Патиссон Барокко – любовь навеки. Итоговый отчёт

Барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков.

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится кавалер, джентльмен — от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Он предпочитает брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета.

Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений.

Патиссон Барокко - любовь навеки. Итоговый отчёт

Скульптура — неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 века был итальянец Лоренцо Бернини (1598—1680). Среди самых известных его скульптур — мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа«Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.
В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.
Патиссон Барокко - любовь навеки. Итоговый отчёт
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон. Патиссон Барокко - любовь навеки. Итоговый отчёт

Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора, позолота. Характерны были цветовые контрасты — например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.
Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.
Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве. Патиссон Барокко - любовь навеки. Итоговый отчёт

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету.

Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме.

До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.

Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.

  • Патиссон Барокко - любовь навеки. Итоговый отчёт
  • Патиссон Барокко - любовь навеки. Итоговый отчёт
  • Патиссон Барокко - любовь навеки. Итоговый отчёт

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.

Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.
Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо иКаррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599—1641). С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675). В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции — Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения — классицизма.
Патиссон Барокко - любовь навеки. Итоговый отчёт Патиссон Барокко - любовь навеки. Итоговый отчёт

Новое на www.biofa-moscow.ru масло биофа 5245 цвет

бароккоистория стиля

7 самых важных характеристик барокко / искусство

Барокко или стиль барокко Это период искусства западной культуры, который характеризовался стилем с преувеличенными движениями и деталями, которые производят изобилие, напряжение и величие.

Аристократия видела стиль искусства и архитектуры в стиле барокко как способ произвести впечатление, проецируя триумф и власть. Это началось в начале пятнадцатого века в Италии и распространилось по всей Европе и Латинской Америке.. 

Патиссон Барокко - любовь навеки. Итоговый отчёт

Историки делят барокко на три этапа: «примитивный» (1580–1630), «зрелый» (1630–1680) и «поздний» (1680–1750). Эта новая парадигма произвела изменения и новые работы во всех областях искусства.

Вы также можете быть заинтересованы в этом списке авторов барокко.

Общая характеристика стиля барокко

1- Это преувеличенное искусство

Художники барокко играли с дисбалансом и пытались произвести впечатление на тех, кто смотрел, с бесполезными и динамичными формами. Искажение классических форм, контрасты света и тени отличают его.

Барокко было движением, противостоящим искусству эпохи Возрождения и классицизма. Его преувеличенный характер отражен в архитектуре, в которой было много украшений. Например, Базилика Святого Петра в Риме, спроектированная Джаном Лоренцо Бернини.

2- это реально

На искусство барокко повлияла эпоха религиозных войн в Европе. Часто это шокирует или даже гротескно. Преобладает реалистичное представление о жизни, которое иногда противоречило религии. Он был разработан во времена экономических трудностей, человек сталкивается с суровой реальностью.

Его реалистичный характер был основан на знаменитых местах Библии и показал его героев как людей.

Например, итальянский художник Караваджо, один из величайших представителей живописи в стиле барокко, написал «Смерть Девы Марии» или «Morte Della Vergine». Эта картина, которая сегодня выставлена ​​в парижском Лувре, вызвала споры, поскольку неизвестно, взошла ли Мария на небеса или нет как ее сын. Этот холст отвечает на этот вопрос очень по-человечески.

3- это синкретический тип

Культурные выражения в стиле барокко были синкретичными в том смысле, что каждое художественное выражение было связано с другим.

Архитектура была тесно связана с живописью и скульптурой. Или музыка, танец и театр, сближение которых создало оперу. В другие эпохи характеристики каждого вида искусства были более независимыми друг от друга.

4- Влияние научных и географических открытий

Галилей Галилей усовершенствовал телескоп, а Рене Декарт развил рационализм. Эти открытия сломали представление о мире, который имел простой человек. Поэтому барокко выражает чувство страха перед новым, растерянности и подозрения.

Эти чувства отражены в музыке, которая полна чувств и драмы. Например, композиция страсти Иоганн Себастьян Бах или произведения Шекспира.

Этот «эмоциональный вес» очень заметен в скульптурах, например, Дэвид Бернини. Хотя это далеко от классического Дэвида. Бернини показывает, как Давид совершает действие, его лицо отражает усилие и движение его фигуры, в то время как классическое искусство стремится представлять вечное.

Следовательно, искусство барокко имеет слабое логическое содержание и смешивает истину и ложь, начало и конец, свет и тьму. Это вид педантичного и надуманного, саркастического и противоречивого искусства. 

