично.

  Ядовитые ягоды в мире, которые не нужно есть

Задние лапы крыс

На большом отпечатке размером в 4 см прослеживается только передняя половина. Видны все 5 пальцев, боковые оттопырены.

Столовая Белки

Белка оставляет следы после своей трапезы. Столовую юркой красавицы несложно отличить от места кормежки прочих жителей леса.

Например, на обед у зверька была еловая или сосновая шишка. Чтобы добраться до вкусных семян, Белка срезает чешуйки острыми резцами у самого основания. В результате от шишки остается только голый стержень с кисточкой мелких чешуек на самом кончике, которые животное не трогает, так как в них уже нет семечек.

Если шишку обрабатывал пернатый житель леса, то большинство чешуек остается на месте, и все они оттопырены. Как правило, Белка оставляет чешуйки и стержни в виде компактной кучки.

Если Белка угощалась лесным орехом, упавшим с дерева и припорошенным снежком? Для белки в данном случае характерно следующее. Во-первых, копая снег, она подгребает его под свое тело. Пернатые поступают иначе: они раскидывают снег в разные стороны.

Во-вторых, белка практически никогда не выбрасывает на снежный покров листья и мох. Птица обязательно вытащит их на поверхность. И в-третьих, белка раскалывает добычу прямо на месте покопки.

Пернатые не расклевывают орехи возле лунки, а уносят их на дерево или пень.

Необходимо также отметить, что на месте беличьей кормежки вы практически никогда не обнаружите ее помета.

Возвращаясь в свое укрытие после успешной трапезы, Белка обязательно запутывает свои следы: ходит по кругу, прокладывает следы в разных направлениях от своего дупла. Но опытного следопыта такими уловками не проведешь.

Развивающая игра «Чей след?» знакомит детей с обитателями наших лесов. Животные самые обычные, всем известные: волк, лиса заяц, медведь… Поэтому такое задание можно предложить даже малышам 4-5 лет. Беседу о следах лучше начать на прогулке. Отпечатайте свои следы на снегу зимой или на песчаном пляже летом, рассмотрите их с ребенком.

Вернувшись домой, достаньте игрушку «Чей след?» и пусть ребенок попробует угадать, какому зверю принадлежат следы. Затем догадку можно проверить – попробовать соединить изображения следа и животного в единое целое. Поскольку каждая карточка разрезана по своему, след сможет подойти только к нужному зверю.

Для детей постарше эту развивающую игру можно превратить в замечательный конкурс. Но для этого вам придется изготовить как минимум два набора карточек-головоломок. А дальше соревнование на время – кто быстрее. Участвовать в конкурсе могут одновременно и два человека и две небольших команды. Еще один вариант для командной игры-конкурса.

Каждому участнику выдается по половинке карточки – кому-то со следом, кому-то с животным. Дети должны собраться в пары так, чтобы картинки соответствовали друг другу. Побеждает команда, сделавшая это первой. Усложнить развивающую игру можно, разрезав все карточки одинаково. То есть любой след может подойти к любому животному.

Плюс такого варианта в том, что ребенок более осознано должен соединять картинки, опираясь непосредственно на рисунки, а не на форму линии разреза. Но есть и минус – нужен внешний контроль правильности с вашей стороны. Вы определяете правильно или нет собрана картинка и исправляете ошибки.

Если вы собираетесь проводить конкурс с такими картинками, то определять победителя будет нужно уже не только по критерию «кто быстрее», но и «кто точнее».

Как сделать карточки к развивающей игре для детей «Чей след?»

Прежде всего, вам надо распечатать картинки-карточки. Чтобы все они получились у вас одинакового размера, предлагаем вам действовать по следующему алгоритму: 1. Кликните по картинке на сайте, чтобы увеличить ее. Скопируйте картинку (щелкните правой кнопкой мыши и выберете действие «Копировать изображение») 2. Откройте приложение Microsoft Word и вставьте картинку. 3.

Измените размеры рисунка, выставляя ширину изображения 18-19 см. Если картинка «уезжает» за приделы страницы, то в параметрах «обтекание текстом» выберете вариант «вокруг рамки» — картинка станет «послушной». 4. Если вы хотите сделать карточки больше чем 18 см, то используйте альбомное положение листа. Главное, выставляйте одинаковое значение для всех карточек. 5.

Перенесите точно так же все остальные картинки и пустите все на печать. Наклейте распечатанные картинки на картон и положите под пресс из нескольких книг. Вырежьте карточки-картинки.

Разрежьте каждую карточку пополам по произвольной линии: углом, волной, по прямой… Если вы собираетесь сделать на всех карточках одинаковый разрез, обязательно сделайте шаблон, наметьте по нему линию разреза, а потом уже режьте.

Карточки к развивающей игре для детей «Чей след?»

  • Заяц – карточка к развивающей игре для детей от 4 лет «Чей след?»
  • Белка – карточка к развивающей игре для детей от 4 лет «Чей след?»
  • Лиса – карточка к развивающей игре для детей от 4 лет «Чей след?»
  • Волк – карточка к развивающей игре для детей от 4 лет «Чей след?»

  Что делать при встрече с диким зверем в лесу?

Медведь – карточка к развивающей игре для детей от 4 лет «Чей след?»

Лось – карточка к развивающей игре для детей от 4 лет «Чей след?»

Следы лисицы

Отпечатки правой пары лап лисы

а — передняя лапа лисы, б — задняя лапа лисы

У лисиц, как и у подавляющего большинства зверей семейства собачьих, на передней лапе 5 пальцев (у африканских гиеновых собак на передних и задних лапах по 4 пальца), но 1-й палец (он находится с внутренней стороны лапы) расположен высоко, и на следах его не видно. Отпечатки и той и другой лапы лисицы четырехпалые.

Лисий след похож на отпечаток лапы небольшой собаки, но более вытянут и строен.

Отпечатки мякишей боковых пальцев сдвинуты дальше назад, и часто между их передними краями и задними краями двух средних пальцев можно прочертить почти ровную черту или положить спичку.

Нередко эта особенность отпечатков лисьих лап приводится как основной признак отличия лисьих следов от собачьих, боковые пальцы которых выдаются за задние края передних пальцев довольно далеко.

Однако на практике, особенно в зимнее время, когда подошвы лисиц обрастают шерстью и контуры пальцевых подушечек на следах видны менее четко, этот признак выражен не очень ясно, и далеко не всегда между передними и задними пальцами можно уместить пресловутую спичку. В сомнительных случаях пройдитесь по дорожке следов. Если не сразу, то довольно скоро лисица перейдет на свой обычный аллюр и ее следы потянутся ровной цепочкой — так не ходит ни одна собака.

Отпечаток передней лапы лисицы выглядит несколько крупнее отпечатка задней за счет большей ширины. Размер отпечатков передних лап лисиц из средних областей России (6,5–7,5) х (4,6–5,7), а задних — (6,5–7,0) х (4,0–4,8) см.

Расположенный сзади пальцев пястный мякиш («пятка») имеет вид перевернутого сердца. Спереди он сужен, книзу расширен. Причем его внешний нижний край как бы больше оттянут назад, что нередко помогает отличить правые отпечатки от левых.

Задний край этого мякиша заметно вогнут. Задняя лапа тоже оставляет четырехпалый отпечаток. По сравнению с передним он выглядит более узким и стройным. Плюсневой мякиш задней лапы сзади более округл и не имеет серповидной выемки.

Боковые пальцы обычно чуть более сдвинуты назад, чем на передних лапах. Когти обычно чуть короче, чем на передних лапах.

Ссылка на основную публикацию