Читайте также:  Подготовка теплиц к следующему сезону. Осенние работы

5- У него была пропагандистская цель

Абсолютизм, церковь и буржуазия использовали искусство барокко для продвижения своих идей. В ответ художники барокко были разделены на тех, кто работал на церковь или на монарха, и на тех, кто хотел быть независимым. 

Как следствие, темы, рассматриваемые каждым художником, были разными. Церковь, со своей стороны, хотела продвигать свою доктрину и показать, что контрреформа приносила свои плоды и что католическая церковь не была побеждена..

В этой строке монархи хотели продемонстрировать, что их власть была абсолютной. Благодаря чему была разработана картина, больше всего портретный жанр.

Наконец появились независимые художники, которые в основном жили в Нидерландах и Германии. Его произведения показывали повседневность буржуазии. Например, работы Иоганна Вермеера как Девушка читает письмо или Молодая леди из жемчуга.

Благодаря «культурной политике» этих властных групп эпоха барокко переживала бум церковного, монархического и аристократического покровительства. Искусство стало популярным, и было создано много художественных школ, таких как Королевская академия искусств в Париже в 1648 году и Академия искусств в Берлине в 1696 году..

6- Тенебризм

Это контраст света и тени благодаря освещению. Хотя эта концепция в основном применяется к живописи в стиле барокко, мы можем сказать, что в этой игре с освещением повлиял театр барокко, скульптура и другие жанры визуального представления..

Эта техника помогла подчеркнуть драматизм произведений и создала иллюзию смены настроения у нарисованных мужчин или на лицах скульптур..

7- Отсутствие центральной точки в его композициях

В отличие от искусства эпохи Возрождения, которое указывает зрителю на основной смысл работы, искусство барокко состоит из множества компонентов, каждый из которых представляет историю. 

Например, в соответствии с классической архитектурой при строительстве храма или любого здания мы могли бы выделить алтарь или колонны, которые были более красивыми, чем остальная часть здания и были его центром..

С другой стороны, в стиле барокко предлагается создать здание, полное деталей: на полу, стенах, окнах. То же самое относится к живописи или музыке.

С философской точки зрения отсутствие центральной точки отражало сломанные идеи европейцев, которые понимали, что Европа не является центром мира и что Ватикан не является лордом Европы..

На картине отсутствие фокуса отразилось на отсутствии четких линий. По сравнению с искусством эпохи Возрождения, чьи линии и перспективы обозначали изначальное и вторичное, барокко уделяло внимание истории в произведении и процессе его создания. Он фокусируется на чувствах, которые он передает, и других факторах..

Специфические особенности барокко

Барочная литература

Патиссон Барокко - любовь навеки. Итоговый отчёт

Он характеризуется отказом от безмятежного стиля, стилизованного под классицизм. Барокко – конфликтный и драматический стиль.

В разных европейских странах в стиле барокко развивались специфические аспекты. Английские поэты развили Eufuism, в то время как во Франции и Италии это нашло свое отражение в драгоценном движении и Marinismo, соответственно.

Барокко в Испании называлось Conceptismo, тогда как Германия следовала общим тенденциям того времени..

Интересно отметить, что барокко также развивалось в Латинской Америке. Их максимальными показателями были Сор Хуана Инес де ла Крус, Педро де Онья, Бернардо де Бальбуэна и Франсиско де Террасас. Для него было характерно:

  1. Касаясь отрицательных тем, таких как голод или страдание
  2. Использование и избыток метафор, перифраз, аллитераций и гипербарических. Гипербатон или гипербарика – это фразы, в которых изменяется логический порядок предложения..
  3. Латинизация европейских языков. То есть фразы и грамматические конструкции были взяты из латыни.

Барочная скульптура 

Патиссон Барокко - любовь навеки. Итоговый отчёт

  1. Представление движения. С помощью освещения были достигнуты разные перспективы работы, если смотреть под разными углами..
  2. Представление природы, но без идеализации.
  3. Обнаженные, как в классической скульптуре, но композиции были асимметричными. Он не был призван отражать совершенство. Преобладают косые позы и серпантины.
  4. Источники и скульптуры также разработаны по религиозным, мифологическим и другим причинам. При этом скульптура дополняла архитектуру.

Барочная архитектура

Некоторые считают его не архитектурным стилем, а декоративным стилем архитектурных объектов. Характеризуется:

  1. Симметрия.
  2. Здания с большим количеством орнаментов. Колонны стали украшением, стены были заполнены картинами и потолками с фресками..
  3. Изогнутые линии преобладают над прямыми, что дает ощущение движения, которое создает оптические иллюзии. У структур были большие корабли.
  4. Изобилие окон.

Барочный театр

Патиссон Барокко - любовь навеки. Итоговый отчёт

Стиль барокко в пьесах характеризовался шестью основными правилами, которые управляли им:

  1. Он сломал с правилом 3 единицы. В соответствии с этим у каждой работы было основное действие, сценарий и день (действия происходили в один и тот же день).
  2. Сокращение количества актов: с пяти до трех.
  3. Язык был адаптирован, что позволило непривилегированным классам понять театр.
  4. Трагикомедия была введена.
  5. Важность была придана риторическим фигурам в диалогах персонажей.
  6. Метрика лирической поэзии переносится в театр.

Барочная живопись

Патиссон Барокко - любовь навеки. Итоговый отчёт

Хотя основной техникой того времени является масляная живопись на холсте, есть и другие характеристики, которые определяют дисциплину этой эпохи:

  1. Натурализм, без идеализации. Старое и уродливое также представлены. В этом смысле мы можем выделить сладострастные и преувеличенные формы, которые стали популярными.
  2. Цвет и его контрасты играют главную роль. Как отмечалось ранее, цвета играют со светом. См. Тенебризм.
  3. Движение и Экспрессивность. Картины были освобождены от геометрических композиций и симметрии.
  4. Овладение объемом и глубиной предметов. Эта техника позволила рисовать предметы, которые пришли с разных точек зрения и собрались в центре картины. Каждый с разных самолетов рассказал свою историю.

Музыка барокко 

Патиссон Барокко - любовь навеки. Итоговый отчёт

  1. Контраст Как и в других художественных выражениях того времени, музыка барокко демонстрирует большой контраст между нотами каждого инструмента и голосами певцов..
  2. Континуум был разработан. Например, одну и ту же ноту играли на разных инструментах, таких как клавесин или клавесин и виолончель. Таким образом, разница между этими звуками была оценена. Это смещение звуков сопровождалось медленными звуками.
  3. Нотальная музыка была разработана. До этого музыка была модальной и основывалась на древних модах и масштабах. В барокко была создана система весов: мажорная и минорная, с аккордами.
  4. Компас и ритм созданы. Регулярный и маркированный пульс, используемый сегодня, разработан.
  5. Инструментальная музыка становится независимой.
  6. Светская музыка была популяризирована и развита.
  7. Разрабатываются вокальные формы: опера, оратория, кантата, страсть.

Барочная опера

Патиссон Барокко - любовь навеки. Итоговый отчёт

Опера, организованная монархами в их дворцах, имела много персонажей (среди певцов и танцоров), в то время как оперы, представленные в театрах, имели мало персонажей и даже могли быть представлены дуэтами.

  1. Сценография возникает во время позднего барокко. 
  2. Кастраты становятся самыми влиятельными артистами оперы. Кастраты были певцами, которые кастрировали в детстве, чтобы сохранить свой высокий голос.

Стиль Барокко в моде и искусстве

Стиль барокко неправилен, вызывающ, громоздок. Это стиль богатства, богатства, которое не прячут, роскоши, которой не стесняются. Больше золота и больше красок!

Сначала было Возрождение, XV век, век, в который вспомнили культуру Древней Греции, Древнего Рима. Вспомнили о пропорциях, о симметрии, о композиции.

Потом пришла эпоха классицизма – всё должно было следовать правилам, всё должно было быть упорядочено, гармонично, выверено, математически точно. Всё должно было быть спокойно и строго.

Классика красива, идеально красива, математически красива, но скучна. И миру надоело скучать. В конце XVI века на смену классицизму приходит барокко.

Стиль барокко итальянцы называли «странным» и даже «пошлым». А само слово «барокко» происходит от португальского «жемчужина неправильной формы». Классицизм был правильным во всём, барокко стало не правильным, совершенно и ужасно не правильным. Слишком. Слишком, вот главное слово для стиля барокко.

Николя де Ларжийер. Портрет Людовика XIV с семьёй

Своего расцвета барокко достигнет во Франции при «короле-солнце» Людовике XIV, XVII век, короле, который говорил, что «государство – это я».

Абсолютизм – абсолютная, ни чем не ограниченная власть короля, вот ещё одна характеристика той эпохи, эпохи барокко, полная власть и полная роскошь. Плюс церковь.

Эпоха Контрреформации, в прошлые века церковь осмелились критиковать, в том числе и за излишнюю роскошь, теперь она вновь встаёт с колен, теперь вновь эпоха роскоши.

Хотите увидеть барокко в архитектуре, мы уже упоминали архитектуру той поры – Версаль, Петергоф, сюда же можно отнести Лувр, сюда же можно отнести Зимний дворец в Петербурге.

Барокко в живописи – это Рубенс, Рембрандт, Веласкес.

Вспомните картины Рубенса – там далеко не худенькие http://mylitta.ru/146-beautiful-girls.html” rel=”nofollow” target=”_blank”>девушки, нет, на них пышные женщины. Пышность в зданиях, на картинах, в одежде, пышность и в теле. Но при этом талия должна быть осиной – пышная грудь и бёдра, но осиная талия. И для этого служили корсеты.

Так при Екатерине Медичи, конец XVI века, придворные дамы при французском дворе должны были иметь талию не более 33 см. Корсеты из китового уса служили и ещё для одной цели – для декольте, в то время в моде было максимально смелое, максимально открытое декольте.

В то время в моде также совершенно белая кожа. Никакого загара, ни в коем случае! Дамы даже на улицу выходили со специальной маской, закрывающей лицо, такие маски чаще всего держались в зубах. Кожа должна быть белой, неестественно белой, а платье неестественно ярким.

Читайте также:  Белки на дачном участке или на природе - истории, советы, фото

Плюс красная, максимально яркая красная помада на губах.

  • Атенаис де Монтеспан
  • Идеал женской красоты эпохи барокко полностью воплощает мадам де Монтеспан (фаворитка короля-солнце Людовика XIV), про которую даже в её эпоху иронично говорили, что она одета в «Золотое золото на золотом».
  •  Портрет мадам де Монтеспанфаворитка Людовика XIV
  • Собственно в литературе эпоху барокко, эпоху роскоши и дворцовых интриг, а также любовных приключения неплохо описывают романы Анн и Серж Голон из серии «Анжелика», есть и несколько фильмов, снятых по этим романам, которые также являются не плохой иллюстрацией эпохи полнейшей и не ограниченной роскоши, эпохи барокко.
  •  Портрет мадам де Монтеспанфаворитка Людовика XIV

Наряд женщины эпохи барокко в первую очередь состоял из http://mylitta.ru/99-corset.html” rel=”nofollow” target=”_blank”>корсета, без него просто ни как, потом шла нереально пышная нижняя юбка на китовом усе, именно с помощью него она держала свой объём, китовый ус выступал здесь и в роли каркаса. Такие юбки иногда были объёмны до смехотворности, а кавалеры уж точно теперь вынуждены были держаться на почтительном расстояние от своей дамы, ближе они просто не могли подойти. Поверх одевалось платье с длинным шлейфом. Причём нижняя юбка, обязательно более светлая, была видна из под верхней, более тёмной, ведь она, нижняя юбка расходилась в стороны от лифа платья. В эпоху барокко в моду входят туфли на каблуке, а также перчатки, веера, зонтики и ювелирные украшения – обязательно с драгоценными и обязательно с крупными камнями.

  1. Louis XIV. 1682

Мужчинам в эпоху барокко также приходилось не сладко. Они носили штаны до колена, щедро украшенные кружевом рубашки. Кружево, вот ещё один символ эпохи барокко. Плюс длинные и обтягивающие ноги чулки.

Мужчины также носили кафтаны длиной до колена с отложенным воротником или жабо. Банты – не мужской атрибут? Поверьте, в эпоху барокко и банты, и кружево были обязательны для мужского костюма.

Туфли и те носились с бантами, а также пряжками.

Портрет Джеймса Стюарта, ок. 1637, Антонис ван Дейк

Плюс парики, пышные, напудренные парики носили как женщины, так и мужчины. Такие причёски были неимоверно пышны и не менее неимоверно высокими.

А ещё в этих париках очень часто заводилась мошкара или даже мыши, всё зависит от объёма головного убора.

И голова в таком одеянии неимоверно чесалась, а для этого были специальные палочки, с помощью которых и дамы, и кавалеры, могли чесать себе голову во время балов и официальных приёмов.

Кстати, также хорошей иллюстрацией к одежде, да и самому духу эпохи барокко могут послужить картины испанского художника Веласкеса, его многочисленные портреты испанских принцесс-инфант. Вот уж истинно барокко.

  • Porträt der Infantin Maria Teresa im Alter von 14 Jahren
  • Porträt der Infantin Margarita als junges Mädchen
  • Philip IV in Brown and Silver
  • Don Pedro de Barberana y Aparregui, with Calatrava Cross
  • К XVIII веку стиль барокко изначально сойдя до рококо, затем совсем выходит из моды.

http://mylitta.ru/478-baroque-style.html” rel=”nofollow” target=”_blank”>http://mylitta.ru/478-baroque-style.html

http://commons.wikimedia.org/” rel=”nofollow” target=”_blank”>http://commons.wikimedia.org

http://whoyougle.ru/texts/baroque-costume-history/” rel=”nofollow” target=”_blank”>http://whoyougle.ru/texts/baroque-costume-history/

Путешествие в эпоху барокко

Учебно-методический сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие в эпоху барокко».

Цели мероприятия: расширение кругозора учащихся (участников и слушателей); расширение знаний о стиле «барокко» в разных видах  искусства; создание представления «портрета эпохи»; развитие познавательного интереса учащихся; актуализация знаний, полученных в учебном курсе музыкальной литературы; развитие творческого исполнительского потенциала юного музыканта, активизация концертно-просветительской деятельности учащихся в качестве солиста и участника ансамбля; совершенствование концертмейстерских навыков; вовлечение родителей и членов семей в круг учебных интересов ребенка. Концертные номера подобраны в соответствии с исполнительскими возможностями учащихся.

Оснащение мероприятия: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийные файлы, нотный материал, музыкальные инструменты: фортепиано, цифровое фортепиано, струнные, духовые инструменты, ударная установка.

Звучит Менуэт Л. Боккерини на цифровом фортепиано (тембр «клавесин»).

  • Первый ведущий (учащийся младшего класса).     
  • Что за музыка такая
  • Нам загадочно играет?
  • Клавесин звучит уже…
  • Мы в другом ведь рубеже.

Второй ведущий (педагог). Ребята, не случайно сейчас прозвучала старинная музыка. Мы с моим маленьким другом – юным музыкантом, предлагаем вам совершить путешествие в далекое прошлое, на 400 лет назад, в XVI-XVII век.  Именно в это время появился стиль под названием «барокко» (аудиофайл Ф. Гендель «Музыка на воде» звучит фоном).

«Барокко» в переводе с итальянского означает «причудливый», «странный». Причудливость проявлялась во всем: и в образе жизни людей того времени, в архитектуре, в моде, в музыке, в интерьере.  Нам с вами предстоит посетить несколько стран.

Мой юный друг, а в какую страну ты хотел бы отправиться сначала?

Первый ведущий. Моя мечта – побывать во Франции!

Второй ведущий. Ну что же, для нас нет ничего невозможного! И мы отправимся с вами во Францию.

В то время во Франции правил Король Людовик XIV.

Обратите внимание на одежду, причёску, туфли Короля. Неправда ли очень напыщенно и вычурно. Непременным атрибутом мужчин, принадлежащих к высшему обществу, были платья, чулки, туфли с бантами и парики.

Специально для Людовика XIV в Париже был построен Дворцовый комплекс Версаля.

Своей причудливостью и великолепием он выражал богатство короля и неограниченную власть. Дворец был окружен грандиозным парком. Деревья и кусты стригли в виде конусов и овалов, цветочным клумбам придавали форму причудливых завитков.

Своим великолепием архитектуры и интерьера он поражал не только снаружи, но и внутри.

Большую часть своей жизни королевская свита, придворные дамы предпочитала проводить в развлечениях. Они совершали променады – прогулки по парку. Вместо рыцарских турниров – прогулки на лошадях.

Именно в эпоху «барокко изобрели «огненные потехи» – фейерверки. Вы слышите музыку, которая сопровождает мой рассказ? Фридрих Гендель написал её специально для королевского фейерверка и назвал «Музыка на воде». Эпоха барокко порождала развлечения ради развлечений.

Одним из излюбленных развлечений знати, были балы (видеофайл «Танцы эпохи барокко»).

Танцы исполнялись в определённой последовательности. Медленные сменялись более подвижными.

Музыканты свои мелодии черпали из народных песен и танцев. Первоначально все танцы были хороводными. По характеру – веселыми и задорными.

В XVI-XVII веках музыканты вводят эти танцы в среду светского общества, и характер танцев меняется. Они становятся более спокойными, жеманными, даже иногда с застывшими движениями.

Как вы думаете, что могло способствовать такой перемене в характере танцев?

(Дети в зале дают свои варианты ответов. Ответ: одежда, аксессуары, формы причесок).

Второй ведущий. Костюму эпохи барокко были характерны пышность, чопорность, изобилие украшений. Дамы носили неестественные, вычурные прически (фонтанж), длинные расширенные юбки с драпировками. Мужчины, как мы уже отмечали, тоже предпочитали носить напудренные парики, туфли на каблуках, украшенные бантами и пряжками.

«Королём придворных танцев становится «менуэт». Название его образовано от двух французских слов: «па меню» – «мелкий шаг». Действительно, танцующие двигались маленькими шагами, в 3-х дольном размере, умеренном темпе, делая многочисленные поклоны – «реверансы».

А сейчас наши юные придворные музыканты исполнят нам этот танец.

Люлли Ж.-Б. Менуэт. Исполняет инструментальный ансамбль младших классов: флейта, виолончель, контрабас, цифровое фортепиано (тембр «клавесин»).

Второй ведущий. Сейчас вы услышите ещё один придворный танец.

Танец гавотов, так называли жителей одной из областей Франции, придя во дворец, этот танец стали называть «Гавотом». Гавот отличает умеренный темп движения, чётный размер 4/4 или 2/2., начало с затакта и чёткая ритмическая пульсация.

Музыка гавота светлая, изящная, грациозная, иногда и с торжественным оттенком.

Госсек Ф.-Ж. Гавот (исполняется на гобое).

Второй ведущий. Музицирование при больших дворах европейских королей требовало звук сильный, яркий, полётный. И тогда взор музыкантов обратился к клавесину. Рассмотрим этот инструмент.

Своей крыловидной продолговатой треугольной формой клавесин напоминает нам сегодняшний рояль. Клавесины обычно изящно отделывались: корпус украшался рисунками, инкрустациями и резьбой.  Звук клавесина – блестящий, но мало певучий, отрывистый.

Плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине было невозможно. Для придания клавесину динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с двумя (иногда тремя) мануалами (клавиатурами).

Обратите внимание на цвет клавиш: более широкие клавиши имели черный цвет, чтобы напудренные дамские ручки лучше смотрелись на их фоне.

А сейчас, ребята, попробуйте отгадать, какой придворный танец сыграет вам следующий музыкант.

Бах И.С. Менуэт (исполняется на цифровом фортепиано (тембр «клавесин»).

Второй ведущий. Мой юный друг, ты не устал ещё от путешествия?

Первый ведущий. Нет, правда Эйфелеву башню я так и не увидел.

Второй ведущий. Конечно, ведь она была построена значительно позже.

Теперь пришло время отправиться в Италию. И, конечно, мы с вами приглашены на приём к одному из знатных вельмож.

Вот зазвучала мелодия в минорном ладу. Это звуки сицилианы. Движения танцующих – плавные, спокойные, ритм как будто покачивается (вы поймете, какой это ритм, когда послушаете музыку).

В старые времена сицилианы всегда ассоциировались с пасторальными картинками: ручеек, овечки, кудрявые пастушки и пастушки со своими наивными любовными печалями. А звук флейты был ближе к тембру пастушьей свирели.

Со временем содержание этого танца изменилось, но печать грусти осталась навсегда.

Бах И.С. Сицилиана из Сонаты для флейты и клавесина (исполняется на флейте и цифровом фортепиано (тембр «клавесин»).

Второй ведущий. Высшее общество эпохи барокко сравнивало себя с пышным садом, где на зеленом лугу цветут лучшие и самые яркие цветы.  Цветам придавалось особенное значение, они должны были передать чувства, настроение, наделялись человеческими качествами. Белая роза – невинность, ромашка – доброту, а фиалка была символом скромности, верности.

  1. Нет цветов нежней, чем розы,
  2. Но фиалки грациозней.
  3. Притаились в скромной позе
  4. Сами негой опленяют
  5. И меня же упрекают в том, что я предался грёзе…
Читайте также:  Плетёный забор своими руками: конструкция из прутьев орешника, плетёная изгородь и частокол

Доменико Скарлатти «Фиалка». Исполняет «придворная примадонна» (педагог по классу вокала) в сопровождении цифрового фортепиано (тембр «клавесин»).

Второй ведущий. А сейчас мы с вами отправимся в красивейший город Италии в Венецию. Единственным средством передвижения в эпоху барокко были вот такие лодки, которые назывались «гондолами». Они существуют, и по сей день.

Венеция – это родина карнавала, костюмированного праздника, который до сих пор проходит ежегодно, в феврале. 

Таинственные дамы, кавалеры в роскошных нарядах и кружевных полумасках, шествия и парады, уличные представления и музыка. Маски в эпоху барокко снимали запреты и стирали различия.

В XVII веке в Венеции жил композитор Томазо Альбинони, автор знаменитого «Адажио», покорившего сегодня слушателей во всех уголках Земли. Англичанка Джоан Эйкен придумала фантастическую историю про венецианского кота, который жил в водосточной трубе и спас юношу Томазо от неминуемой гибели.

Наш кукольный театр поставил спектакль. Который называется: «Венецианское адажио, или Кот, который жил в водосточной трубе». Мы с моим юным другом побывали на этом замечательном спектакле и советуем нашим маленьким слушателям посетить его.

Альбинони Т. «Адажио». Исполняет камерный ансамбль: скрипка, виолончель, цифровое фортепиано (тембр «орган»).

Второй ведущий. В 16-17 веках одним главным музыкальным инструментом становится скрипка. Появлению ее способствовало творчество великих итальянских мастеров скрипичного дела – Амати, Страдивари, Гварнери. Они довели конструкцию скрипки до совершенства, считается, что этим скрипкам нет равных и в наши дни.

А вот Антонио Вивальди, композитор, скрипач-виртуоз, который тоже жил в то время, создал для скрипки жанр инструментального концерта. Произведение, созданное для солиста, или группы солистов в сопровождении оркестра. Слово «Концерт» переводится по-разному. Это и «согласие», и «состязание».

И действительно, в концерте обязательно есть солист, или несколько солистов и оркестр. Между ними происходит, и некое состязание и в то же время должно быть обязательно и согласие. Цикл из 4 концертов для скрипки, струнного квинтета и органа (или чембало) А. Вивальди назвал «Времена года».

Первая часть “Лето” рисует картину жаркого дня и собирающейся грозы: “ Под жестокими лучами солнца человек слабеет… Не дает уставшим отдыха страх перед молниями и суровым громом … Ах, увы, не зря он боялся: громыхает, сверкает грозное небо, хлещет ливень, и травы в полях пригибает”.

Вивальди А. Лето «Гроза» (скрипка, фортепиано).

Второй ведущий. Мы побывали во Франции, Италии, а теперь у нас на пути – Германия.

Давайте заглянем в гости к величайшему гению в истории музыки, который жил и творил в эпоху Барокко – Иоганну Себастьяну Баху. Почти всё семейство в сборе.

400 лет назад домашнее музицирование было принято в каждой семье. Посмотрите, старший сын играет на скрипке, младшие поют, а сам И.С. играет на клавикорде. Мы с вами уже познакомились с клавесином, который стал придворным инструментом. Вот это клавикорд.

Сначала клавикорд использовался исключительно бродячими музыкантами и представлял собой деревянный ящик, в которой размещались узкая клавиатура и набор металлических струн. Звук клавикорда был слишком тихим и мягким, чтобы на нем можно было проводить выступления в залах перед большим количеством слушателей, поэтому клавикорд широко применялся в домашнем музицировании.

Все дети были композиторами, исполнителями на клавесине и органе, но не такими выдающимися как отец.

И Ф.Э. Бах для клавесина написал пьесу Аллегро.

Бах Ф.Э. Аллегро (исполняется на фортепиано).

Второй ведущий. Бах владел многими инструментами. Самым любимым его инструментом был орган. Сейчас произойдёт настоящее чудо! Вы увидите и услышите игру великого композитора.

Орган — один из древнейших музыкальных инструментов. Его история насчитывает несколько тысяч лет. Средневековые органы, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора сантиметров.

Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками.

Шли века, и строение органа совершенствовалось: клавиши были уменьшены; число труб, по которым нагнетался воздух увеличивалось, стали возникать инструменты ранее небывалого масштаба с мощным и богатым звучанием, сравнимое со звучанием целого симфонического оркестра – симфонические органы.

Бах И.С. Органная прелюдия и фуга ре минор (исполняется на цифровом фортепиано (тембр «орган»).

Второй ведущий. Бах – непревзойденный мастер полифонии, многоголосной музыки.

Как-то раз один из слушателей, пораженный виртуозной игрой Иоганна Себастьяна Баха, спросил у него: «Вы исполняете любую музыку очень непринужденно, Вы не скажете, как можно выучиться так играть побыстрее?».

Бах ответил: «Для того, чтобы исполнять музыку, вообще не надо учиться. В этом, конечно же, нет ничего сложного. Надо только в нужное время пальцами нажимать на нужные клавиши». Бах вообще был известным шутником.

Бах И.С. «Шутка» из оркестровой сюиты си минор (флейта, цифровое фортепиано (тембр «клавесин»).

Второй ведущий. Как известно, при жизни Баха уже появились первые фортепиано, но эти инструменты еще были достаточно несовершенным и не удовлетворяли композитора.

Но великий Бах, наверное, предвидел то, какой будет звучать музыка через сотни лет в исполнении на столь непривычном фортепиано, которое вскоре вытеснило полностью своих предшественников. Он написал мини-циклы в мажорных и минорных тональностях для всех звуков октавы.

Ребята, а вы знаете, сколько звуков в одной октаве? Их двенадцать. Каждый цикл состоит из двух произведений: прелюдии и фуги.

Бах И. С. ХТК Прелюдия и фуга до минор (фортепиано).

Второй ведущий.

Что такое барочная музыка? Михаил Казиник, современный музыковед, говорил так: «Это застывшая в веках импровизация! Все гении импровизировали. И.С. Бах – не только отец всей последующей музыки, но и отец джаза.

И когда мы услыхали великие джазовые импровизации, мы обратились к старому доброму Баху, и услыхали ещё одну деталь, что в музыке Баха все джазовые идеи: идея баса и нанизанными на него бусинами и гирляндами гармоний, идея развития темы».

Действительно, лаконичная тема развивается, видоизменяется, обрастает новыми голосами, гармониями, обретая новую жизнь. Вы слышите? Это звучит Концерт И.С. Баха для двух скрипок ре минор. А сейчас в программе нашего концерта прозвучит:

Двойной концерт ре минор И. С. Баха в джазовой обработке. Исполняет инструментальный ансамбль: два саксофона, ударные и фортепиано.

Сочинение на тему "Барокко"

Барокко – стиль европейского искусства, пришедшего, по одной из версий, в роли неоднозначной реакции на эпоху Ренессанса.

В целом считается, что родина барокко – Италия, где этот стиль идентифицируют как “жемчужину неправильной формы”. Барокко зародился в XVI веке, однако, пик его расцвета – XVII столетия.

Не удивительно, что этот стиль предстает перед нами как синтез Готики и Возрождения – литературных эпох, которые ему предшествовали.

Основная тематика литературных произведений стиля барокко – быстротечность человеческой жизни. В то время появлялось много лозунгов согласно этому тезису (“Мир – театр”, “Мир – ярмарка”, “Мир – лабиринт” и др). Одна из самых известных метафор во времена господства барокко – “жизнь – это сон”, именно она отразилась в драматическом произведении известного испанского писателя этой эпохи Педро Кальдерона с похожим названием “Жизнь есть сон”. К тому же, художники, работавшие в этом стиле, считали, что человек – лишь песчинка в бескрайнем океане. Человек обречен на смерть, а жизнь его – лишь мимолетная смесь случайностей и фортуны.

Отличительная черта барокко – грустные, пессимистические настроения. Жить в негармоничном, хаотичном мире – даже хуже смерти, потому жизнь – лишь страдание, на которое мы обречены.

Человек барокко – раздвоенный, полон контрастов: одновременно в нем может царить любовь и преданность Богу и жестокий сатанизм.

Таким, собственно, предстает перед читателями и весь барочный мир: сочетаются несочетаемые начала, реальные герои существуют параллельно с мифическими, а добро все время противостоит злу.

Характерной чертой барокко является также возвращение к культуре Античности: действия переносятся к высоконравственной Древней Греции, а герои наделены чертами личностей из античного мира. Для этого художники стиля барокко прибегали к причудливым аллегориям и метафорам, контрастов, капризности и вычурности образов.

Увлекшись причудливыми художественными средствами художники, к тому же, прибегали еще и к причудливым литературным формам.

Именно поэтому распространенными были акростихи, мезостихи (поэзии, в которых зашифровано определенное скрытое значение, чаще всего – имя адресата) и другие причудливые по своей структуре произведения.

Впоследствии появлялись удивительные стихи и за своим видом (в форме сердца, креста, звезды ромба и тому подобное).

Итак, барокко – жемчужина европейского искусства XVI-XVIII столетия, основные признаки которого – сложная метафоричность, затейливость, контрастность, пессимистические мотивы быстротечности человеческой жизни, а также возвращение к античным мотивам. Художники применяли оригинальные и интересные литературные средства, приемы, чтобы поразить читателя как можно больше.

Ссылка на основную публикацию